О пользе предварительной оценки экономического эффекта от внедрения информационной системы много писать не имеет смысла. Понятно, что обоснование клиенту выгоды в рублях, пусть даже ориентировочной, существенно повышает вероятность положительного решения.
Предлагается простой, но вместе с тем убедительный способ оценки экономического эффекта от внедрения системы электронного документооборота (СЭД). Метод неоднократно использовался нами на презентациях "1С:Документооборот" и доказал свою действенность.
Алгоритм расчета прозрачен:
1. Рассчитывается фонд заработной платы, исходя из количества сотрудников, средней ЗП одного сотрудника и количества рабочих дней. Учитываются страховые отчисления. Определяется средняя стоимость одной человеко-минуты.
2. Рассчитываются в денежном выражении статьи экономии:
— ускорение поиска документов;
— повышение эффективности управления (укрепление исполнительской дисциплины);
— ускорение бизнес-процессов;
— повторное использование документов (создание документов по шаблонам);
— экономия на канцелярских принадлежностях.
3. Статьи суммируются, строится диаграмма.
Исходные данные для расчета вводятся на основе материалов исследований, представленных в статьях:
1) Экономическая оценка внедрения системы электронного документооборота на промышленном предприятии (на примере ОАО "Подольский химико-металлургический завод") // Финансовый менеджмент. – 2008. – №3 (ссылка).
2) Экономическая эффективность внедрения системы электронного документооборота // Компания Paybot LLC (ссылка на страничку, ссылка на документ).
3) Как оценить экономическую эффективность системы электронного документооборота // Портал "PRO-Делопроизводство" (ссылка).
Расчет размещен на листе Excel, исходные данные в котором удобно изменять непосредственно на презентации, оперативно, так сказать, реагируя на замечания слушателей. Файл с расчетом можно приложить, например, к коммерческому предложению.
Преимущество метода – в его простоте. Он понятен менеджеру любого уровня и позволяет даже при заниженных значениях исходных данных продемонстрировать весьма ощутимый эффект от внедрения СЭД.
Какой-то фантастический ожидаемый эффект — есть ли замеры реального положения дел после внедрения СЭД? В сказки как-то не особо верится.
Проблема в том, что посчитать реальный эффект трудно. Вот было бы интересно почитать, как дела у этих компаний спустя пару лет обстоят. И как они монетизировали высвободившееся время у сотрудников, кого то сократили или увеличили объемы производства?
А по факту ни какой экономии нет, есть только увеличение затрат на нового ИТ сотрудника. Главный плюс, это повышение прозрачности в делопроизводстве для руководства. Экономический эффект от внедрения достигается только, когда автоматизируют однотипную задачу, выполняемую сотни — тысячи раз в день. А все подряд автоматизировать просто невозможно, например, любят прикреплять подписанные документы с печатями в формате pdf, а как потом искать? Обязывать ключевые слова руками вписывать, смысл документа перепечатывать? Делать распознавание pdf, тоже не дешевая задача.
А еще люди любят документ распечатать и в папочку убрать, оно так надежнее для них. И копятся шкафы с макулатурой в офисе, и что бы кто то избавляться от них начал, я такого не видел. А по идеи экономия на аренде помещений будет в разы выше, чем от канцтоваров.
(1)Поэтому я и дал ссылки на достаточно серьезные публикации. Посмотрите. Там есть данные хронометража и экономии.
(2)По поводу экономии на аренде помещений — хорошая мысль. На самом деле статей экономии можно придумать много, однако не все они универсальные, т. е. подходят для всех.
Цель представленного расчета — быстро продемонстрировать ориентировочный эффект от внедрения СЭД. Это инструмент продажника, а не финансиста.
А фоновое распознавание и полнотекстовый поиск по pdf и картинкам в «1С:Документооборот 8» есть и хорошо работает.