Как выбрать поставщика услуг 1С. Часть первая. Франчайзи 1C, или…? Компании, внедряющие 1С

Как определиться с выбором подрядчика? Будет ли это фирма-франчайзи, собственные сотрудники, или фрилансеры 1С?
В рамках данной статьи я дам краткий обзор плюсов и минусов каждого из вариантов, применительно к трем условным ситуациям.

Ситуация первая: Поставка и настройка «1С:Бухгалтерия» и/или поставка и настройка «1С:Управление торговлей» в типовом варианте + базовое сопровождение

Все довольно просто. Так как денег на штатных сотрудников у таких компаний нет, выбор делается между компаниями, внедряющими 1С – франчайзи и фрилансерами (сюда же входят друзьязнакомые и т.д.). Внедрение в данном случае занимает считанные часы, дальнейшее сопровождение выливается в единичные консультации и обновления. Если у вас есть надежный и проверенный товарищ, готовый произвести все необходимые работы – выбирайте его. Это будет и дешевле, и возможно даже качественнее, потому что на аналогичные работы франчайзи, очевидно, привлекают не самых сильных своих спецов. Если же решено обратиться к франчайзи, первым критерием для всех будет цена. С учетом «сложности» задачи это действительно определяющий фактов, а вот на второе место я ставлю такую вещь как «окружение оказания услуг». В это понятие я вкладываю набор дополнительных услуг и параметров, сопровождающий работу с франчайзи, например:
• Время реакции на поступивший запрос;
• Наличие личного кабинета, где можно посмотреть свои затраты, оставшиеся часы, описание выполненных работ;
• Каналы связи с фирмой – кто-то согласен только на почту, кто-то активно использует мессенджеры.
Например, в «Кодерлайн» мы разрабатываем проект автоматизации практически всех аспектов работы с клиентами через личный кабинет, а все коммуникации стараемся осуществлять по Telegram или Skype. И хотя мы пока еще используем такую вещь как ЛУРВ (кто знает — поймет), в скором времени рассчитываем перейти на полностью электронный формат оформления работ. 
А вот на регалии фирмы я не советую обращать особого внимания. Зачастую «семейные» конторы, состоящие из нескольких сотрудников, оказывают более качественные услуги, нежели лидеры рынка, так как ценность небольшого клиента для них различна.

Ситуация вторая: Внедрение 1-2 конфигураций, в том числе для автоматизации управленческого учета или управления продажами для небольшой компании

Для этого варианта выбор стоит уже скорее между франчайзи и собственным отделом. Но бюджет опять же скорее всего не позволит содержать в боевой готовности команду для проекта, а пара штатных сотрудников (один из которых, скорее всего, IT-директор) полностью загружены обслуживанием текущих систем.
Так как в таких внедрениях уже весьма важна роль документирования и качества разработки, обращаться к фрилансерам становится весьма рискованно. Подобные проекты – это второй по величине сектор, от которого живут большинство франчайзи (первый – обычное сопровождение, рассмотренный выше).
Тут выбор подрядчика становится сложнее – с одной стороны давит цена, а с другой нужно выбрать фирму (и команду), которая обладает технологией внедрения проектов, понимает, какие есть этапы, какой вариант лучше использовать (Agile или Waterfall) и т.д. Самым правильным вариантом будет предварительное знакомство с теми людьми, которых предлагают на проект. Да, не все на это идут, и пока вы будете думать, команда успеет выйти на другой проект (некоторые фирмы активно пользуются подобным временным лагом и всегда показывают на пресейлах одних и тех же топ-сотрудников, которые на самом деле уже давно работают на другом проекте, чтобы потом произнести сакраментальное «пока вы выбирали, их забрали на другой проект»). 
Хотя для многих ЛПР для принятия решения достаточно одной встречи с грамотным продавцом, который произведет должный эффект при встрече, это никоим образом не гарантирует успешность дальнейшего взаимодействия, так как продавец не отвечает за ресурсы (хотя есть исключения), и кто в итоге будет с вами работать вы поймете в первый рабочий день уже после подписания договора. Когда я еду на встречу, то сразу обозначаю, есть ли у нас руководители проектов или специалисты требуемого профиля. И на второй встрече уже презентую клиенту РП, а то и всю команду. Если таких людей нет – зачем терять время друг друга? 
Если же опция выбора (или хотя бы знакомства) команды при старте работ не предоставлена, добавьте в договор пункт о возможности замены сотрудников при определенных условиях. Если франчайзи не пойдет на это, советую искать другую фирму, так как главное в работе – результат, а для его достижения нужны соответствующие люди. Если подрядчик не может предоставить ресурсы должной квалификации, нет смысла работать с ним.

Ситуация третья: Полноценный проект по адаптации типового решения под нужды компании, портфель проектов

В отличие от небольших проектов, где решение принимают по итогам одной-двух встреч и рассмотрения коммерческих предложений, в случае с крупными проектами и необходимостью проведения тендерных процедур (в большинстве случаев) наиболее привлекательным становится организация собственного отдела, занимающегося разработкой и сопровождением 1С. Когда проекты следуют один за другим, а поддержка уже внедренных решений превращается в поток заявок на изменение, это становится основным вариантом. Однако, как показывает практика, зачастую используется иной вариант: в штат нанимаются ведущие специалисты уровня архитекторов, которые имеют небольшое количество сотрудников в штате, а большинство рабочих рук привлекается со стороны. Удаленных. Дешевых. Для франчайзи это по сути аутстаффинг сотрудников. Здесь выбор делается уже на 90% исходя из двух факторов – цены за час работы (или сразу месяца) и резюме специалиста. Оставшиеся 10% – это срок поставки такого ресурса. Нужно внедрить управленческий учет – добавьте трех-четырех соответствующих сотрудников на полгода, нужна активная разработка – нам пять разработчиков, пожалуйста… 
У нас есть ряд крупных корпоративных заказчиков, которые постоянно требуют для себя новые ресурсы ввиду старта новых проектов. При этом «старички» остаются в обойме, так как неплохо знают системы и эффективно их развивают.
В последнее время мы переориентируемся на подобный аутстаффинг, так как это с одной стороны позволяет обеспечить долговременную загрузку специалистов, а с другой – менее рискованно, нежели классические проекты полного цикла, хотя и не так выгодно.
Да, безусловно, есть крупные компании, которые хотят проекты «под ключ». И у них есть отделы закупок, которые проводят тендеры, где прописываются требования к участникам. В основном требования такие, что играть могут только ТОП-20 франчей. А то и ТОП-5. И выигрывают обычно самые титулованные и статусные. А вот делают потом проект зачастую уже совсем другие люди. Но это уже тема для отдельной статьи.

5 Comments

  1. CheBurator

    Полезного в статье — мало

    Reply
  2. Deslime

    Реклама + всем известные факты = Статья.

    Reply
  3. Biilsun

    Пользы мало…

    Причем тут «Ситуация вторая: Внедрение 1-2 конфигураций» как это зависит на сложности проекта? Установка ЗуП и Бух подвязка между собой это уже ситуация 2?

    Reply
  4. Flover

    >>И выигрывают обычно самые титулованные и статусные.

    ну или кто больше кэшбек предложит — живем в современном мире…

    >>А вот делают потом проект зачастую уже совсем другие люди

    Все верно. Особенно с ранними успешными проектами в портфеле — попросту сотрудники, которые делали эти проекты могли уволиться из компании, а новые сотрудники банально будут без опыта внедрения этих проектов.

    Reply
  5. v3rter

    ЛУРВ, Agile, Waterfall… Технологии — это внутренне дело поставщика, а клиенту «ехать», а не «шашечки»: стоимость, время, поствнедренческие расходы, неустойка ) По личному опыту, выбор поставщика 1С — это выбор конкретных, адекватных исполнителей. Методом «научного тыка», пока не найдется подходящий. В общем, чтобы правильно выбрать 1С-ника нужно время + деньги или… другой 1С-ник )

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *