Мотивация по целям. Как внедрить систему KPI (показателей эффективности)

— А разработайте мне материальную мотивацию для менеджеров по продажам?

— А чем они занимаются? какой функционал у них? а какие функции должны выполнять и не выполняет? а нагрузка текущая какая? структура отдела? а функции смежных подразделений? а цели компании на текущий год? а планы какие?……

— Да ладно вам, я вон позвонил в другое место, мне сказали за 3 дня сделают, это же менеджеры по продажам — они все одинаковые…

— Да мне-то ладно — вам нет)

Одна из ТОП-10 тем, вызывающих много вопросов у собственников — это мотивация.

Что, как и сколько платить сотрудникам, чтобы они стали работать хорошо.

Вопрос этот сильно глубже. Разработка непосредственно мотивации — это один из элементов большой системы, и он (как и все остальное в вашем бизнесе) не решается «вырванным» из контекста.

Если вы все-таки понимаете, что оклад + премия по настроению + громкий крик не самая продуктивная мотивация и нужно что-то другое, то давайте определим, зачем это нужно и как (по крайней мере, в моем мире) внедряется мотивация на основе показателей эффективности работы каждого сотрудника.

Первый вопрос: «Зачем?»

Как правило, вы уже знаете ответ на него, раз ищете решения.

во-первых — повысить эффективность: на окладе люди «размокают», их приводит в движение только ваш бодрый крик, а кричать на каждого вы уже не успеваете, да и не тем вы должны заниматься, при мотивации по целям — главный двигатель работника — это его кошелек («как потопаешь, так и полопаешь»);

во-вторых — получить больше прибыли: при грамотной мотивации каждый сотрудник имеет цель собственную, которая направлена либо на сокращение затратной части, либо на увеличение доходной — а все вместе эти цели складываются в единую, вашу личную мотивацию — увеличение ПРИБЫЛИ (тут должна быть конкретная цифра);

в-третьих — снижение затрат: в двух направлениях идет работа. 1 — KPI направлены на снижение затратной части, 2 — при правильно выстроенной мотивации, если не зарабатывает компания — не зарабатывает сотрудник и никто не в обиде;

в-четвертых — нацеленность на результат: 90% людей нужна цель и план её достижения — это и есть их KPI. Если человеку все равно куда бежать — он будет либо стоять на месте, либо от страха нарезать хаотично круги, но уж точно не направится в нужную вам точку Б (а, как правило, вы и сами её не всегда знаете);

в — пятых — внедрение грамотной мотивации структурирует ваш бизнес: в первую очередь в вашей голове наводится порядок, кто за что отвечает, по каким цифрам можно его проверить и как работает ваш бизнес;

в — шестых — повышение управляемости бизнесом: см. все пункты выше, а так же: совокупность показателей эффективности сотрудников это и есть датчики приборной панели вашего бизнеса;

в — седьмых — контроль по показателям (их автоматизация, прозрачность учета, а так же найм нужных людей на нужные места) дает возможность удаленного управления компанией без потери в прибыли.

поэтому, ответ на вопрос: «Нужно ли внедрять мотивацию по целям?» — «Конечно да!»

«Легко ли это сделать?» — «Точно нет» и вы должны быть к этому готовы и не верить в «сказки про белого бычка»….

Второй вопрос — КАК? 

Как изменить мотивацию и что для этого надо сделать. Расскажу, как это происходит при работе в консалтинге, т.е. свой опыт. (постараюсь быть краткой)

1 этап (аналитика). Аналитика бизнеса, интервью и консультации с руководителем и сотрудниками, изучение оргструктуры, изучение стратегии на год (а, как правило, разработка стратегии совместно с собственниками), SWOT-анализа, анализ внешней среды.

2 этап (аналитика Бизнес-Процессов). Изучение бизнес процессов и ключевых функций всех должностей (как правило, после аналитики процессы оптимизируем для повышения эффективности)

3 этап (Разработка целей). Цели собственников трансформируем в цели подразделений, а там уж в цели и задачи каждого сотрудника.

4 этап (Разработка KPI). Определение показателей эффективности (KPI) подразделений и сотрудников на основе определенных задач.

5 этап (Сбор информации, формирование отчетности и выставление плановых KPI). На этапе сбора статистики за предыдущие периоды для формирования плановых показателей, как правило, появляются доработки в системе учета, автоматизация отчетности.

6 этап (Разработка плана действий). Совместно с руководителями подразделений, зная цифры фактические за предыдущие периоды и плановые, разрабатываем комплекс мероприятий для достижения плана.

7 этап (Автоматизация). Система автоматизируется, готовятся форматы для каждого руководителя подразделения и форматы отчетов для руководителя и собственников.

8 этап (Тестовая эксплуатация). Это просто работа в нормальном режиме, но уже с анализом показателей.

9 этап (Фиксация работающей модели). Создание внутреннего положения о мотивации (инструкция, что бы каждый новый сотрудник без проблем входил в систему).

Вместо выводов.

Вот как-то так получается из простой задачи Разработка мотивации приходим к комплексному управленческому консалтингу, который в корне поменяет ваш взгляд на ваш же бизнес.

Есть конечно более легкие варианты: например работа над одним структурным подразделением… и я бы могла вас взбодрить и сказать, что вот сделайте отдел продаж…. Но на практике происходит так: делаем продажи и они начинают расти, все остальные части системы не выдерживают нагрузки, и тут три варианта развития событий:

— вы немного прирастете и остановитесь, из-за того что не сможете обеспечить работу системы (узкие места не дадут расти);

— вы будете вынуждены работать над остальными элементами системы и начнете плавно прирастать;

— вы будете дальше продавать, резко ухудшится качество сервиса, посыпятся жалобы, возвраты и бизнес сам себя съест (это не страшилка — а абсолютно реальная практика).

____________________

Перечитав весь текст и возвращаясь к теме мотивации. Вы все равно к этому придете. Вы сами это знаете: либо бизнес развивается, либо чахнет.

Если ваша цель развиваться, то рано или поздно вы просто физически не сможете управлять разросшимся хаосом — и вам придется наводить порядок. Поэтому главная мотивация — она ВАША.

Если у вас есть цель  — то всё остальное вы сделаете. И будете в очередной Новый Год  вспоминать с чего все начиналось и улыбаться:)

http://sale4biz.ru/upravlenie-personalom/motivaciya-po-celyam-kak-vnedrit-sistemu-kpi-pokazatelej-effektivnosti/#more-1147

16 Comments

  1. karpik666

    Совсем не густо информации.

    Reply
  2. SunShinne

    Статья слабенькая, минус. И к тому же вредная. Почему статья вредная и почему минус можно почитать в статье «Вырождение KPI и корпоративный культ Карго.» http://infostart.ru/public/272858/

    Reply
  3. Константин С.

    (2)

    Почему статья вредная и почему минус можно почитать в ст

    Очень субъективное мнение. Сколько людей столько может быть мнений.

    Если это помогает вести бизнес, почему бы и нет.

    Хотя мне учившему в институте «Нормирование и оплата труда» эти три буквы их методологические выкладки вызывают улыбку. Просто красивая обертка, дань моде.

    Reply
  4. herfis

    Кого статья чем-то заинтересовала — набираете в гугле «сбалансированная система показателей». Там в топе можно и нормальные вводные статьи найти, не то что эта.

    Reply
  5. Zabava_

    Мне всегда было интересно, как определить показатели для бухгалтера? или кадровика? делопроизводителя? С продажами все более или менее понятно, выполнил план- молодец. А бухгалтер, что для него показатель? Вовремя сданная отчетность? Так это его основная функция. А кадровик? Принял/уволил/отправил в командировку 500 сотрудников? А если не было кадровых движений? Как быть с таким должностями и функциями у которых нет количественных показателей?

    Reply
  6. tailer2

    кипии — самая яркая по отвратной пухло-гайдаровской харечке шняга, взятая мбиаевцаци из мест своих мечт

    самая простая — обозвать продавцом менеджерами

    самая тупо-трибунная — назвать кредит инновацией и инвестицией

    потому что на западе кипии распределяет между сотрудниками маржу

    а местные хари кипиаем режут переменную часть содержания рабам

    Reply
  7. Константин С.

    (5)

    Мне всегда было интересно, как определить показатели для бухгалтера? или кадровика? делопроизводителя?

    Количество обработанной информации. Введенных документов, рассчитанных человек. По количеству выполненных операций.

    Для любой операции можно придумать показатель)

    Reply
  8. Zabava_

    (7)Количество введенных документов от них не зависит. Или для того чтобы выполнить некие показатели я должна трижды ввести одну накладную? Или принимать и увольнять сотрудников ежедневно?

    Reply
  9. nihfalck

    (7) придумать можно. но будет ли смысл в таких показателях? толк от их применения, если они за уши притянуты?

    количество обработанной информации? если мне на вход дали только 10 документов — что я сделаю? не от буха зависит входящий объем.

    рассчитанных человек? что это? как исполнитель может влиять на количество человек?

    выполненных операций? это как считать эффективность программиста по количеству написанных функций))

    Reply
  10. herfis

    Если работа бухгалтера не оказывает существенного влияния на достижение поставленных перед предприятием целей, то KPI на которые влияет работа бухгалтера вообще нет смысла разрабатывать.

    KPI изначально — это вовсе не инструмент повышения абстрактной мотивации абстрактного сотрудника, как могло показаться из этой статьи (в которой смешались в кучу кони, люди). Мотивация сотрудников — отдельная глубокая тема. Она может быть прямо связана с конкретными KPI, может косвенно, а может и не быть связана вообще.

    KPI как термин неправильно употреблять вне контекста MBO и BSC, тут я согласен с (2)

    Изначально KPI — это не инструмент мотивации, хотя и связан с ней. Это инструмент контроля достижения конкретных целей предприятия. Он был придуман для контроля достижения тех целей, контроль которых плохо укладывается в стандартную систему управления предприятием и финансово-экономический анализ. Это надстройка, добавляющая контроль по ряду точно подобранных дополнительных, как правило нефинансовых показателей, сбалансированных между собой по стратегическим зонам (в BSC их декларируется четыре — бизнес-процессы, отношения с клиентами, финансы и персонал) и позволяющих более точно оценивать и направлять движение предприятия к поставленным целям. Т.е. общая концепция на самом деле очень простая, если не сказать примитивная. Зато буллшита вокруг нее — море разливное.

    Reply
  11. Константин С.

    (9)

    придумать можно. но будет ли смысл в таких показателях?

    Понятно что нужно понимать что делаешь.

    Reply
  12. SunShinne

    (8)

    Индикаторы производительности (kpi) должны зависеть от стратегии предприятия.

    Есть организации для которых конкурентным преимуществом является быстрая оплата ключевым поставщикам — значит соблюдение времени оплаты и есть главный kpi финслужбы (разумеется при наличии денег). Где-то наоборот нехватка ликвидности и нужно оттягивать платежи (хотя не факт, что за это должна нести ответственность финансовая служба).Очевидно разноска оплат от клиентов должна быть своевременная. Работа с дебиторкой. Мониторинг рисков. Соблюдение сроков сдачи отчетности. Количество ошибок в учете (выявляется внешним и внутренним аудитом). Соблюдение нормативов налогового планирования. Соблюдение сроков согласования договоров. И т.д. и т.п. Главное понимать, что kpi это не вещь себе — это индикатор, позволяющий мониторить выполнение стратегии предприятия.

    Reply
  13. SunShinne

    (5) как раз таки с продажами сложнее — выполнить план можно так, что предприятие загнется, должны быть балансировочные показатели, например удовлетворенность клиентов, удовлетворенность менеджеров по продажам, доля рынка, достаточное качество оформление документов и т.д., везде свои нюансы. Опять же, зависит от стратегии.

    Reply
  14. SunShinne

    Хорошая книга по теме: «Внедрение сбалансированной системы показателей», Horvath & Partners, 484 стр. (https://www.ozon.ru/context/detail/id/4172331/). Если её или другую подобную книгу внимательно прочитать, с калькулятором в руке и карандашом, а потом разок савтоматизировать (в плане постановки ТЗ, контроля качества его реализации и с последующим внедрением), то придет и настоящее понимание, что такое kpi. А вообще… счёты, амбарные книги и перья с чернилами всё что достаточно в большинстве случаев 🙂

    Reply
  15. user668780_xeslifex

    В выборе фактов и их оценке сказываются субъективность и личный вкус автора

    Reply
  16. user1303752

    Внедрить — просто. Это зависит только от того какую систему вы выберете. Мы остановились на АСВ (www.asv.ru). Оперативно внедрили, все объяснили, поддерживают. Сама система прозрачная. Рекомендую

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *