О моделировании при внедрении типовых систем 1С. Ценность для заказчика

Этап разработки решений — моделирование — необходим при внедрении сложных типовых систем 1С.
При написании конфигурации «с нуля» необходимость этапа разработки Заказчиком не оспаривается.
Но этап моделирования, как этап разработки решений в типовой системе, не очевиден для Заказчика: раз «типовое», то всё должно и так работать, а вы нам покажите как.

В тоже время, у Заказчика перед внедрением присутствует большая начальная неопределенность и множество открытых вопросов по деталям внедрения. Показана ценность моделирования для Заказчика.

В качестве дополнения, к статье прилагается презентация «Сущность и ценность моделирования, как разработки решений в сложных типовых системах 1С».

Первый шаг к внедрению компания-заказчик должна сделать самостоятельно. На рисунке показано уравнение ценности при принятии решения об автоматизации.

С этого шага начинается активное взаимодействие двух сторон – Исполнителя и Заказчика. Исполнитель – это:

  • носитель знаний о типовых программных продуктах
  • лучших практиках
  • методах автоматизации.

Заказчик – это носитель информации о специфике и преимуществах компании:

  • структуре
  • процессах
  • потоках информации
  • требованиях к результату
  • проблемах и противоречиях.

Заказчик со своей командой, во многом, превращается в непосредственного участника проекта, и движется к освоению новой системы. Исполнитель должен «освоить» процессы и специфику компании-заказчика, чтобы адекватно переложить их в новую систему. И это происходит не мгновенно, требует времени и итераций.

Состояние компании-заказчика перед внедрением

Состояние компании-заказчика, в которой созрела потребность внедрения современной программной системы, может характеризоваться «букетом» факторов:

  1. Разнообразие программных средств разных вендоров, кусочно покрывающих различные бизнесы и участки учета. В них вложено много сил и средств. Это итог поспевания за потребностями бизнеса и новыми технологиями.
  2. «Груз» старых систем, как тормоз для развития бизнеса, реализации новых задач. 20% сделанных доработок обеспечивает уникальность, специфику и преимущества компании. Их надо сохранить. Остальные 80 % доработок сделаны бессистемно, не используются или используются «раз в год». От них надо избавится.
  3. Внутренние противоречия между бизнес-руководителями подразделений по поводу замены/внедрения современных приложений, вплоть до неприятия новых систем.
  4. Отсутствие единого понимания путей перехода на новый уровень автоматизации, большая начальная неопределенность и множество открытых вопросов, незнание принципов проектного и консультационного внедрения ПО, большая погруженность в собственные процессы м неготовность к переменам.

В тоже время, ставятся новые бизнес-задачи, но развитие и обновление старых систем затруднено, трудоемко и выливается в «кипучую», неэффективную и затратную деятельность ИТ-служб. А воз и ныне там. Знакомая картина.

Со стороны Исполнителя работу с Заказчиком первым проводит аккаунт менеджер. Задачей аккаунт менеджера как раз является:

  • Определение реального состояния компании по этим и другим вопросам.
  • Работа с инициаторами потребности в части ориентации компании-заказчика в генерации оптимальных шагов и снятия у них части неопределенности и вопросов.
  • Подготовка к следующему шагу взаимодействия с подключением специалистов по программным продуктам.

Сделаем акцент на пункте 4. А именно: «движению компании-заказчика к внедрению обычно препятствует большая начальная неопределенность и множество открытых вопросов» по деталям внедрения, отсутствие в компаниях такого опыта, отсутствие знаний по современным программным продуктам и их эффективному применению.

Где и как Заказчику ответить на эти вопросы? Что могут предложить Исполнители?

Типовые этапы автоматизации. Моделирование

Типовые программные продукты 1С (ERP, УТ-11, Управление холдингом и др.) разрабатываются так, чтобы с помощью настроек и гибкому использованию функционала удовлетворить максимальное количество компаний. Но программы усложняются, включают в себя множество методик, внедрение блоков-подсистем требует особых компетенций.

«Примеряя» типовой продукт 1С к компании-заказчика – по каждому блоку, процессу, функции, операции, структуре данных – специалист-аналитик Исполнителя вырабатывает приемлемые решения:

  • решений может не быть или решение может быть частичным – тогда потребуется доработка типового функционала;
  • решений может быть несколько – необходимо выбрать оптимальное – доработка не требуется;
  • в некоторых случаях типовое решение может быть, но требует изменения процессов учета в компании и т.д.

Отработку решений в типовой системе 1С мы называем моделированием или разработкой решений. В силу своей значимости, оно занимает особое место среди этапов автоматизации на базе типовых систем, символизирует перенос основной трудоемкости работ по внедрению с программирования на моделирование.

Основных обязательных этапов автоматизация три – результаты одного этапа являются входами следующего этапа:

  • Этап I. Экспресс-обследование/обследование процессов и систем заказчика. Для крупных компаний и холдинговых структур обязательно проведение обследования каждого направления деятельности и/или каждой компании холдинга.
  • Этап II. Моделирование/наложение и выработка решений с подготовкой прототипа системы и написанием документа Концептуальный дизайн/проект. В нем описываются все принятые решения на типовом функционале. Если требуются доработки, то дополнительно создается документ Техническое задание.

Моделирование ведётся по блокам, короткими итерациями при наличии активной взаимосвязи с Заказчиком: создание модели – демонстрация – корректировка модели.

  • Этап III. Доработка систем, возможно, с написанием технического проекта, интеграция, обучение и запуск в эксплуатацию.

Ценность моделирования для Заказчика

По мере продвижения по этапам снимается неопределенность, вопросы реализации приобретают конкретное наполнение.  Работы по этапам I и II фактически являются аудитом внедрения 1С в компании-заказчика.

Такой аудит имеет особую ценность для Заказчика, т.е. обеспечивает ему следующие важные преимущества и контроль над внедрением:

  • предварительную оценка внедрения, т.е. уяснение этапов внедрения, их содержания, сроков и стоимости, своего участия в проекте автоматизации.
  • оценку применимости продуктов 1С к специфическим процессам компании и масштабы доработок;
  • получение предварительных решений своих задач в типовых системах 1С; а именно, получение демо-базы со сквозными примерами и её описания в виде документа Концептуальный дизайн/проект.
  • получение обучения с учетом специфики компании;
  • получение опыта и компетенций к будущему внедрению и снятие многих неопределенностей;
  • по результатам аудита внедрения Заказчик может принять решение о переходе с проектного на консультационное самостоятельное внедрение!

Для Исполнителя этапы I (Экспресс-обследование/обследование) и II (Моделирование/наложение и выработка решений) просто необходимы, т.к. на них принимаются основные решения как по реализации, так и рассчитываются объемы, сроки и стоимость работ.

Другая задача Исполнителя – построить план-график работ. Часть работ по этапам может распараллеливаться, выделяться в отдельные итерации/релизы в зависимости от методологии управления разработкой (проектом). Исполнитель должен грамотно структурировать цели/задачи, принять правильные решения по итерациям/релизам, обеспечить продуктивность команды разработки для правильной и быстрой реализации итераций/релизов, обеспечить петлю обратной связи с Заказчиком для дальнейшей разработки итераций/релизов.

В качестве дополнения, к статье прилагается презентация «Сущность и ценность моделирования, как разработки решений в сложных типовых системах 1С».

Если возникли вопросы по внедрению типовых систем 1С – обращайтесь.

Тенгиз Куправа,

Руководитель проектов ООО «Кодерлайн»,

Сертифицированный специалист-консультант по системам 1С ERP 2 и УТ-11

3 Comments

  1. json

    Было бы полезно дать в начале статьи свое определение термина «Моделирование». Прочитав статью [по диагонали] не смог догадаться, что вы понимаете под этим словом.

    Reply
  2. dddxddd

    Бьюсь об заклад, большую часть того что написано, вы сами не исполняете так как этого ожидает заказчик.

    Reply
  3. kuprava

    (2) dddxddd,

    Максимально приближенно к написанному.

    Более того, стараемся выделить моделирование

    в отдельный проект, чтобы к началу внедрения

    не было неясных вопросов.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *