SWOT анализ кризиса в IT-консалтинге

SWOT-анализ возможностей и угроз для IT-консалтинга по 1С в эпоху перемен.

Во времена кризиса (а для кого-то — это эпоха перемен) на первый план взаимодействия клиента и исполнителя встают человеческие качества, такие как честность и открытость, точность и обязательность. Профессиональные качества, по-прежнему, играют важную роль, но они находятся где-то внизу. В кризис. как никогда, очень важно установить с клиентом доверительные отношения, вас будут оценивать не по крутизне ваших сертификатов, а по вашим человеческим качествам, по умению выстраивать взаимоотношения с клиентом, умению находить решения сложных проблем и брать на себя ответственность за их воплощение в жизнь.

В данном SWOT-анализе я постарался представить новые возможности и угрозы (как внутренние, так и внешние) с точки зрения внедренца 1С, которому приходится постоянно общаться и работать с различными клиентами: какие внутренние преимущества есть у специалиста, как нивелировать негативные качества своего характера, как использовать новые возможности, которые предоставляет окружающий мир, как противостоять внешним угрозам: как со стороны государства, так и со стороны конкурентов.

 

Основные моменты я выделил ниже:

 

Сильные внутренние стороны:

— порядочность, честность, обязательность — если вы обладаете этими качествами, то будете иметь огромное преимущество перед другими исполнителями;

— оперативность — дать ответ быстро, если не можешь ответить подробно прямо сейчас, то напиши клиенту об этом и , позднее, обязательно ответь на его вопрос;

— умение проводить бизнес-анализ, программировать, грамотно писать документацию и умение обучать (хоть что-то говорить и показывать пользователям по своим разработкам);

— презентуйте результаты вашего труда: подробно расскажите и покажите на примерах то, что вы сделали, заострите внимание клиента на моментах удобства работы/сокращения времени выполнения операций;

— предложение адекватной цены за свои услуги, честная цена, без «жировой прослойки»;

— звоните. пишите, общайтесь с клиентами, напоминайте о себе. Регулярно интересуйтесь степенью удовлетворенности клиента: может что-ибудь нужно дорабтать?;

— предоставляйте результат клиенту как можно раньше – использование принципов экстремального программирования повышает удовлетворенность вашей работой;

 

Новые внешние возможности:

— клиент хочет использовать по-максимому то, что имеет — большое поле по обучению персонала, анализ неиспользуемого функционала 1С, проведение аудита бизнес-процессов с целью повышения эффективности использования средств автоматизации;

— клиент всегда сомневается, он ищет того, кто примет за него решение, кто возьмет на себя ответственность, кто возьмет его за руку и поведет, и клиент готов платить за это деньги. Возьмите на себя ответственность за решение проблем клиента, пусть он будет спокоен и уверен – вы решите его проблемы;

— клиент хочет найти постоянного партнера для решения своих проблем, и чтобы этот партнер никуда не пропадал, был всегда доступен. Предоставьте клиенту такую возможность – дайте несколько вариантов связи с Вами, просматривайте почту и перезванивайте на пропущенные звонки;

— иностранный софт дорогой — возможность внедрения отечественного софта в крупных компаниях;

— собственник бизнеса заинтересован в эффективности IT-инфраструктуры своей компании — возможность выйти на него на-прямую;

— увеличение числа мобильных сотрудников — возможность разрабатывать мобильный софт как средство превосходства клиента ;

— применение оффшорного программирования: Вы занимаетесь анализом и внедрением, а программирование можно отдать в регионы (качество программирования не ниже столичного, а цены намного ниже);

 

Внутренние слабые стороны:

— нужно всё успевать, необходим эффективный тайм-менеджмент;

— необходимы навыки публичных выступлений — теперь один сотрудник и «швец и жнец»;

— необходимо постоянно «быть в теме»: как в плане возможностей 1С (платформы и прикладных программ), так и законодательства;

— умение быстро обучаться и анализировать деятельность бизнеса клиента, т.е. смотреть на софт его глазами (глазами владельца бизнеса);

— высокая текучесть кадров в вашей компании: как только разработчик чему-то научится, то стремится перейти «на фикси» к клиенту. Нередки случаи переманивания клиентом ваших разработчиков.

 

Внешние угрозы:

— клиенты задерживают оплату;

— включение в ту же цену дополнительных работ, которые не оговаривались в Договоре с клиентом;

— демпинг цен на услуги 1С со стороны конкурентов;

— повышенное внимание контролирующих органов к вашей компании при выходе на определенный объем выручки по сбору налогов;

— перманентно изменяющееся законодательство;

 

 

Итого резюме:

Это мой, сугубо личный, взгляд на изменения в сфере IT-консалтинга в области 1С.

Доверие клиента — это валюта, которая высоко ценится. Но доверие нужно заслужить, необходимо выстраивать с клиентом доверительные отношения, стремиться «услышать боль» клиента и взять на себя ответственность за решение его проблем.

Я считаю, что сначала надо быть Человеком, а уж потом Консультантом — Внедренцем — Разработчиком.

 

3 Comments

  1. shibanovan

    ИМХО, фигня это всё. В этой стране всегда было и будет — либо ты на ком-то едешь, либо ездят на тебе. А человеческие отношения, мораль там…это не про русский бизнес

    Reply
  2. dr-wit

    Как говорится, «Лучше дружба, основанная на бизнесе, чем бизнес, основанный на дружбе».

    Конечно, клиент будет садиться вам на шею, и разговор об оплате вашей работы, выполненной сверх договора, бывает трудно начать, но именно монетизация отношений с клиентом будет той основой, на которой будут строиться долгосрочные отношения. Вы хорошо делаете свою работу, вы думаете за клиента, вы предлагаете варианты решения его проблем — и это должно оплачиваться. Проговорите его проблему, чтобы он ее услышал от вас и зацените стоимость решения (моя формула: «первое впечатление о трудоемкости умножить на три») и озвучьте ее — у вас будет от чего оттолкнуться при обсуждении. В моей практике были случаи, когда «джентльменская договоренность» была выше официальных бумаг, когда устно заключенное соглашение выполнялось и не забывались оговоренные суммы и сроки со стороны клиента, а документы оформлялись постфактум («для бухгалтерии»).

    Порядочность — очень редкое качество, которое сейчас редко встречается. Может быть оно и будет в нашей стране, но только из-за страха наказания государством.

    Я всегда удивлялся: почему в компаниях с иностранным капиталом (там где организатор бизнеса, а не только владелец — иностранцы из Европы) белая зарплата? Вроде бы и доходы не очень большие у компании, а бизнес ведут честно? Страх, страх перед контролирующими органами, который был привит в годы их обучения в Европе + традиции бизнеса (налоги у них больше чем у нас в России, а ставки по кредитам существенно меньше). Но, к сожалению, через некоторое время они тоже скатываются до уровня российских фирм (сера ЗП + конвертик).

    В нашей власти выстраивать очередь к себе как к Специалистам и выбирать тех Клиентов, с которыми нам интересно и комфортно работать.

    Reply
  3. Solovyeff

    Кто учит китайский, знает, что слово «кризис» по китайски (危机) («опасность» и «возможность»), слово «возможность» — не означает позитивный смысл, в общем это просто западная интерпретация, по типу как читаю так и думаю.То же самое и с этими письменами , слова красивые, а смысл то в этом какой?

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *