Метод КУПЭ — как новая парадигма оценки систем управления предприятием. Классификация АСУ: основные решения на платформе 1С:Предприятие







В статье предлагается новая классификация систем управления предприятием. Классификация способная дать новый и более гибкий подход к оценке потребности предприятия в информационной системе с учетом стадии его развития. Классификация систем управления предлагает делить системы на системы Проектного типа, Системы работы с Клиентами, Системы ведения Учета и Системы оценки эффективности. Также, в статье предлагается оценка самых распространенных на рынке России прикладных решений на базе платформы 1С:Предприятие 8.

Метод КУПЭ — как новая парадигма оценки систем управления предприятием.  

Классификация АСУ: основные решения на платформе 1С:Предприятие.

 

 

  1. Информационная система предприятия (ИС). Кому она нужна и почему.

  2. Метод КУПЭ как основа для классификации ИС.

  3. Классификация решений на платформе 1С:Предприятие.

 

 

  1. Информационная система предприятия. Кому она нужна.

Мы уже привыкли к термину Информационная система предприятия. И, по умолчанию, все или почти все, соглашаются с тем, что информационная система предприятию нужна. Но на вопрос, зачем именно она нужна, что должна решать и/или что хотелось бы, чтобы она решала ответить смогут уже далеко не все. А некоторые, возможно скажут, что не так и нужна им информационная система – у них и так все хорошо. Правда, в таком случае, скорее всего, те кто так ответит просто затруднятся в определении, что это такое — информационная система.

Так что же это такое информационная система предприятия? Нужна ли она предприятию, а если нужна то в каком виде? Какими свойствами должна обладать, чтобы становится полезной и значит нужной для работы предприятия?

Давайте для удобства дадим здесь определение Информационной системе предприятия:

Это совокупность способов и методов получения знаний о происходящих процессах внутри и во вне предприятия, обрабатываемых управленцами и направляемых на достижение поставленных предприятием целей.

В таком определение подчеркивается управленческая функция информационной системы. И в дальнейшем анализе нас будет интересовать информационная система в ее способностях поддерживать и сопровождать процесс  управления. Иначе говоря,  поддерживать цикл: сбора данных — определения целей – планирования действий – исполнения действий – повторного сбора данных и их анализа (контроля) и так далее.

Таким образом, нас будут интересовать такие информационные системы, которые принято называть системами управления предприятием. Из всего множества информационных систем или в нашем случае систем управления, в дальнейшем будем вести речь об автоматизированных  системах управления.  Во-первых, потому что интерес представляют такие системы управления, использовать которые без автоматизации неэффективно или просто невозможно*, и, во-вторых, потому что основная цель данной статьи — предложить подход к классификации автоматизированных систем управления и дать инструмент оценки систем, имеющихся сейчас на рынке, а также продемонстрировать как может быть использован предлагаемый подход на конкретном примере, на самых распространенных программах известного производителя. При этом классификация будет построена не в терминах традиционного функционального подхода ERP, MRP, BPM, WMS и др., а в терминах более понятных бизнесу и что более важно в более ценных для бизнеса категориях.

_______________

*В самом деле, когда мы говорим об автоматизации, мы говорим об автоматизации каких-либо наших действий. Сами действия существовали, кончено, и раньше, до автоматизации. И до автоматизации выполнялась, например, отправка почтовых сообщений, велся учет поступлений товаров, проводилась запись в журнал регистрации заявок клиентов и т.д. и т.п. Необходимость же в автоматизации возникает тогда, когда  предприятие начинает нести прямые или косвенные потери при выполнении действий прежним способом, «по старинке». Иначе говоря, автоматизация целесообразна тогда, когда потери компании от ее отсутствия начинают заметно превышать затраты компании на ее создание и последующее сопровождение.

 

  1. Метод КУПЭ как основа для классификации.

Для решения поставленной задачи воспользуемся идеями методологии КУПЭ4. Данная методология рассматривает процессы, происходящие на предприятии не через обычно используемые в таких случаях понятия функций и бизнес-процессов, а через рассмотрение выполняемых сотрудниками действий в краткосрочной и долгосрочной перспективе во внешней и внутренней среде. 

 

Кратко, приведем здесь ее основные положения:

1. Успешность компании заключается в ее способности управлять внешними и внутренними взаимодействиями в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Данные способности существенно увеличиваются при использовании четырех  типов систем управления:

      • Системы управления проектами,

      • Системы управления клиентами,

      • Системы учета и управления оперативной деятельностью компании,

      • Системы управления эффективностью компании.

Информационные системы являются лишь инструментами. Они смогут принести пользу наиболее эффективно если будет реализованы на практике соответствующими стилями менеджмента, в подходе КУПЭ, наиболее сочетаемыми со стилями менеджмента описанными в подходе Ицхака Адизеса.

2. Жизненный цикл компании графически на линии времени и финансовых результатов представляет из себя вид холма: в начальной стадии рост, в конечной стадии снижение. Связано это с величиной способности компании реагировать на растущую сложность бизнес-процессов.

3. Периодически возникающие на разных этапах развития организации кризисы, не преодолев которые организация либо прекращает деятельность, либо остается на прежнем этапе без перспектив роста происходят вполне закономерно и связаны со ступенчатым изменением сложности бизнес-процессов и величины способности компании реагировать на эти изменения.

4. Кризисы этапов можно успешно преодолевать если знать закономерности развития и использовать соответствующие технологии менеджмента с соответствующими информационными системами в кодировке КУПЭ.

5. Стадию старения компании можно успешно избежать и продолжить развитие, если  компания имеет компетентную команду управления и соответствующую систему управления.

В подходе, также, приводятся эффективные сочетания менеджерских стилей и кодов информационных систем.

 

Итак, согласно методологии КУПЭ в своей жизнедеятельности компания проходит определенные этапы взросления или роста, которые можно наблюдать в нарастании сложности процессов взаимодействия, появлении новых задач коммуникации во внутренней и внешней среде, увеличения количества лиц как принимающих решения, так и количества исполнителей. На каждом этапе более важными становятся тот или иной тип информационной системы или их определенная совокупность.   

Далее приведем здесь карту категорий автоматизированных информационных систем расположенных в карте краткосрочной и долгосрочных перспектив во внутреннем и внешнем окружении4 (Рис 1)

 Карта категорий информационных систем

Согласно Рис. 1. к группе программ управления клиентскими взаимодействиями относится программы CRM и программы управления лояльностью.

К категории программ эффективности относятся системы ССП (система сбалансированных показателей) и как ее часть или как самостоятельные системы — системы мотивации KPI (ключевые показатели эффективности).

Учетная группа, представляет собой самую представительную группу программ. Она включает в себя и системы регламентного учета и частично системы управленческого учета, и системы производственного назначения, логистики и т.д.

Отдельную группу представляют программы управления проектами.

 

Таким образом, используя методологию КУПЭ, мы можем классифицировать автоматизированные системы управления: К- клиентские системы управления, У – учетные, П – проектные, Э – эффективности.

 

Данный подход представляется еще особенно ценным, поскольку такая классификация тесно связана с жизненным циклом компании, с  ее развитием (Рис 2).

 График этапов развития информационных систем

По сути, данная классификация является новой парадигмой в оценке систем управления предприятием. Классификация дана, с одной стороны,  в универсальных, подходящих практически всем предприятиям понятиях, а  с другой стороны, выражена в более ценных для бизнеса категориях. Кроме этого, мы получаем динамическую модель развития информационной системы предприятия.

Применяя эту классификацию можно получить  следующее:

— оценить текущие автоматизированные системы управления используемые в компании;

— оценить информационный профиль компании, даже если в компании еще нет никакой автоматизированной системы, наметить план внедрения АСУ в компании для её дальнейшего успешного  развития и достижения стоящих перед компанией целей;

— определить сильные и слабые стороны компании по направлениям деятельности: проектной, клиентской, учетной, работой с эффективностью;

— дать ориентир для оценки и последующего выбора существующих на рынке автоматизированным системам управления, чем мы далее в этой статье и займемся.

 

 

  1. Классификация решений на платформе 1С:Предприятие.

 

В предлагаемом подходе нужно определить на каком этапе развития находится компания и произвести соответствующий выбор наиболее подходящей системы управления. Иначе говоря, информационную систему рекомендуется выбирать стоит ту, которая больше всего соответствует этапу развития компании. Или выбирать систему стоит ту, которая подойдет компании с учетом ее роста.

Для дальнейших оценок введем шкалу классификации или код классификации информационных систем:

Возьмем за основу буквенное обозначение кодировки информационных систем.  Обозначим их первыми буквами по названиям категорий:

 

К — клиенты, У — учет, П — проекты, Э — эффективность

 

Цифрами обозначим степень наличия соответствующего признака информационной системы:

0 – признак отсутствует,

1 – признак присутствует слабо,

2 – признак присутствует средне,

3 – признак представлен значительно.

Таким образом, например обозначение к0 означает, что в системе признак отсутствует, К3 – в системе признак присутствует очень хорошо.

 

В следующей таблице объединим  категории информационных систем и степень наличия основного признака.

 

Таблица 1. Степень наличия признака в категории информационной системы.

Наименование категории системы

Кодировки

1

Системы управления отношениями с клиентами

к0, к1, К2, К3

2

Учетные системы, включая системы оперативного учета

у0, у1, У2, У3

3

Проектные системы

п0, п1, П2, П3

4

Системы анализа эффективности

э0, э1, Э2, Э3

 

Для удобства в другой таблице приведем сводную таблицу этапа развития компании и категории информационной системы рекомендуемой на соответствующем этапе.

Таблица 3. Соответствие этапа развития компании и категорий системы управления.

 Соответствие этапа развития компании и категорий системы управления

Соответствие этапа развития компании и категорий системы управления

Из Таблицы 3 следует, что главным признаком наличия подходящей информационной системы, готовой к изменяющимся требованиям бизнеса и рассчитанной на его развитие является наличие в ней всех четырех компонент К, У, П, Э (клиентской, учета, проектной и эффективности)

Дополнительно это можно проиллюстрировать следующей таблицей сочетания информационных систем:

Варианты взаимодополняющих систем по классификации КУПЭ

Из данной таблицы видно, что отличной системой будет такая система, которая характеризуется наличием всех четырех признаков. Интересно отметить, что при такой подходе можно ввести количественную характеристику оценки системы управления. Максимальная оценка, которой по критериям КУПЭ в таком случае будет 12 баллов.

Это можно взять за критерий четкой, а не субъективной оценки полезности информационной системы.

Для иллюстрации практического применения данной методологии возьмем самые распространенные на рынке России решения на базе платформы 1С:Предприятие 8.

Оценка по КУПЭ базового набора решений на платформе 1С:Предприятие 8

Как ранее уже было сказано, и хорошо видно из Таблицы 5 учетная группа программ самая представительная.

В этой таблице учетные блоки в совокупности оценены в 3 балла. Соответственно каждому учетному блоку в УТ, БП, ЗУП  дана оценка по одному баллу.   

Из таблицы видно, что оптимальным решением по количеству баллов и стоимости системы управления является решение 1С:Управление торговлей.

В предложенном подходе оценки систем управления в качестве символьного или графического обозначения системы удобно использовать следующую нотацию:

 Обозначение кодировки КУПЭ

 

Где обозначения т3,у3,з3,п3 обозначают вид программ в учетной группе (Т — учет торговых операций, У — учет регламентных операций (бухгалтерский учет), З — учет заработной платы и П — учет производства). 

 

Таким образом, система обозначенная по классификации КУПЭ кодом «2 3 1 0» будет означать следующее: клиентская составляющая представлена хорошо, учетная отлично, проектная слабо, эффективности не представлена совсем.

 

Интересно заметить, что оценивая информационные системы в таком наглядном виде становится понятным почему надолго к решениям на базе отечественной платформы 1С прилип ярлык учетных систем. Проявление учетной составляющей доминирует в решениях являющимися исторически основными от фирмы 1С. Хотя, радует, что линейка продукции этого нашего отечественного производителя постоянно расширяется и предлагаются и спектр других решений, уже из области стратегического управления предприятием.

 

Таким образом, в настоящей статье предложена новая классификация систем управления предприятием. Предлагаемый подход дает возможность оценить информационные системы по  наличию в них важных составляющих для управления в краткосрочной и долгосрочной перспективе, во внутренней и внешней среде в контексте эволюционного развития предприятия и необходимой для предприятия системы управления. Она выражена в терминах более понятных бизнесу и ценных для развития бизнеса.

Опираясь на нее можно составить видение как стратегического, так и текущего развития  систем управления предприятием, получить ориентир для в постоянном развитии и совершенствование своего бизнеса.

 

Автор — Игорь Недавний, к.т.н., ИТ архитектор, аудитор.

 

Список литературы

  1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Ицхак Калдерон Адизес: Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 262 с.
  2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.
  3. Адизес И. Управляя изменениями (+CD). – Спб.: Питер, 2008. — 224 с.
  1. Недавний И.О. Эффективное применение информационных систем или как стать суперкомпанией. – //infostart.ru/public/298462

 

2 Comments

  1. PAVI

    Проблема статьи в том, что некоторые таблицы не читаются из-за мелкого шрифта

    Reply
  2. INed

    Это наверно относится к таблице 3? Постараюсь сделать более читаемой.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *