Дмитрий Павлов
Директор по развитию и внешним связям Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП), имеющего сертификат Международной Аккредитации Качества — IQA (International Quality Accreditation) и международную аккредитацию Ассоциации АМВА (Великобритания).
В прошлом – топ-менеджер (в статусе исполнительного директора, 1-го заместителя генерального директора, руководителя офиса управления проектами) крупных и средних компаний Северо-Западного региона. Обладатель Золотого Знака PMI (США) «За вклад в развитие управления проектами в России».
Мы спросили его, как должен думать человек, чтобы стать успешным руководителем. И вот что он ответил:
«Различные типы мышления – популярный сюжет в психологической и бизнес-литературе. В бизнес-школах развивают навыки стратегического мышления. Системного мышления. Концептуального мышления. Визуального мышления. Творческого мышления.
И критического тоже. Хоть и реже. Многие полагают, что это – более общечеловеческая область, чем профессиональная. Попробую коротко поделиться своими соображениями на этот счет.
Через нас, как через фильтры на водоперекачивающей станции, проходят огромные объемы информации.
За любой информацией стоят чьи-то интересы и деньги. Часто – большие. Информация становится все более односторонней и ангажированной. Оказываясь в поле такой информации, человек, независимо от уровня своего образования или интеллекта, быстро утрачивает навыки критического отношения к тому, во что его заставляют поверить.
Если определить мышление как "выход за пределы имеющейся информации", то критическое мышление – особый тип мышления. Особое отношение к получаемой информации. Выход за ее пределы для ее же критического переосмысления.
Многие ставят критическое мышление на одну ступеньку с качественным мышлением, проводят знак равенства. Я считаю, что критическое и качественное мышление соотносятся между собой как часть и целое.
Например, умение передать сложную мысль простыми словами – признак качественного мышления, но не факт, что человек, владеющий таким умением, будет автоматически критически мыслящим.
Ключевые признаки критического мышления:
1. Потребность в дополнительных доказательствах, подтверждающих или оспаривающих полученную информацию
2. Умение задавать новые вопросы самому себе в отношении увиденного/услышанного
3. Открытость альтернативным точкам зрения ("антиригидность")
Критическое мышление – вершина пирамиды мыслительных умений человека в понимании выдающегося американского психолога, методолога обучения Бенджамина Блума (Benjamin Samuel Bloom).
Блум называет это умение оценкой (evaluation), связывает с ценностями (values), которыми руководствуется человек, но, по сути, говорит именно о критическом мышлении.
Ученые, развивающие учение Блума, выше умения "критически оценить" ставят умение «критически оценив, создать новое» (сreating).
Насколько этот навык важен в менеджменте – определять каждому руководителю, формирующему или развивающему свою команду. Многое зависит от отрасли, особенностей корпоративной культуры и сложившейся модели корпоративных компетенций.
Многое, очевидно, зависит от самого лидера, его ценностной и мировоззренческой платформы».
Подробнее о теме своего выступления на онлайн-конференции «Гнев и слезы руководителей» Дмитрий Павлов рассказал в видео-визитке:
А вы согласны с нашим экспертом? Пишите в комментариях и присоединяйтесь к конференции.
Вот только один момент. Скажем, есть задача построить Дом. Такой правильный Дом, при строительстве которого не будет допущено ошибок. Нужно будет произвести различные изыскания, расчеты и проектирование, тесты строительных материалов., согласование с различными контролирующими органами. А потом еще и произвести независимую экспертизу. Все это требует огромных материальных и временных ресурсов. И даже если такой дом будет в конце концов построен, то вряд ли он окажется абсолютно правильным. Так вот интересно, в какие моменты нужно включать критическое мышление, а в какие отключать?
(1) Нет понятия «правильный»! Есть бюджет, риски, ресурсы. Под какие-то требования в соразмерности бюджету с учётом имеющихся возможностей (ресурсов) и допустимых отлонений (рисков) формируется план.
Ну, а дальше всё как обычно:
* построить что-то попроще, но качественно. Т.е. оплатить за риски за счет функционала.
* построить круто и качественно, но ничего не заработать
* можно наплевать на риски в виде качества (материалы, квалификация персонала), больше получить «навар»
и т.д.
Мне кажется, изначально у руководителя должно быть понимание по какому направлению он работает, ну или как минимум не шататься ежеминутно. И в каждом из этих вариантов критический взгляд быдет выдавать разные решения дальнейших действий.
(2)
Ну хорошо, нет понятия правильный. А тогда , что считать ошибкой?
Приведу пример: лекарство Виагра разрабатывалась как лекарство против СПИда, но в результате исследований обнаружили побочный эффект, который и стал определяющим для этого лекарства. Ошибка?
(3) Ошибка — это несоответствие новым требованиям, неважно, поступили они через 10 минут или через 10 лет. Хотя до появления ошибки некоторые проекты успевают окупиться (и прожить целую жизнь).
(1) Критическое мышление отключается когда Дома нет. То что мы строим для кого-то сравнивается не с тем, что у него есть, а с тем, что есть у нас. Строитель — не сапожник. Лучше чем как есть делать не будет (максимум — как для себя).
Мы продаем программу (SAP тоже) не основываемся на том, в чем у клиента сейчас учет и какой. Best practice это лучшая практика из того что может продавец ПО на сегодняшний день и больше ему нечего предложить. Если клиент хочет ювелирку, он не идет на блошиный рынок, верно?
(6)
Интересная мысль, но спорная …. Я так понимаю, у улитки критическое мышление всегда за спиной 🙂
(7) Именно так, если у нее все хорошо, то все что вы ей предлагаете должно быть невообразимо распрекрасным и тоже бесплатно и так же удобно. Поэтому если клиент ищет «такое же, но с перламутровыми пуговицами» — это не наш клиент, а демонстрировать на себе именно то что ему нужно уже не позволяет возраст.