А чем занимаются ваши менеджеры?

Статья о том, кто же такие настоящие менеджеры, почему они так дорого стоят и откуда в компании столько людей, которые ни за что не отвечают.

В настоящий момент понятие менеджмента изрядно затёрлось бесконечным необдуманным применением. Мы постоянно сталкиваемся с «менеджерами по продажам», «менеджерами по закупкам», «менеджерами по туризму» и прочими «менеджерами». Однако в переводе с английского management – это руководство, управление, администрирование. В рамках предприятия можно сформулировать определение менеджмента как руководство группой людей в рамках общих целей и средств их достижения. Таким образом, менеджер (или управленец) должен выполнять следующие функции:

1. Анализ текущего состояния подчинённой группы и внешнего окружения. Управленец должен постоянно задаваться вопросом, что происходит с его подразделением. А именно, каково состояние личных (Soft skills) и профессиональных (Hard skills) компетенций сотрудников в настоящий момент времени, как их необходимо развивать и зачем. Управленец должен оценивать риски, которые могут возникнуть внутри его подразделения, например уход сотрудников в другие компании, прорабатывать данные риски для снижения вероятности их возникновения и минимизации последствий, если они всё-таки возникли. 

В рамках анализа внешнего окружения управленец должен понимать, как выстроены каналы коммуникаций между подразделениями в компании, как организована работа и кто ставит его подразделению задачи. Если компания внедрила сервис-ориентированную архитектуру, то эта обязанность трансформируется в поиск угроз для уровня сервиса и возможностей для повышения его эффективности.

2. Декомпозиция задач, полученных от вышестоящего менеджера. В рамках стратегического менеджмента руководитель получает огромную задачу, которую он должен разбить на отдельные подзадачи для каждого из своих сотрудников. Если менеджер не сделает этого, а просто «бросит» задачу своим подчинённым, то высока вероятность провала.

3. Делегирование задач. Руководитель должен расставлять задачи согласно компетенциями своих сотрудников, в противном случае это будут попытки забить гвоздь микроскопом, так как помимо увеличения времени на выполнение задачи, вырастает и вероятность ошибок. Также следует отметить, что ответственным за выполнение «основной» задачи по-прежнему является сам руководитель. К сожалению, некоторые недобросовестные управленцы часто грешат попытками «делегировать» эту ответственность на подчинённых вместе с задачами.

4.  Координация сотрудников в процессе исполнения задач. Одна из самых важных функций руководителя. Она заключается в обеспечении сотрудников ресурсами, необходимыми для выполнения поставленных задач. Ресурсы могут быть различными, в том числе финансовые, коммуникационные и т. д.

5. Контроль результатов. Самая простая обязанность, заключающаяся в сверке полученных результатов с плановыми. Контроль может быть промежуточным и конечным.

В менеджменте существует такое понятие как уровни менеджмента. Укрупнённо их можно выделить четыре. На самом нижнем находятся старшие специалисты, на следующем руководители отделов, затем руководители служб, а завершается всё советом акционеров, собственниками и наёмным генеральным директором. Приведём пример: уровень 1 – старший программист, уровень 2 – руководитель IT отдела, уровень 3 – IT директор, уровень 4 – генеральный директор.

Разные уровни менеджмента не только отражают корпоративную иерархию, но и имеют различные назначения. 

Так, четвёртый уровень менеджмента занимается стратегией, то есть проработкой модели действий для достижения целей компании. Эта модель действий должна строиться на четырех блоках: финансовом, клиентском, процессном и блоке персонала. Согласно системе сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC) для достижения изменений финансовых показателей необходимо внести сбалансированные изменения в остальные три блока. Разработка и согласование изменений по всем четырём блокам и является основной задачей менеджеров этого уровня.

Менеджеры третьего уровня должны выполнять две ключевые функции: организация работы службы (проектирование бизнес-процессов, параметров их измерений, назначение и развитие менеджеров 2 уровня, налаживание коммуникации с другими службами) и тактический менеджмент. Если с пониманием первой функции вопросов, как правило, не возникает, то со второй менеджеры регулярно испытывают проблемы.  Эта функция состоит в том, что полученную от высшего руководства обобщённую задачу необходимо преобразовать в конкретные задачи с измеримыми критериями и внятными формулировками для менеджеров второго уровня.

Менеджмент второго уровня занимается операционным руководством и балансировкой показателей в рамках утвержденных бизнес-процессов.

Старших специалистов зачастую и вовсе не выделяют в отдельный уровень менеджмента, так как они скорее выполняют наставническую функцию для линейных сотрудников.

С какими же проблемами в управлении наиболее часто сталкивается средний российский бизнес?

  • Нежелание нести ответственность за результаты своей работы.

Эта проблема наиболее характерна для менеджеров второго и третьего уровня. Поставив своим подчинённым задачу, они считают, что это больше не их головная боль и в случае провала задачи назначают виновными кого-то из своих сотрудников. Однако бонусы за успех мужественно принимают на себя.

Решением в этой ситуации может стать финансовая ответственность менеджера за результаты работы всех его подчиненных: в случае провала какой-либо из задач отдела, бонус не получит руководитель.

  • Нежелание менеджеров заниматься координационной деятельностью.

Нередки ситуации, когда на совещании высшее руководство объявляет, что в следующем году прибыль предприятия должна быть увеличена на n%, даже не проанализировав, обладает ли компания достаточным количеством ресурсов для достижения этого показателя. Так же поступают и руководители третьего и второго уровней, надеясь, что их подчиненные каким-то образом сами изыщут ресурсы и возможности для выполнения возложенных на них задач. Результат обычно плачевен. Внедрение ERP-системы силами одного-двух линейных специалистов – яркий тому пример.

  • Отсутствие у менеджеров восприятия компании как единого целого.

В большинстве случаев характерно для менеджеров третьего уровня. Совещание с такими управленцами напоминает игру в «горячую картошку» — для каждого главное, чтобы у его подразделения были отличные результаты, результаты других подразделений для них не важны. Например, коммерческий директор с гордостью докладывает, что его служба в этом месяце получила на 40% больше заказов, и его совершенно не беспокоит, что производственных мощностей компании не хватит чтобы обеспечить исполнение такого количества заявок. Несогласованность в работе подразделений может дорого стоить компании.

В качестве решения опять же можно воспользоваться финансовой мотивацией: размер части бонуса должен зависеть от общих результатов компании, а не от результатов конкретного подразделения.

  • Hard skills = management skills?

Многие люди отчего-то уверены, что для того, чтобы стать хорошим руководителем отдела, человек должен быть экспертом в деятельности этого отдела. Если руководствоваться такой логикой, то IT-директор должен программировать на нескольких языках, разбираться в нюансах сетевой инфраструктуры, а также с легкостью консультировать пользователей по всем программным продуктам, используемым в компании. Что уж говорить о генеральном директоре…

В реальности же при переходе старшего специалиста на 2 уровень, у него появляется масса обязанностей, никак не связанных с ранее выполняемой профессиональной деятельностью. Новоиспечённый управленец пытается сохранить накопленную экспертность и относится к управленческим задачам как к обременению, которое на него возложено. Добавляет стресса и тот факт, что отныне необходимо нести ответственность за результаты работы других сотрудников. В итоге, в большинстве случаев сотрудник саботирует свои обязанности управленца в пользу работы специалиста. Отличительной чертой таких руководителей становятся бесконечная текучка кадров и постоянные авралы. Дело в том, что менеджер – это отдельная профессия, а сотрудника никто не спрашивает, хочет ли он сменить свою нынешнюю профессию, ведь повышение — это всегда хорошо.

Переход со второго на третий уровень менеджмента тоже не всегда осуществляется безболезненно, ведь руководитель второго уровня должен работать по чётким регламентам с измеряемыми показателями. А разработать их и внедрить – это задача руководителя третьего уровня.  Если для второго уровня развитые управленческие компетенции желательны, то для третьего они являются жизненной необходимостью, поскольку менеджер именно этого уровня выстраивает работу в своей службе и отвечает за уровень сервиса, отказываемого ею внутренним и внешним клиентам. Такой управленец должен проходить отдельное обучение, например, системное и специализированное обучение MBA.

Во многих компаниях финансовая политика в отношении управленческого состава выстроена таким образом, что результаты его работы не слишком сильно влияют на довольно высокий оклад. Поэтому чтобы не сталкиваться с вышеописанными проблемами, следует пересмотреть эту политику в пользу небольшого оклада и системы бонусов, размер которых будет напрямую зависеть от результатов работы менеджера и его подчиненных.

И, конечно же, не стоит забывать о необходимости постоянно повышать квалификацию управленческого состава. Тренинги, курсы, профессиональная литература для сотрудников – это хорошее вложение в долгосрочный успех компании.

Предшествующая статья //infostart.ru/public/943149/

22 Comments

  1. wowik

    мало картинок в статье!

    Reply
  2. rossoxa

    (1) можно пример?

    Reply
  3. echo77

    (2) ИМХО, неплохой пример https://infostart.ru/public/948440/

    Reply
  4. herfis

    Не люблю такие статьи. Какие-то «капитан-очевидность», да еще и без огонька.

    Что-то новое тут может узнать только человек, который такой типа впервые задается вопросом «опа, а что такое менеджмент?», и бац — на глаза первой попадается именно эта статья. Невероятное совпадение.

    Reply
  5. acanta

    Специалист обычно сидит и работает, а в должности ИТ- директоров сплошная текучка кадров. Селяви.

    Reply
  6. wowik

    (3) вот это отличный пример. он как раз и «всплыл» в памяти первым.

    Reply
  7. rossoxa

    (4) К сожалению, на практике с подобными проблемами управления приходиться часто сталкиваться. Поэтому консолидировал в одном месте

    Reply
  8. rossoxa

    (5) есть такое. Проблема компетенций ИТ директоров

    Reply
  9. rossoxa

    (6) спасибо. Подумаю над этим. Меня например картинки не технического характера, отвлекают

    Reply
  10. acanta

    (8) Нет конечно, это проблема компетентности работников всех служб, его подчиненных и HR.

    Reply
  11. herfis

    (7) Если с такой точки зрения — то нормально. Оно и выглядит как «шпаргалка».

    Reply
  12. rossoxa

    (1) к сожалению наша это проблема.

    (10)это сарказм?

    Reply
  13. rossoxa

    (11) это набор очевидных выводов из очевидных истин. Проблема в том, что в бизнесе среднего уровня я постоянно сталкиваюсь с «псевдоуправленцами»

    Reply
  14. acanta

    (12) на основании чего вы выдвинули такую гипотезу?

    Reply
  15. rossoxa

    (14) предположил, что в комментариях к статье о безответственности управленцев, с них не будут предлагать снимать ответственность. За свой провал ИТ директор отвечает сам. А не сотрудники, служба персонала и генеральный директор.

    Reply
  16. acanta

    (15) я бы предложила составить сравнительную таблицу. В левой колонке требования, которым должен отвечать настоящий управленец, в правой — показатели по которым можно определить что управленец требованиям не отвечает. Это критерий научности, если вы помните.

    Таблица визуально воспринимается как картинка, и в тоже время способствует структурированию информации.

    Reply
  17. dsdred
    В настоящий момент понятие менеджмента изрядно затёрлось бесконечным необдуманным применением.

    Оно с начала 2000 затерлось. Все иностранные слова попадающие к нам чаще всего теряют свой смысл…

    «Менеджер по чистоте», «Менеджер по переносу тяжести» и т.д. — Это лишь показатель на сколько неквалифицированные люди решили взять в обиход слово «Менеджер». А ветер с Москвы дул… После чего сие распространилось везде.

    Рыба гниет с головы.

    Reply
  18. rossoxa

    (16) хорошая идея

    Reply
  19. user933635

    «Многие люди отчего-то уверены, что для того, чтобы стать хорошим руководителем отдела, человек должен быть экспертом в деятельности этого отдела. » — думаю, мнению этого специалиста можно доверять https://www.rbc.ru/newspaper/2018/11/23/5bf53fbf9a794785df0cf253?fbclid=IwAR0_EuUs-jELM7ZsGxOByjrVHi1Mw_qrYNLi0O2OgzcfjBW0V4IOHI_EQ-k

    «псевдоменеджеры» и появляются из-за того, что они не компетентны в специфике бизнеса компании, которая их наняла выполнять конкретную работу. Есть исключения, но там скорее все решает лидерство и харизма, таких единицы.

    Reply
  20. user933635

    (8)

    есть такое. Проблема компетенций ИТ директоров

    А некомпетентность руководителей других подразделений вы исключаете? Вот если виноват кто в чем, так это ИТ-директор… ???

    Специалисты часто уходят в том числе потому, что их компетенции никому не нужны. А просиживать зад, простите, у них нет желания. Да и на рынке они востребованы. Текучка скорее говорит об уровне зрелости собственника и топ-менеджеров компании в плане применения современных технологий. И не только ИТ.

    Reply
  21. rossoxa

    (20) не исключаю. Но приходя в компанию на позицию ИТ директора желательно понимать «фронт работ»

    Reply
  22. Skif1989

    Я работал со старшим программистом он же был (все в одном лице), жуткое зрелище…

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *