Продолжение моего учебного курса по проектному управлению. Предыдущие материалы:
1. Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера
2. Три фундаментальных принципа проектного управления
3. Роли в проектном управлении
4. Управление заинтересованными сторонами
5. Устав проекта — это скорлупа яйца
После того, как у вас готов устав, спонсор уже не будет (по-крайней мере, так должно быть с точки зрения методологии) вникать в подробности. Это не школа и не институт, и конкретные шаги, которые вы совершаете по проекту – это ваши проблемы, а спонсор ждет результата. За менеджером никто не бегает и не спрашивает, планирует он или нет, насколько хорошо он планирует. У вас в уставе все написано, тройственное ограничение заложено.
И методология говорит: дальнейшие шаги каждый менеджер может подстраивать под себя, как ему удобно. Действовать можно по-разному. Но большинство менеджеров в мире каким-то образом пришло к определенному алгоритму, который я здесь и рассказываю. И если использовать именно такой набор шагов, то шансов завершить проект успешно больше. А если использовать какой-нибудь другой алгоритм, то шансы на успех резко снижаются.
Первый шаг предлагаемого мною алгоритма – работа с содержанием. Этот этап состоит из трех шагов – собрать требования; сформировать концепцию и сделать иерархическую структуру.
Итак, следующий этап – это планирование содержанием. Напомним, что если много процессов планирования и немного контроля, то получится алгоритм, т.е. действия по шагам – первое, потом второе, потом третье. Например, при управлении качеством нет алгоритма, нет шагов. Но об этом позже. При планировании содержанием есть алгоритм и его необходимо использовать.
На этом этапе менеджеру необходимо разобраться, что делать прежде, чем приступить к планированию сроков и денег. Вопрос «Что делать?» первый, потому что пока мы не понимаем, что именно делать, мы не понимаем, сколько времени это займет, и сколько это будет стоить.
Работа с содержанием производится в три приема:
1. собрать требования;
2. написать концепцию;
3. сделать иерархическую структуру работ.Для простоты восприятия воспользуемся аналогиями. Представьте, что вы пошли в лес за грибами. Входите в лес, начинаете собирать грибы. Вы еще не понимаете, грибной сезон или нет, поэтому собираете все, что можно, кроме тех, которые действительно не подходят – ядовитых грибов. Это довольно точная аналогия со сбором требований. В начале проекта вы еще не знаете, что точно будете делать. В уставе написано общее содержание, но без подробностей, поэтому вы начинаете собирать все требования, кроме тех, которые очевидно не имеют отношения к проекту. Например, если мы строим дом, и в уставе написано, что придомовую территорию в рамках этого проект мы не обустраиваем, то требование о строительстве фонтана во дворе не может быть принято. Это будут делать другие люди на другом проекте, а не мы в рамках текущего проекта. Но все, что касается дома, относится к требованиям. И менеджер без особой критики (допустим, один хочет железные двери, а другой – стеклянные) все возможные требования принимает.
Когда корзинка наполнена грибами, приступаем ко второму шагу – созданию концепции. Вы наполнили корзину и теперь думаете, что приготовить из ее содержимого. Пытаетесь представить себе будущее блюдо или несколько блюд. В проектном управлении аналог — концепция. Она отражает будущий результат уже не в виде разрозненных требований, а в виде целостного повествования.
Третий шаг – грибы структурировать, разобрать на кучки: одна для засолки, другая для сушки, третья – на жарку. Когда вы структурируете грибы – это аналог формирования иерархической структуры работ (ИСР).
Итак, при планировании содержания необходимо выполнить три последовательных шага – собрать требования, написать концепцию, структурировать работу.
То есть сначала работаем по принципу «вали кулем – потом разберем», собираем все подряд грибы, потом разбираем корзинку и представляем, что будем готовить из грибов, потом структурируем на кучки.
Подробнее все три шага работы с содержанием я рассмотрю в следующих публикациях.
Статья написана на основании видео учебного курса по управлению проектами.
Следующая статья:
Предыдущая часть курса: Устав проекта — это "скорлупа яйца". Курс по управлению проектами, часть 5
Следующая часть курса: Сбор требований. Курс по управлению проектами, часть 7
Начало курса: Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера. Курс по управлению проектами, часть 1