Представляем результаты нашего нового исследования, посвященного теме профессиональной стандартизации и сертификации в сфере ИТ. Одна из главных задач работы – показать, каким образом профстандарты могут быть полезны в практике управления ИТ-персоналом предприятия.
Публикуем краткий обзор аналитического отчета, полная версия которого размещена на портале INFOSTART.RU.
Все профессии нужны
В процессе интеграции отечественной экономики и системы подготовки кадров в мировое сообщество около 10 лет назад была разработана Национальная рамка квалификаций РФ. Она представляет собой общее описание квалификационных уровней, признаваемых на федеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
Национальная рамка квалификаций (НРК) является составной частью и основой разработки так называемой Национальной системы квалификаций РФ (НСК). В нее должны войти отраслевые рамки квалификаций, образовательные стандарты, национальная система аттестации и сертификации, а также профессиональные стандарты, о которых и поговорим.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).
Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности) ведет Минтруда России, он размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» (ВНИИ Труда). На этих же ресурсах публикуется вся сопутствующая информация, в том числе о проектах профстандартов.
Минтруда России: планируется замена действующих Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) профстандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые получат силу закона, хотя подобная замена и «будет происходит в течение достаточно длительного периода».
В последнее десятилетие деловое сообщество и государство активно работают над созданием профессиональных стандартов в сфере ИТ. Особую актуальность это направление приобрело на волне цифровизации экономики. В профстандартах перечисляют специальные и общие знания, умения и навыки, которыми должен владеть специалист той или иной ИТ-профессии в зависимости от уровня его квалификации. С одной стороны, стандарты могут быть полезны бизнесу как инструмент оценки компетентности потенциального сотрудника и справочник, с помощью которого можно составить собственные корпоративные программы обучения и аттестации работников. В то же время, их используют образовательные учреждения и сами ИТ-специалисты для того, чтобы понимать, что нужно знать и уметь – и оставаться востребованным на рынке своей профессии.
Согласно официальной позиции Минтруда России, актуализация информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечивать государство. Повышение профессионального уровня существенно влияет на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию сотрудников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность специалистов на рынке. Тем не менее, вопросы, возникающие на практике в связи с внедрением профстандартов, являются сферой ответственности самих работодателей. Профстандарт – не должностная инструкция, он задает лишь планку современных требований и ориентиров для корпоративной кадровой политики.
Вопрос государственной важности
9 декабря 2013 года Владимир Путин провел совещание по вопросам разработки профстандартов, в ходе которого поставил ряд ключевых задач: обеспечить качество и востребованность разрабатываемых документов, ориентацию на перспективные потребности экономики, а также экспертизу профессионального сообщества. Кроме того, президент предложил создать национальный классификатор профессиональной деятельности. По его указанию, система классификаций должна стать ориентиром для профессионального образования, объединив образовательные и профстандарты с отраслевыми квалификационными требованиями.
Следом за этим 12 декабря в ежегодном Послании Федеральному собранию Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций (НСПК) для разработки профстандартов, востребованных экономикой страны. В 2014 году уже по решению НСПК на базе Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) сформирован Совет по профессиональным квалификациям в области информационных технологий (СПК-ИТ) – орган управления, отвечающий за систему профквалификаций ИТ-отрасли.
Сейчас в портфеле СПК-ИТ 27 профессиональных стандартов, цель их разработки – дать ориентиры системе образования на существующие в отрасли квалификационные требования. Экономика опирается на кадры, поэтому подготовка новых квалифицированных специалистов, владеющих необходимыми для работы знаниями и умениями, имеет огромное значение. Требования к фундаментальным знаниям и практическим навыкам ИТ-специалистов, выпускаемых вузами и колледжами, не столь быстро меняются, как сами технологии. Учебные заведения, которые уже адаптировали свои программы к профессиональным стандартам, выпускают более подготовленных к работе «айтишников», которых не придется переучивать на испытательном сроке.
Ольга Позднеева, менеджер проекта оценки квалификаций в области ИТ, СПК-ИТ: «Наличие квалифицированного ИТ-персонала – одно из условий успешного внедрения цифровых технологий. Сегодня существует проблема поиска квалифицированных ИТ-кадров, и она стоит сейчас перед всеми организациями, стремящимися активно функционировать и развиваться. Текучесть кадров наблюдается среди специалистов разного уровня, а подбор новых сотрудников – это большие расходы для компании, как времени, так и денег. Использование профстандартов позволяет правильно формулировать требования для ИТ-вакансий и помогает определять необходимое число сотрудников и компетенции, которыми они должны обладать, чтобы эффективно выполнять свои роли».
Профстандарты – рекомендации по применению
По мнению экспертов факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, авторов методики проектирования квалификационных рамок в области информатики, для того чтобы было легче разобраться, к чему «годен» специалист, работодателю нужно иметь удобный инструмент, позволяющий определить, на какие должности подходят выпускники тех или иных направлений и уровней подготовки. В силу отсутствия такого инструмента мы попытались соотнести ИТ-профстандарты со стандартами среднего и высшего образования в области информационных технологий и действующим справочником профессий Минтруда. Результат сопоставления отражен в таблицах (в полной версии отчета) – с их помощью можно получить представление о требованиях к компетенциям (знаниям, трудовым навыкам и умениям) ИТ-специалиста той или иной квалификации по диплому и узнать, к какой профессии он принадлежит и, соответственно, какую должность в организации мог бы занимать.
Профстандарты в области ИТ пока не входят в число обязательных, поскольку к ИТ-профессиям закон не предъявляет каких-либо квалификационных требований (ст. 195.3 ТК РФ), однако все может измениться. В части учета действующих профстандартов в тексте трудовых договоров и должностных инструкций Минтруда России поясняет, что работодатель определяет их содержание с учетом ст. 57 ТК РФ. При этом профессиональный стандарт можно применять как рекомендательный методический документ. Как правило, организации используют профстандарты для:
- оценки потребности в работниках с определенным уровнем квалификации;
- правильного подбора и расстановки кадров;
- рационального разделения и организации труда;
- разграничения функций, полномочий и ответственности между категориями работников;
- определения трудовых обязанностей с учетом особенностей применяемых технологий;
- организации подготовки и дополнительного профобразования работников;
- организации труда в целом;
- установления систем оплаты.
Аттестация ИТ-специалистов
Аттестацией специалистов в форме профессионального экзамена занимаются организации, наделенные Советами по профессиональным квалификациям полномочиями по проведению независимой оценки квалификации (НОК) в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2024 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». Такие организации называются «центрами оценки квалификации» (ЦОК), и сведения о них в обязательном порядке публикуются в государственном Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.
На данный момент СПК-ИТ наделил полномочиями ЦОК только одну организацию, она работает в пилотном режиме по ограниченному набору квалификаций. В перспективе подобные центры должны появиться во всех регионах страны.
Процедура НОК заключается в подтверждении соответствия квалификации положениям профстандарта и проводится на основании заявления соискателя и договора, заключенного между ним (либо его работодателем или другим заинтересованным лицом) и ЦОК. Важно отметить, что согласно ст. 196 ТК РФ оплата прохождения НОК осуществляется за счет работодателя, если он сам направил своего сотрудника на независимую аттестацию. Плюсом являются право организации в целях налогового учета включать такие затраты в счет прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и право работника – получать соответствующий налоговый вычет.
Профессиональный экзамен проводится на площадке ЦОК и, в общем случае, содержит теоретическую часть (тест) и практическое задание на выполнение трудовых функций. Успешно прошедшие испытания соискатели получают государственные свидетельства о квалификации установленного образца, остальные – заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации по «работе над ошибками». Впрочем, любой соискатель вправе подать апелляцию.
Основное отличие НОК от внутренней аттестации персонала на предприятиях состоит в том, что независимая оценка дает возможность подтвердить квалификацию и получить признание на уровне профессионального сообщества в целом, а не только с точки зрения конкретного работодателя. Предполагается, что в перспективе развитие системы НОК в стране приведет к тому, что свидетельство о квалификации станет преимуществом при трудоустройстве. Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и проведение НОК, размещены на сайте НСПК.
Добавим, что в соответствии с разъяснениями Минтруда России, работодатель может проводить аттестацию работников на соответствие профстандартам самостоятельно. Однако следует учесть, что специалисты, не имеющие подготовки или стажа работы, установленные в разделе «Требования к квалификации» профстандарта, но обладающие опытом и выполняющие свои обязанности качественно и в полном объеме, назначаются или остаются на соответствующей должности в равных правах и на одинаковых условиях с лицами, имеющими необходимые подготовку и стаж.
В перспективе
СПК-ИТ постоянно проводит экспертизу новых «айтишных» ФГОС на соответствие профстандартам, а также профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. Так, в 2024 году актуализирован справочник ИТ-профессий Минтруда России, призванный упростить профориентацию и выбор траектории повышения квалификации. Эксперты АПКИТ совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ провели исследование потребностей ИТ-отрасли в кадрах на перспективу до 2024 года. Полученные результаты зафиксированы в целевых показателях госпрограммы «Цифровая экономика».
По направлению развития независимой оценки квалификаций СПК-ИТ организовал разработку оценочных средств для профессиональных экзаменов. Продолжается отбор экспертов и организаций, которые будут проводить аттестацию ИТ-специалистов.
Профильные СПК создаются во многих отраслях, развитие системы профессиональных квалификаций идет разными путями и имеет различные приоритеты. По мнению экспертов, для ИТ-отрасли, в силу дефицита квалифицированных кадров, наиболее важными направлениями пока остаются профессионально-общественная аккредитация и гармонизация ФГОС с профстандартами.
Лицензия на использование
Разрешается любое использование текста или его фрагментов с обязательным указанием первоисточника: «Информационно-аналитический центр «Инфостарт» (infostart.ru/public/918404/).
Курс верный, корректность реализации покажет время (надеюсь, что во время разработки национальных простандартов будет использоваться опытподобных организаций ). По этой теме есть книга Стива Макконнелла Профессиональная разработка программного обеспечения (инженерия ПО, сертификация, вопросы лицензирования, опыт некоторых штатов в этой сфере и т.д.).
В графике дефицита профессий не хватает, пожалуй, специалистов: архитектор ПО, тестировщик ПО. Но это всё детали.
Честно, не слышал о профстандартах. Полезно будет посмотреть по ссылкам. Спасибо!
Моя давняя мечта (увы пока не сбыточная), чтобы специалисты HR были ориентированы на специалистов в области 1С, чтобы могли самостоятельно описывать требования к соискателям и формировать модели компетенций. Смотрю на софтверные компании (не 1С) и зависть берёт.
А пока мне руководителю отдела разработки, скрипя сердцем, приходится сидеть на сайтах HR, и разбираться в тонкостях их профессии применительно к отделу разработчиков (1С). Модели компетенций, планы обучения и развития, периодическое подтверждение профпригодности — всё должны делать HR. Максимум моего участия — это ответить на вопросы, предоставить своё короткое видение. Но реальность более суровая. «Ну, ты же айтишник?» — непробиваемый аргумент «профессионалов» своего дела (в том числе директоров). Вот и профстандарты «применять», если придётся, буду я. Максимум, что сделают HR — попросят срок, когда я предоставлю им всю документацию по специальностям отдела, включая новые должностные инструкции.
Конечно, можно сказать, что я сам себя в такое положение поставил.
А многие ли «1С-ники» могут похвастаться своими толковыми «HR-ами»?
Нам бы HR-ов «айтишных» — вот кто в абсолютном дефиците, на мой взгляд.
Ну и, говоря о проф стандартах, очень хочется видеть сертификационный курс 1С:Разработчик. Цель этого курса: изучение возможностей встроенного языка и в полном объёме — стандартов и методик разработки (по ИТС).
К 1С:Специалисту можно допустить при наличии двух сертификатов: Разработчик и Профессионал. Стоимость 1С:Разработчик значительно ниже 1С:Специалист, т.к. имеет более низкие требования.
Для меня, как для руководителя отдела разработки, — это очень актуальный вопрос. Через отдел проходит большое количество «творческих» людей, имеющих свой стиль. Они вносят свой вклад в разработку большого парка систем. И когда-нибудь они уходят. А потом это всё надо сопровождать и, конечно, дорабатывать. На то, чтобы один «творческий» человек понял, что написал другой, иногда уходит очень много времени, особенно, если за дело взялся новичок в разработке. Тратить свои время и силы на постоянное обучение сотрудников уже не хочется. А иметь предсказуемый, сходу понятный код — да.
В итоге имеем:
— более высокий начальный уровень молодых специалистов;
— предсказуемый код, удобное сопровождение систем;
— обучение в аутсорсе.
Если будет форум (закрытая/открытая web-конференция), готов поучаствовать.
(2)
тестировщик ПО = QA.
Архитекторы, полагаю, на графике входят в разработчиков т.к. без опыта разработки что-либо архитекторить проблематично
Можете развернуть, я не понимаю чем должен отличаться сертификат 1С:Разработчик от 1С:Специалиста по платформе с точки зрения навыков? Какие избыточные навыки есть у 1С:Специалиста чтобы более дешевый сертификат имел смысл?
(3) Знание рекомендаций вендора по написанию кода, как это не странно — большая достаточно проблема