Хочу поделиться опытом, как я внедрял мобильную торговлю.
Я работаю в компании, которая занимается дистрибьюцией товаров народного потребления (косметика и бытовая химия). Есть несколько торговых отделов (от 5 до 15 сотрудников в каждом), которые работают с клиентами + несколько филиалов со своими торговыми командами. А клиенты это — ритейл, хорека и так называемая «линейная розница» — вот эту линейную розницу я и собрался автоматизировать.
Первый опыт внедрения прошел «мимо» меня — как внедренца. Это был 2000 год и мы решили запустить модный на тот момент вен-селлинг (передвижной склад на колесах, который продает товар непосредственно у клиента). Идея интересная, в итоге оказавшаяся экономически не выгодная, но об этом чуть позже. Технически все это было реализовано с помощью терминалов Psion Workabout MX.
Характеристики покажутся смешными: процессор 27 Mhz, RAM 2Mb, ROM 2Mb, один com-порт, Irda и ч/б экран на 12 строк текста. Сам терминал оказался практически не убиваемым — тряска, падения, зима/лето — все ему нипочем. Батарейки — стандартные «пальчики».
Операционная система — какая-то модификация MS-DOS. В качестве программного обеспечения — Orta Nomadic + парочка внешних обработок для 1С, которые делали обмен через текстовые файлы. Работало все это весьма неплохо и надежно (сбоев практически не бывало), но не долго. Оказалось, что вен-селлинг для нас оказался экономически не выгоден:
- весь ассортимент товаров в необходимом количестве физически не помещался в машине — в результате постоянная нехватка товара
- автомобиль постоянно загружен, что сильно сокращает срок службы автомобиля
- меньшее кол-во обслуживаемых точек, чем при стандартной схеме «заказ/доставка»
Конечно, у данной схемы есть и свои плюсы и во многих случаях она, наверное, выгодна. Но не в моем и нам пришлось отказаться от мобильной торговли.
Но мне постоянно не давала покоя мысль, что «это же удобно и должно быть выгодно» и следующее внедрение я уже проводил сам. Только уже не вен-селлинг, а пре-селлинг (взятие заказов непосредственно у клиента и оперативная их обработка)
Я просмотрел основную массу предлагаемых решений на тот момент (~2005 год), но все они меня чем-то не устраивали. В первую очередь это интерфейс. Такое ощущение, что разработчики пишут свои программы не для торговых агентов, а только для руководства: полно красивых отчетов/графиков и нулевая «юзабельность» в поле. Во-вторых это функционал: ну кто сказал что абсолютно всем жизненонеобходимо иметь в полях красивые отчеты, возможность печати, вен-селлинг и тп. Почему просто не сделать простой удобный инструмент для вбивания заявок? Ну это так — крик души.
После долгого отбора я остановился на двух системах — Агент+ http://www.agentplus.ru/ и решение «ST-Мобильная торговля» от «Системные Технологии» http://www.sys4tec.com
В итоге остановил свой выбор на последнем — хоть оба претендента меня не совсем устраивали, но в моей стране (Украина) у «Системных Технологий» было наиболее «вменяемое» представительство. Понадеявшись на собственные силы, я решил внедрять всё сам, в связи с чем внедрение несколько затянулось по времени и я успел изрядно надоесть ребятам из поддержки «СисТех». Но все же проект пошел — сначала один торговый агент вышел в поля, вооруженный КПК, а затем и остальные.
Теперь немного технических подробностей:
Использовались КПК Asus и PocketLoox с процессорами 300-400 Мгц с операционкой от Microsoft.
Связь с «миром» через кабель, мобильник с блютусом или через офисный блютус-брелок. Практика показала, что все три способа оказались не стабильны: кабель постепенно разбалтывает единственный разъем в КПК (торговые умудрялись за пол-года убить разъем); офисный блютус — маленький радиус действия и невозможность установить более одного соединения одновременно; телефон с блютусом — плохая совместимость и очень нестабильный мобильный интернет (во всяком случае в то время).
Между 1С и КПК стояла «прокладка» в виде сервера, которая слушала TCP-порт, на который «стучались» КПК и отдавали свои заявки. В 1С все это передавалось с помощью файлов собственного формата, для разбора которых была отдельная ВК. Сервер с помощью службы Message Queue отправлял для 1С сообщение содержащее путь к файлам для загрузки, которое с помощью еще одной ВК ловилось 1С-кой в ОбработкаВнешнегоСобытия() .
Весь этот огород худо-бедно работал, но душа жаждала лучшего. И я решил, что все это нужно менять. Очередной обзор софта показал, что программы мобильной торговли за это время стали еще более навороченными и неповоротливыми и я решил заказать написание специализированной программы под свои нужды. Основными требованиями были:
- Максимально удобный интерфейс
- Достаточный функционал (минимум лишнего)
- Простота обмена с учетной системой (1С)
В итоге родился продукт «Имта» http://imta.com.ua, который заменил уже поднадоевшую «ST-Мобильная торговля». К этому же времени были обновлены и КПК — теперь с WiFi, а некоторые даже с GSM.
И все закрутилось заново, но уже гораздо легче.
Изменив интерфейс программы для КПК, я добился того, что такое явление как «взять заказ на бумажку, а в офисе перебить в КПК» полностью исчезло. Заявка в КПК набирается быстрее чем в 1С (про стандартные конфигурации я вообще молчу). Ко всему сильно упростилась схема взаимодействия 1С и КПК — теперь это работает так:
КПК сбрасывают заявки на ftp-сервер, там же забирают обновления.
1С-ка их забирает заявки с помощью COM-объекта всего с парой методов Получить(НомерТорговогоАгента=»*»)/Отправить(НомерТорговогоАгента). Сам формат обмена — обычные файлы *.csv
Скажете «очень просто»? ДА ! Это очень простое решение. И оно работает. Без сбоев. Три года. И именно такое решение мне было нужно.
У меня сложилось мнение, что все ведущие разработчики софта для мобильной торговли идут по пути «1С» с ее типовыми конфигурациями — решения одновременно для всех и для никого… 🙁
все ведущие разработчики КОРОБОК — решения одновременно для всех и для никого.
Автор, ты вот чего скажи, за эти годы ты еще чего-нибудь делал?
(1) Я одинесник — на 1С делал и делаю. Но все для себя — «не на тираж» (если не считать выложенных тут обработок — они все универсальны)
Начал про опыт, а закончил своей разработкой молодца.
Достоинства продукта не узнаешь без внедрения, но для этого нужно заплатить денежку сначала. Самое быстрое и менее проблемное в подключении на данный момент МОБИ-С, по полноте возможностей — Агент +.
(3)
к сожалению это так…
P.S. разработка не моя — я просто первый клиент
автору плюс, в первую очередь за здравые идеи насчет юзабельности и обеспечения РАБОТЫ (позиция автора близка к моей) Просьба положить скриншотов.
(5) Добавил скриншоты — но они стандартны для такого вида программ. Там финт — удобно набивать заявку — можно просто стилусом по строке щелкать: добавляет единицу, либо калькулятор внизу экрана… Но самый прикол — набивать как джойстиком: берем КПК в обе руки (как старые игрушки Электроника) и хардварным курсором бегаем вверх-вниз, а вправ-влево меняем количество…
(6)+ ну и еще есть поддержка хардварной клавы — но мне лично кажется неудобным тыкать в мелкие кнопочки…
Кпк, кпк… Я сижу яву изучаю и клиента под мобильники пишу, дабы продавцы на торговых точках могли заказы делать, а КПК таким опасно давать, но мобилками прекрасно пользоваться умеют… :))
В интернете есть и бесплатные программы, на мой взгляд было бы прикольно разработать мобильную торговлю для нетбуков и тиражировать ее.
… ужжж … сейчас-то … с наличием соТовых модемов-то … нетбуки самое ТО … ОДНОЗНАЧНО …
актуальными остаются ещЁ ТСД … особенно на складе …
… ВОТмнениеЕСТЬ …
Для торговых представителей, менеджеров торговых точек — кпк, нетбуки — да, но они имеют свойство «пропадать», ломаться + нагрузка на айтиотдел, вирусы, винда слетела и т.п.
А вот телефоны… Обмен через ГПРС или заказ через смс — и дешево, и сердито 🙂
(11) Про телефоны ничего не скажу — не пробовал. Но кажется перспективным,
(10) а вот нетбуки категорически не подходят для работы в поле. Думаю, что хорошо впишутся в мобильную торговлю iPad и его клоны.
(12)+ небольшое уточнение — нетбуки будут удобны для вен-селинга, но это не новость — там давно ноуты используют…
На личном опыте: коммуны под WM. Пишется программа под коммун (не так-то сложно написать самому при средних знаниях C#) и производится импорт/экспорт с помощью XML. А если уметь настроить HTTP сервер обмена или спрограммить свой, то использовать можно в принципе любые каналы передачи данных.
По мне, так Агент+. Были особенности при внедрении, но они были связаны скорее с учетом и учетной системой клиента. В итоге получилась стабильная и отлаженная система работы агентов.
Прикольно. Немного недостает нюансов, но как мнение очень неплохо! Вобщем «+»
http://1cskd.ru (по СКД в 1С 8.х), если такой есть то сообщите плиз.
Я делал два внедрения и оба на Агент+, скажу неплохая вещь, и может наверно все как и 1С
ее «+» в том что она универсальна, что и требуется, зная ее можно наладить все
ее «-» в том что ее нужно изучить и привыкнуть
все индивидуальные решения имеют огромный «-«, а именно — тех.поддержка
никто тебе не добавит того что нужно, никто не объяснит того что непонятно, если это все есть в продукте то дело пойдет, если нет то швах. И изучать то что индивидуально — это тупик для программиста, т.к. делает его узким спецом, что вредно для здоровья 🙂
Прикольные возможности, но думаю можно потрясти техподдержку Агент+ и они добавят все это в новый релиз т.к. им выгодно быть удобной программой.
Сам не раз пользовался их техподдержкой и скажу она на высоте — я даже высылал им свою базу где была непонятка и они все объяснили на моих данных (это как раз про те нюансы о которых автор умолчал хотя якобы делился опытом).
Далее-более, самое прикольное то что когда нам поребовалась какая то недостающая функциональность (помоему сканинг папки на предмет файла, хотя может и нет, т.к. это было до меня и мне потом рассказали) то по просьбе нашей фирмы Агент+ включил нужный нам функционал, ВОТ ЭТО Я НАЗЫВАЮ ПОДДЕРЖКА!!!!
А вот автор даже не сказал — обращался ли он в Агент+ или куда для того чтобы получить нужный результат? Вот это был бы обмен опытом!
Так что я за Агент+, пока они меня не подводили, а идеи можно и «содрать» именно на этом Бил Гейтс и стал БИЛОМ ГЕЙТСОМ 🙂
А вообще бы неплохо если бы был ресурс который занимался только мобильной торговлей и там бы можно обменятся опытом, например как
хорошая разработка, мобильные технологии активно развиваются и хочется развития
Я по ходу соовсем уже в тему)) но скажу что имел дело с CDC «Optimum», Агент+ и МобиС. Агент+ на много лучше, и надежнее, и стабильнее остальных работает. Также ТехПоддержка вообще супер, очень оперативно отвечают, все пожелания учитывают, реализовывают и предоставляют клиенту быстро и в срок!
Алексей,работаем с мобильной торговлей МТ 2.10.20. вообщем работа шла пока не возникла необходимость изменять списки торговых точек у торговых агентов. Тут Мт заглючила по взрослому…. При удалении торговой точки из списка торговых точек агента МТ пишет не «найдена торговая точка». И так по количеству удаленных точек. Если точки вернуть в список то нормальная работа восстанавливается. Не подскажете в чем проблема? Файлы покупателей и торговых точек загружаем на кпк ежедневно.
(19) Попробуйте обратится к производителю программы
(20) ребята не хотят помочь, хотя глючит клиенткая часть
Сам занимаюсь разработкой программ для мобильной торговли, правда нет видно пинка под зад, поэтому и не издаюсь… опыт работ с 2006 WM, есть приложение на 1с7 для сбора заявок, теперь есть на андройде. Закончу с регистрацией и начну тоже выкладывать.
видел разные агенты в работе: функций много, но такое ощущение что делали не для людей — тормоза и перегруз
Программа для торговых представителей для Android и iOS.
Все необходимые инструменты для выполнения рабочих задач в точках продаж — заказы и возвраты, контроль ассортимента, выкладки, цен, анализ конкурентов, сбор информации о клиентах, каталог продукции, прайс-листы.
Бесплатно загружается из