Вооружаем торговых агентов КПК. Личный опыт.



История собственного внедрения

Хочу поделиться опытом, как я внедрял мобильную торговлю.

Я работаю в компании, которая занимается дистрибьюцией товаров народного потребления (косметика и бытовая химия). Есть несколько торговых отделов (от 5 до 15 сотрудников в каждом), которые работают с клиентами + несколько филиалов со своими торговыми командами. А клиенты это — ритейл, хорека и так называемая «линейная розница» — вот эту линейную розницу я и собрался автоматизировать.

Первый опыт внедрения прошел «мимо» меня — как внедренца. Это был 2000 год и мы решили запустить модный на тот момент вен-селлинг (передвижной склад на колесах, который продает товар непосредственно у клиента). Идея интересная, в итоге оказавшаяся экономически не выгодная, но об этом чуть позже. Технически все это было реализовано с помощью терминалов Psion Workabout MX.

 

Psion

Характеристики покажутся смешными: процессор 27 Mhz, RAM 2Mb, ROM 2Mb, один com-порт, Irda и ч/б экран на 12 строк текста. Сам терминал оказался практически не убиваемым — тряска, падения, зима/лето — все ему нипочем. Батарейки — стандартные «пальчики».

Операционная система — какая-то модификация MS-DOS. В качестве программного обеспечения — Orta Nomadic + парочка внешних обработок для 1С, которые делали обмен через текстовые файлы. Работало все это весьма неплохо и надежно (сбоев практически не бывало), но не долго. Оказалось, что вен-селлинг для нас оказался экономически не выгоден:

  • весь ассортимент товаров в необходимом количестве физически не помещался в машине — в результате постоянная нехватка товара
  • автомобиль постоянно загружен, что сильно сокращает срок службы автомобиля
  • меньшее кол-во обслуживаемых точек, чем при стандартной схеме «заказ/доставка»

Конечно, у данной схемы есть и свои плюсы и во многих случаях она, наверное, выгодна. Но не в моем и нам пришлось отказаться от мобильной торговли.

Но мне постоянно не давала покоя мысль, что «это же удобно и должно быть выгодно»  и следующее внедрение я уже проводил сам. Только уже не вен-селлинг, а пре-селлинг (взятие заказов непосредственно у клиента и оперативная их обработка)

Я просмотрел основную массу предлагаемых решений на тот момент (~2005 год), но все они меня чем-то не устраивали. В первую очередь это интерфейс. Такое ощущение, что разработчики пишут свои программы не для торговых агентов, а только для руководства: полно красивых отчетов/графиков и нулевая «юзабельность» в поле. Во-вторых это функционал: ну кто сказал что абсолютно всем жизненонеобходимо иметь в полях красивые отчеты, возможность печати, вен-селлинг и тп. Почему просто не сделать простой удобный инструмент для вбивания заявок? Ну это так — крик души.

После долгого отбора я остановился на двух системах — Агент+ http://www.agentplus.ru/ и решение «ST-Мобильная торговля» от «Системные Технологии» http://www.sys4tec.com

В итоге остановил свой выбор на последнем — хоть оба претендента меня не совсем устраивали, но в моей стране (Украина) у «Системных Технологий» было наиболее «вменяемое» представительство. Понадеявшись на собственные силы, я решил внедрять всё сам, в связи с чем внедрение несколько затянулось по времени и я успел изрядно надоесть ребятам из поддержки «СисТех». Но все же проект пошел — сначала один торговый агент вышел в поля, вооруженный КПК, а затем и остальные.

Теперь немного технических подробностей:

Использовались КПК Asus и PocketLoox с процессорами 300-400 Мгц с операционкой от Microsoft.

loox asus

Связь с «миром» через кабель, мобильник с блютусом или через офисный блютус-брелок. Практика показала, что все три способа оказались не стабильны: кабель постепенно разбалтывает единственный разъем в КПК (торговые умудрялись за пол-года убить разъем); офисный блютус — маленький радиус действия и невозможность установить более одного соединения одновременно; телефон с блютусом — плохая совместимость и очень нестабильный мобильный интернет (во всяком случае в то время).

Между 1С и КПК стояла «прокладка» в виде сервера, которая слушала TCP-порт, на который «стучались» КПК и отдавали свои заявки. В 1С все это передавалось с помощью файлов собственного формата, для разбора которых была отдельная ВК. Сервер с помощью службы Message Queue отправлял для 1С сообщение содержащее путь к файлам для загрузки, которое с помощью еще одной ВК ловилось 1С-кой в ОбработкаВнешнегоСобытия() .

Весь этот огород худо-бедно работал, но душа жаждала лучшего. И я решил, что все это нужно менять. Очередной обзор софта показал, что программы мобильной торговли за это время стали еще более навороченными и неповоротливыми и я решил заказать написание специализированной программы под свои нужды. Основными требованиями были:

  • Максимально удобный интерфейс
  • Достаточный функционал (минимум лишнего)
  • Простота обмена с учетной системой (1С)

В итоге родился продукт «Имта» http://imta.com.ua, который заменил уже поднадоевшую «ST-Мобильная торговля». К этому же времени были обновлены и КПК — теперь с WiFi, а некоторые даже с GSM.

hp

И все закрутилось заново, но уже гораздо легче.

Изменив интерфейс программы для КПК, я добился того, что такое явление как «взять заказ на бумажку, а в офисе перебить в КПК» полностью исчезло. Заявка в КПК набирается быстрее  чем в 1С (про стандартные конфигурации я вообще молчу). Ко всему сильно упростилась схема взаимодействия 1С и КПК — теперь это работает так:

КПК сбрасывают заявки на ftp-сервер, там же забирают обновления.

1С-ка их забирает заявки с помощью COM-объекта всего с парой методов Получить(НомерТорговогоАгента=»*»)/Отправить(НомерТорговогоАгента). Сам формат обмена — обычные файлы *.csv

 

Скажете «очень просто»? ДА ! Это очень простое решение. И оно работает. Без сбоев. Три года. И именно такое решение мне было нужно.

 

У меня сложилось мнение, что все ведущие разработчики софта для мобильной торговли идут по пути «1С» с ее типовыми конфигурациями — решения одновременно для всех и для никого… 🙁

 

 

24 Comments

  1. tango

    все ведущие разработчики КОРОБОК — решения одновременно для всех и для никого.

    Автор, ты вот чего скажи, за эти годы ты еще чего-нибудь делал?

    Reply
  2. Noy

    (1) Я одинесник — на 1С делал и делаю. Но все для себя — «не на тираж» (если не считать выложенных тут обработок — они все универсальны)

    Reply
  3. wirg

    Начал про опыт, а закончил своей разработкой молодца.

    Достоинства продукта не узнаешь без внедрения, но для этого нужно заплатить денежку сначала. Самое быстрое и менее проблемное в подключении на данный момент МОБИ-С, по полноте возможностей — Агент +.

    Reply
  4. Noy

    (3)

    Достоинства продукта не узнаешь без внедрения

    к сожалению это так…

    P.S. разработка не моя — я просто первый клиент

    Reply
  5. CheBurator

    автору плюс, в первую очередь за здравые идеи насчет юзабельности и обеспечения РАБОТЫ (позиция автора близка к моей) Просьба положить скриншотов.

    Reply
  6. Noy

    (5) Добавил скриншоты — но они стандартны для такого вида программ. Там финт — удобно набивать заявку — можно просто стилусом по строке щелкать: добавляет единицу, либо калькулятор внизу экрана… Но самый прикол — набивать как джойстиком: берем КПК в обе руки (как старые игрушки Электроника) и хардварным курсором бегаем вверх-вниз, а вправ-влево меняем количество…

    Reply
  7. Noy

    (6)+ ну и еще есть поддержка хардварной клавы — но мне лично кажется неудобным тыкать в мелкие кнопочки…

    Reply
  8. Душелов

    Кпк, кпк… Я сижу яву изучаю и клиента под мобильники пишу, дабы продавцы на торговых точках могли заказы делать, а КПК таким опасно давать, но мобилками прекрасно пользоваться умеют… :))

    Reply
  9. wirg

    В интернете есть и бесплатные программы, на мой взгляд было бы прикольно разработать мобильную торговлю для нетбуков и тиражировать ее.

    Reply
  10. Шёпот теней

    … ужжж … сейчас-то … с наличием соТовых модемов-то … нетбуки самое ТО … ОДНОЗНАЧНО …

    актуальными остаются ещЁ ТСД … особенно на складе …

    … ВОТмнениеЕСТЬ …

    Reply
  11. Душелов

    Для торговых представителей, менеджеров торговых точек — кпк, нетбуки — да, но они имеют свойство «пропадать», ломаться + нагрузка на айтиотдел, вирусы, винда слетела и т.п.

    А вот телефоны… Обмен через ГПРС или заказ через смс — и дешево, и сердито 🙂

    Reply
  12. Noy

    (11) Про телефоны ничего не скажу — не пробовал. Но кажется перспективным,

    (10) а вот нетбуки категорически не подходят для работы в поле. Думаю, что хорошо впишутся в мобильную торговлю iPad и его клоны.

    Reply
  13. Noy

    (12)+ небольшое уточнение — нетбуки будут удобны для вен-селинга, но это не новость — там давно ноуты используют…

    Reply
  14. Ivon

    На личном опыте: коммуны под WM. Пишется программа под коммун (не так-то сложно написать самому при средних знаниях C#) и производится импорт/экспорт с помощью XML. А если уметь настроить HTTP сервер обмена или спрограммить свой, то использовать можно в принципе любые каналы передачи данных.

    Reply
  15. mirco

    По мне, так Агент+. Были особенности при внедрении, но они были связаны скорее с учетом и учетной системой клиента. В итоге получилась стабильная и отлаженная система работы агентов.

    Reply
  16. CaSH_2004

    Прикольно. Немного недостает нюансов, но как мнение очень неплохо! Вобщем «+»

    Я делал два внедрения и оба на Агент+, скажу неплохая вещь, и может наверно все как и 1С

    ее «+» в том что она универсальна, что и требуется, зная ее можно наладить все

    ее «-» в том что ее нужно изучить и привыкнуть

    все индивидуальные решения имеют огромный «-«, а именно — тех.поддержка

    никто тебе не добавит того что нужно, никто не объяснит того что непонятно, если это все есть в продукте то дело пойдет, если нет то швах. И изучать то что индивидуально — это тупик для программиста, т.к. делает его узким спецом, что вредно для здоровья 🙂

    Прикольные возможности, но думаю можно потрясти техподдержку Агент+ и они добавят все это в новый релиз т.к. им выгодно быть удобной программой.

    Сам не раз пользовался их техподдержкой и скажу она на высоте — я даже высылал им свою базу где была непонятка и они все объяснили на моих данных (это как раз про те нюансы о которых автор умолчал хотя якобы делился опытом).

    Далее-более, самое прикольное то что когда нам поребовалась какая то недостающая функциональность (помоему сканинг папки на предмет файла, хотя может и нет, т.к. это было до меня и мне потом рассказали) то по просьбе нашей фирмы Агент+ включил нужный нам функционал, ВОТ ЭТО Я НАЗЫВАЮ ПОДДЕРЖКА!!!!

    А вот автор даже не сказал — обращался ли он в Агент+ или куда для того чтобы получить нужный результат? Вот это был бы обмен опытом!

    Так что я за Агент+, пока они меня не подводили, а идеи можно и «содрать» именно на этом Бил Гейтс и стал БИЛОМ ГЕЙТСОМ 🙂

    А вообще бы неплохо если бы был ресурс который занимался только мобильной торговлей и там бы можно обменятся опытом, например как http://1cskd.ru (по СКД в 1С 8.х), если такой есть то сообщите плиз.

    Reply
  17. yumiko

    хорошая разработка, мобильные технологии активно развиваются и хочется развития

    Reply
  18. SOLTAN

    Я по ходу соовсем уже в тему)) но скажу что имел дело с CDC «Optimum», Агент+ и МобиС. Агент+ на много лучше, и надежнее, и стабильнее остальных работает. Также ТехПоддержка вообще супер, очень оперативно отвечают, все пожелания учитывают, реализовывают и предоставляют клиенту быстро и в срок!

    Reply
  19. desiner

    Алексей,работаем с мобильной торговлей МТ 2.10.20. вообщем работа шла пока не возникла необходимость изменять списки торговых точек у торговых агентов. Тут Мт заглючила по взрослому…. При удалении торговой точки из списка торговых точек агента МТ пишет не «найдена торговая точка». И так по количеству удаленных точек. Если точки вернуть в список то нормальная работа восстанавливается. Не подскажете в чем проблема? Файлы покупателей и торговых точек загружаем на кпк ежедневно.

    Reply
  20. Noy

    (19) Попробуйте обратится к производителю программы

    Reply
  21. desiner

    (20) ребята не хотят помочь, хотя глючит клиенткая часть

    Reply
  22. Umix

    Сам занимаюсь разработкой программ для мобильной торговли, правда нет видно пинка под зад, поэтому и не издаюсь… опыт работ с 2006 WM, есть приложение на 1с7 для сбора заявок, теперь есть на андройде. Закончу с регистрацией и начну тоже выкладывать.

    Reply
  23. Umix

    видел разные агенты в работе: функций много, но такое ощущение что делали не для людей — тормоза и перегруз

    Reply
  24. annnovoseltseva

    https://www.visitbasis.com

    Программа для торговых представителей для Android и iOS.

    Все необходимые инструменты для выполнения рабочих задач в точках продаж — заказы и возвраты, контроль ассортимента, выкладки, цен, анализ конкурентов, сбор информации о клиентах, каталог продукции, прайс-листы.

    Бесплатно загружается из Google Playили App Store

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *