1С: ERP. Отражение оперативных планов подсистемы планирования в подсистеме бюджетирования




























Данные из подсистемы планирования могут «отражаться» в подсистеме бюджетирования. А именно, количество и суммы из планов могут передаваться в указанный сценарий бюджетирования в «товарные» статьи бюджета в разрезе аналитик. В настоящей статье рассматривается законченный пример, демонстрирующий соответствующие настройки и возможности 1C: ERP.
В итогах статьи приведены правила отражения.

Подсистемы планирования и бюджетирования 1С: ERP решают разные задачи:

  •  Подсистема планирования запасов – это инструмент товарного планирования – количественное и стоимостное определение потребностей в товарах для различных сценариев продаж, закупок, производства/сборки с помощью планов. По планам могут создаваться заказы.

  •  Подсистема бюджетирования – это инструмент финансового планирования, анализа деятельности предприятия, лимитирования затрат, контроля исполнения. Бюджетирование в широком понимании, при использовании бюджетного процесса, делегирования ответственности, мотивации сотрудников, координации событий – это технология управления компанией.

 

Подсистема объемно-календарного планирования запасов имеет следующие возможности подготовки планов и передачи этих планов в подсистему бюджетирования – Таблица 1.

Таблица 1

 

Планы продаж по номенклатуре

Планы продаж по категориям

Планы закупок

Планы сборки

Планы производства

Планирование по количеству

Да

Да

Да

Да

Да

Планирование по сумме, в т.ч. с указанием сумм оплат

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Передача количества в бюджеты

Да

Да

Да

Да

Да

Передача сумм в бюджеты

Да

Нет

Да

Нет

Нет

Передача графика оплат с разделением на предоплату и постоплату

Да

Нет

Да

Нет

Нет

 

Постановка задачи

Возможности создания планов и их отражение в бюджетах рассмотрим на примере решения следующей задачи – рис. 1:

  1. Принимаются Заказы клиентов в текущем месяце с отгрузкой в последующих месяцах. Продукция заказов обеспечивается сборкой.
  2. Планы продаж, построенные от Заказов клиентов, должны передаваться в подсистему бюджетирования для формирования оперативных бюджетов продаж и оплат клиентов.
  3. Планы закупок, построенные от Планов продаж – Планов сборок, также должны быть переданы в подсистему бюджетирования для формирования бюджета закупок комплектующих и оплат поставщикам.

Далее, следуя схеме на рис. 1, последовательно описаны действия по подготовке объектов в системе 1C : ERP 2.4.1:

Заказы клиентов

Подготовка Планов продаж

Бюджет продаж по Планам продаж

Бюджет оплат клиентов

План сборки

Подготовка Плана закупок комплектующих

Бюджет закупок по Плану закупок

Бюджет оплат поставщикам

Итого: правила отражения

Заказы клиентов

В периоде Август создано 4 Заказа клиентов на одинаковую продукцию по 10 шт (рис. 2) от разных дат на двух клиентов Клиент 1 и Клиент2, с разными датами отгрузки, согласно рис. 1. Каждому клиенту подготовлен отдельный договор – в договоре прописана статья ДДС. Используется одно типовое соглашение с вариантом оплаты

Предоплата (до отгрузки)

10 дн.

30%

Кредит (после отгрузки)

20 дн.

70%

 

Подготовка Планов продаж

При подготовке Плана продаж необходимо предусмотреть его способность передать данные в подсистему бюджетирования, а также создать статьи бюджета с необходимыми аналитиками. В этой связи в подсистеме бюджетирования созданы:

  1. Сценарий бюджетирования "Бюджеты по планам".
  2. Три статьи бюджета Выручка от продаж, Предоплата клиентов, Постоплата клиентов. Эти статьи с необходимыми аналитиками показаны на рис. 3, 4, 5.

Также подготовлены сценарий планирования "Месячный для бюджетов" (рис. 6) и вид плана "Выручка и платежи. Для бюджета" (рис. 7):

  • Сценарий планирования "Месячный для бюджетов" (рис. 6). Планы продаж и закупок составляются "По количеству и сумме". Указан сценарий бюджетирования "Бюджеты по планам", по которому будут отображаться данные планов.
  • Вид плана "Выручка и платежи. Для бюджета" (рис. 7). Помечены аналитики, по которым должен детализироваться план. Включен флаг "С указанием плана оплат". Указаны три статьи бюджетов, в которые будут транслироваться данные из плана. Выбран "Расширенный вариант заполнения (по источникам)" по двум причинам: а) планы будут заполняться по клиентам (заказам) и б) предстоит выбирать цены из прайсов.

Заполненный План продаж по Клиенту 1 показан на рис. 8:

  • В шапке указаны сроки составления плана – сентябрь, октябрь. Выбран сценарий "Месячный для бюджетов", вид плана "Выручка и платежи. Для бюджета". Заполнены необходимые аналитики слева. Справа указаны статьи бюджетов для трансляции данных плана.
  • Табличная часть Товары заполнена по кн. "Заполнить товары – Настроить правило и заполнить". Предварительно были настроены источники заполнения плана (рис. 9) и установлены цены номенклатуры (прайс-лист). Как видно, номенклатура и количество подтянулись из Заказов клиентов, а цены – из прайс-листа (не из заказов).
  • Табличная часть Оплата заполнена по кн. "Заполнить этапы графика оплаты". График подтянулся из соглашения, даты платежей рассчитаны по графику от начала периодов, а не взяты из Заказов клиентов.

Примечание: Возможен другой способ передачи суммовых данных в бюджеты, а именно, передача цен из оперативного контура в нефинансовые показатели (показано в вебинаре ниже).

Аналогичным образом подготовлен План продаж по Клиенту 2 – рис. 10. На основе этих двух составленных и утвержденных планов будут сформированы Бюджет продаж и Бюджет оплат клиентов.

 

Отметим, что указание статьей бюджетов в Плане продаж позволяет сформировать соответствующие движения по регистру "Обороты бюджетов". Именно они и будут отражены в оперативных бюджетах.

 

Бюджет продаж по Планам продаж

На рис. 11 показан вид бюджета Бюджет продаж. Флаг "Использовать для ввода плана" снят, т.к. статья бюджета "Выручка от продаж" берет данные из планов продаж – эти данные не будут храниться в экземпляр бюджета.

Сформированный отчет Бюджет продаж по подготовленным планам продаж показан на рис. 12. Как видно, он повторяет/суммирует данные планов продаж.

 

Бюджет оплат клиентов по Плану продаж

Сформированный Бюджет оплат клиентов по планам продаж показан на рис. 13

План сборки

План сборки обязателен для подготовки, т.к. по Плану продаж нет возможности рассчитать перечень и количество комплектующих для покупки. А после Плана сборки необходим План закупок, т.к. только через него можно передать в подсистему бюджетирования суммовые данные и графики оплат поставщикам.

 

Готовим План сборки по Плану продаж – рис. 14. Вид плана Сборка показан на рис. 15. Использован "Простой вариант заполнения (по формуле)" по общему с Планом продаж сценарию "Месячный для бюджетов". Табличная часть заполнена по кн. "Заполнить товары" с уточнением в диалоге (рис. 16) – по формуле "План продаж" без смещения периода.

 

Предварительно для номенклатуры Продукция 1 и Продукция 2 подготовлены варианты комплектации:

Вариант комплектации:

Продукция 1. Основная

 

 

Вариант комплектации:

Продукция 2. Основная

Комплектующее 1

1 шт

Комплектующее 3

1 шт

Комплектующее 2

1 шт

Комплектующее 4

1 шт

 

 

Подготовка Плана закупок комплектующих

При подготовке Плана закупок, как и для Планов продаж, необходимо предусмотреть его способность передать данные в подсистему бюджетирования, а также создать статьи бюджета с необходимыми аналитиками. В этой связи в подсистеме бюджетирования созданы:

  • Три статьи бюджета Стоимость/кол закупки, Предоплата поставщикам, Постоплата поставщикам. Статьи с необходимыми аналитиками показаны на рис. 17, 18, 19. В этих статьях отсутствует аналитика Договоры, т.к. она не поддерживается а Планах закупок. Т.О. нет возможности транслировать в бюджеты данные закупок в разрезе договоров.

Также для сценария планирования "Месячный для бюджетов" (рис. 6) создан вид плана "Закупка и платежи к сборке. Для бюджета" (рис. 20). В виде плана помечены аналитики, по которым должен детализироваться план. Включен флаг "С указанием плана оплат". Указаны три статьи бюджетов, в которые будут транслироваться данные из плана. Выбран "Расширенный вариант заполнения (по источникам)" по двум причинам: а) предстоит выбирать цены из прайсов поставщиков, б) планы могут заполняться по отдельным поставщикам.

Для Плана закупок создан Поставщик 1 и соглашение к нему. В соглашении прописана статья ДДС. Установлены цены поставщика на комплектующие. Вариант оплаты по соглашению:

Предоплата (до отгрузки)

10 дн.

30%

Кредит (после отгрузки)

40 дн.

70%

 

Заполненный План закупок показан на рис. 21:

  • В шапке указаны сроки составления плана – сентябрь, октябрь. Выбран сценарий "Месячный для бюджетов", вид плана "Закупка и платежи к сборке. Для бюджета". Заполнены необходимые аналитик слева (аналитика Договоры отсутствует). Справа указаны статьи бюджетов для трансляции данных плана.
  • Табличная часть Товары заполнена по кн. "Заполнить товары – Настроить правило и заполнить". Предварительно были настроены источники заполнения плана (рис. 22) и установлены цены номенклатуры поставщиков (прайс-лист Поставщика 1). Как видно, номенклатура и количество подтянулись из Плана сборки (комплектующие), а цены – из прайс-листов поставщиков.
  • Табличная часть Оплата заполнена по кн. "Заполнить этапы графика оплаты". График подтянулся из соглашения, даты платежей рассчитаны по графику от начала периодов поставки. Как видно, часть платежей сдвинута на ноябрь.

Примечание: Если план закупок составляется без детализации по поставщикам и соглашениям, то табличная часть Оплата может быть заполнена вручную.

На основе составленного и утвержденного плана закупок будут сформированы Бюджет закупок и Бюджет оплат поставщикам.

Бюджет закупок по Плану закупок

Сформированный Бюджет закупок по плану закупок показан на рис. 23 – использована статья бюджета Стоимость/кол закупки. Как видно, бюджет не содержит аналитику по договорам.

Бюджет оплат поставщикам

Сформированный Бюджет оплат поставщикам по плану закупок показан на рис. 24. Как видно, суммы предоплат/постоплат распределились по месяцам. Сумма 5600руб. отразилась в ноябре.

Т.О. в подсистему бюджетирования переданы данные по выручке, себестоимости закупок, платежи клиентов и поставщикам с выделением предоплат. Бюджет транспортно-заготовительных, административных и коммерческих расходов можно строить с помощью нефинансовых показателей, как процент от себестоимости закупки. И дальше строить другие виды бюджетов.

Итого: правила отражения

  1. Список передаваемых аналитик задается в статье бюджета (max 6).
    • Статья бюджета указываются в Виде плана/В плане. Сценарий-получатель бюджетирования указывается в сценарии плана.
  2. В качестве аналитик могут передаваться: Статьи ДДС, Партнеры, Контрагенты, Договоры, Направления деятельности, Виды номенклатуры, Номенклатура и Подразделения.
    • Аналитика Подразделения может быть сквозной, т.е. не указывается в статье бюджета, в случае использования разреза По подразделениям в модели бюджетирования.
  3. Значения аналитик передаются через регистр накопления Обороты бюджета.
  4. Значения передаваемых аналитик указываются в реквизитах шапки плана.
    • Реквизиты шапки плана настраиваются в сценарии и виде плана.
    • Возможности передачи аналитик у планов различаются. Например, планы закупок не содержат реквизит Договор, а значит не могут транслировать эту аналитику в бюджеты.
    • Объединенные планы с реквизитами в табличной части в статье не рассматривались.
  5. Реквизиты шапки плана не влияют (нет связи) на заполнение табличной части товарами. Заполнение табличной части Товары определяется формулами/источниками данных. Табличная часть Оплата может заполняться из графиков оплаты при наличии соглашения.

Бонус

О новых возможностях подсистем, включенных в релиз 1С: ERP 2.4, рассказано в вебинаре "Подсистема планирования в 1С:ERP 2.4.1., подсистема бюджетирования в 1С:ERP 2.4.1. Новое на примере отражения планов в бюджетах"

Ссылка на вебинар http://www.koderline.ru/webinar/razdel_vebinarov/webinar-vebinar_podsistema_planirovaniya_v_1s_erp_2_4_1_podsistema_byudzhetirovaniya_v_1s_erp_2_4_1_novoe_na/

♦ ♦ ♦

1 Comment

  1. кольщик

    Спасибо за статью! Только тут и нашел как правильно передать данные из планирования в бюджетирование.

    Подскажите такой момент по заполнению плана оплат. Если в соглашении график не 10/40дн_30/70%, а например 10/180/30_ 30/60/10%, т.е. 10% это пост оплата. Тут как быть? Суммы получается заполняются по графику и первые две предоплаты сливаются в одну, и показываются в первом месяце, хотя вторая оплата должна пройти только через пол месяца.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *