Управление производством с 1С:ERP, часть 2: Управление производством без планирования

Продолжение курса по автоматизации производства в 1С:ERP от ВЦ «Раздолье».
В этой части рассказывается о том, как вести производственный учет, без использования механизмов планирования производства.

Автор курса Андрей Мироненко.

Предыдущая часть курса доступна по ссылке //infostart.ru/public/564694/

Рассказ о возможностях производственной подсистемы «1С:ERP» будет начат с самого простого варианта управления производством: с учета без использования каких-либо инструментов планирования.

Под инструментами планирования подразумевается механизм построения графика производства. Он здесь использоваться не будет.

В этом режиме «1С:ERP» работает в «стиле» своего предшественника «1С:Управление производственным предприятием».

Отказаться от инструментов планирования можно по следующим причинам:

  1. У вас пока нет достоверной информации о нормах потребления материалов,
  2. У вас нет информации о времени исполнения работ и использовании оборудования,
  3. У вас сугубо проектная организация, где каждый проект это уникальный набор материалов, работ и т.д.

Первые две причины из списка – это временное препятствие. Так или иначе, следует двигаться дальше и позже вы, скорее всего, задействуете инструменты планирования в своей работе.

В случае проектной организации подсистема производственного планирования может не использоваться вообще – если речь идет об полностью уникальных по составу проектах. Если же на проектах используются какие-то типовые изделия, из которых потом собирается уникальное проектное решение, то производство типовых изделий хорошо планируется, этой возможностью системы лучше не пренебрегать.

Перед тем, как рассказать о необходимых настройках и документообороте, ознакомимся с бизнес-кейсом, на основе которого будет вестись описание возможностей программы в данном разделе.

Предприятие ООО «Конструкции из металла» занимается  производством типовых металлоконструкций – опор и модулей.

Опора – это опора трубопровода, модуль  – металлический ящик в котором может быть смонтировано  оборудование. Все работы по изготовлению продукции ведутся в одном цехе – сборочном. В работе используются ручные электроинструменты, самодельные приспособления и сварочные аппараты.

Продукция изготавливается из листового металла, стальных прутков и уголков. В производстве задействованы рабочие сборщики и рабочие сварщики. На данный момент для продукции нет четких нормативов потребления материалов и работ.

На предприятии ведется комплексный проект автоматизации на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». Цель проекта – повышение управляемости бизнеса, оптимизация затрат. Требуется подобрать модель управления для производства на начальном этапе проекта. Требования к модели следующие:

  1. Возможность собирать производственные затраты по выпускаемой продукции.
  2. Возможность получить в дальнейшем статистику потребления материалов и работ для разработки производственных нормативов.
  3. Возможность в дальнейшем задействовать механизмы планирования производства.

В целом этот пример достаточно хорошо отражает широкий спектр предприятий, существующих в России на данный момент. Это цеха и небольшие заводы металлоконструкций, мебельные цеха, прочие небольшие производства с высокой долей ручного труда.

Кроме того, в ситуации, когда отсутствуют актуальные производственные нормативы, может оказаться практически любое предприятие – даже очень большое. Поэтому, как начальный этап автоматизации, этот пример будет полезен многим.

Предложения по организации учета следующие:

  1. Используемая версия механизмов управления производством «1С:ERP» – 2.2.
  2. Методика управления производством – «Без планирования графика производства».
  3. Будут использоваться документы «Заказ на производство» для ручного создания производственных заданий.

В программу внесена структура предприятия, заполнен справочник подразделений, есть подразделение-диспетчер (оно же производящее подразделение) «Сборочный цех».

Заполнен справочник номенклатуры, внесены используемые материалы, готовая продукция.

Внесены два вида работ: «Сварка», «Сборка». Для сварки тариф – 500 руб. час, для сборки – 200 руб. час.

Работа в программе осуществляется следующим образом:

  1. Менеджер отдела продаж в тот момент, когда ему нужно обеспечить потребности своих клиентов, создает документ «Заказ на производство».
  2. В документе указывается список изделий (опор/модулей), которые необходимо произвести для клиента.
  3. В документе указывается желаемая дата выпуска.
  4. Документ проводится в статусе «К Производству».
  5. Документы попадают в рабочее место руководителя производства (обработка «Управление очередью заказов к производству»), где ответственный сотрудник формирует этапы производства – задания, которые будут выполнять бригады рабочих.
  6. При создании очередного этапа производства (производственного задания) указывается количество выпускаемых изделий, перечень необходимых материалов и объем необходимых работ. Из документа «Этап производства» можно сразу зарезервировать или запросить необходимые материалы на складе.
  7. Документ «Этап производства» передается к выполнению и переходит в рабочее место руководителей бригад. Далее, для простоты, будем называть этот документ «производственным заданием».
  8. Руководители бригад принимают задания в работу.
  9. На основании потребностей производства осуществляется передача материалов со склада.
  10. В процессе работ, по мере готовности, происходит передача продукции на склад, информация об этом вносится в программу.
  11. По необходимости в программе оформляются документы выработки для начисления зарплаты рабочим – на основании выполняющихся производственных заданий.
  12. Выпуск брака и дополнительная потребность в материалах отражается в самом производственном задании.
  13. После того, как работа по заданию завершена, документ помечается как выполненный.
  14. По завершению всех производственных заданий заказ на производство тоже отмечается выполненным. В специализированных рабочих местах предусмотрены соответствующие средства визуализации состояния дел, которые помогают оперативно менять статусы документов и создавать нужные подчиненные документы.

Схема достаточно проста и понятна, она удовлетворяет исходным требованиям комплексного учета материальных и трудовых ресурсов в производстве.

Достоинства предлагаемой схемы учета:

  1. Удобные инструменты производственного учета, которые собраны в автоматизированные рабочие места.
  2. Увязка потребностей производства с передачей материалов со склада. Исполняемые производственные задания определяют лимит передачи материалов со склада. Если сотруднику производства требуется получить материалы дополнительно, он должен изменить исходную потребность, что отражается в программе и доступно для дальнейшего анализа и разбирательств.
  3. Возможность сразу перейти на сдельную работу в производстве. Вся работа производится в рамках производственных заданий,  начисление зарплаты ведется на основании заданных объемов работ.

Кроме того, схема позволяет получить необходимую статистику для расчета будущих производственных нормативов и этим обеспечивает переход к использованию в программе механизмов планирования.

Демонстрация работы с программой «1С:ERP Управление предприятием 2» по приведенной схеме учета показана в видеолекции:

Часто задаваемые вопросы читателей

  1. Зачем в программе два документа «Заказ на производство» и «Этап производства», ведь, по сути, и там и там ставится задание выпустить какой-то объем продукции?

Заказ на производство содержит некий объем работ, который нужно выполнить (произвести продукцию). Этапность работ заказа (что в каком цеху будет делаться, на каких видах рабочих центров) содержится в документах «Этап производства».

Аналогичная потребность может возникнуть и в случае, если заказ нужно выпускать отдельными партиями, эти партии тоже удобно группировать по производственным этапам.

2.По тем этапам производства, которые есть в работе, требуется передать половину листа металла, но склад не может «отрезать» половинку и отдаст целый лист. Как это оформить в программе?

При передаче материалов со склада половину листа передайте по распоряжению (на основании документа «этап на производство»), а половину в кладовую цеха. В следующий раз, когда этот материал потребуется в производстве, его можно будет получить из остатка в кладовой.

3.Мы привыкли работать со сменно-суточными заданиями, как этот документ оформить в программе?

С помощью документов «Этап на производство», выбирайте нужный перечень документов и печатайте их. Удобнее всего это делать в рабочем месте «Диспетчирование этапов».

4.Здесь ни разу не упоминалась производственная спецификация или любой другой документ, который задает нормы потребления материалов и т.п. Это нормально?

Понятно, что работать без нормативов не очень хорошо: тяжело планировать потребности производства, тяжело бороться со злоупотреблениями. Но начинать с чего-то нужно. Иногда этап разработки нормативов может сильно затянуться, это создает проблемы для всего проекта автоматизации предприятия. В таком случае, начать работать можно именно так – указывая необходимые материалы и работы в самом документе «Этап на производство» в тот момент, когда это необходимо. Со временем вы сможете легко отказаться от этой практики.

С помощью достаточно простых настроек и понятного документооборота программы, мы навели порядок в учете и уже выполнили часть требований стандарта MRP.   Хоть здесь и говорится о том, что мы пока не используем механизмы планирования, но сами заказы на производство и их производственные этапы создают плановые потребности в материалах, которые могут быть задействованы в подсистеме закупок – для планирования закупок.

Да и сами заказы на производство могут создаваться не просто так – вручную, а на основании потребностей производственного  плана (для «выталкивающего» способа планирования) или по мере необходимости пополнять нормативные запасы для «тянущей» методики.

О том, как настроить программу «1С:ERP Управление предприятием 2», чтобы эти механизмы заработали, будет рассказано в следующей главе.

5 Comments

  1. Vladimir45

    А когда же тема пойдет по операциям?

    Reply
  2. andironenko

    (1) Думаю что не раньше апреля-мая. В марте выйдет обновление ERP, которое будет содержать в себе пооперационное управление производством версии 2.2 (новый MES), после этого я напишу дополнение/обновление этого курса. Если интересует версия 2.0-2.1, посмотрите здесь: http://razdolie.ru/education/

    Reply
  3. Vladimir45

    (2)А то что сейчас уже есть?

    И есть ли информация что будет нового?

    Reply
  4. andironenko

    (3) То что есть сейчас описано в курсе по ссылке, которую я дал. То что будет в новой MES — пока не известно. Презентация от 1С будет в марте.

    Reply
  5. mistermp3

    Видео недоступно 🙁

    Перезалейте пожалуйста

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *