1С:ERP Управление предприятием 2. Процессные сделки

В продолжении рассказа о CRM подсистеме 1С:ERP Управление предприятием 2 я хочу рассказать, как в этой программе можно организовать работу по сделке с клиентом в виде бизнес-процесса, который последовательно расставляет задачи исполнителям, то есть ERP приобретает черты WorkFlow системы.

В материале, который рассказывает о создании новых сделок, я вкратце коснулся видов сделок. Также я упомянул, что существуют так называемые процессные сделки: сделки, для которых определена некая последовательность этапов выполнения. Эти этапы можно считать:

  1. Ключевыми точками на пути прохождения сделки.
  2. Задачами конкретным исполнителям, которые отвечают за эти этапы.

Второй вариант можно «идеологически» развить: хорошо бы, чтобы в программе автоматически генерировались такие задачи, чтобы:

а. Исполнители оперативно знали, что требуется их работа по сделке,

б. Можно было определить, на ком «застряла» конкретная сделка,

в. Можно было определить, сколько задач выполняет каждый исполнитель,

г. Можно было бы привязать к выполненной задаче некий документ, созданный в программе, который нужен на данном этапе, для того чтобы можно было оперативно ознакомиться с результатами выполнения задачи (например, этап подготовки коммерческого предложения неплохо было бы снабдить коммерческим предложением, оформленным в программе).

Все это сделать теперь возможно типовыми средствами в 1С:ERP Управление предприятием 2. Для этого существует возможность указать для вида сделки — тип сделки «Типовая продажа». После того как Вы запишете такую сделку, в программе будет автоматически запущен встроенный бизнес-процесс исполнения сделки. Из сделки будет доступна карта бизнес-процесса, в которой указаны задачи, которые должны быть исполнены (были уже исполнены), текущий исполнитель. Открыв задачу, можно получить доступ к документу, который прикреплен к задаче.

Маршрут выполнения типовой продажи следующий (карта бизнес-процесса из ERP):

Бизнес-процесс продажи, часть 1

Бизнес-процесс продажи, часть 2

Задачи данного бизнес-процесса имеют следующее назначение:

  1. Отражение первичного контакта (внесение информации из запроса клиента),
  2. Квалификация клиента (внесение карточки нового клиента, проработка условий продажи/соглашения с клиентом и пр.),
  3. Подготовка коммерческого предложения (внести в систему документ коммерческого предложения на основании сделки и сформированных условий продажи),
  4. Подготовить презентацию (презентовать предложение клиенту),
  5. Согласовать условия продажи (уточнение коммерческого предложения по итогам его рассмотрения клиентом),
  6. Сформировать заказ (внесение в систему документа заказа клиента, занести карточку контрагента),
  7. Подтвердить обязательства (нужно дождаться аванса, произвести отгрузку товара по сделке, выполнить оговоренные работы),
  8. Проконтролировать выполнение обязательств (дождаться оплаты оставшейся части долга по сделке, закрыть заказ),
  9. Зафиксировать результаты выигранной сделки (указать в сделке, что она выиграна, написать какие-то комментарии).

Параллельно с основным процессом идет ветка проигрыша сделки — ситуации, когда клиент отказался приобрести у Вас товар или услугу. Переход на эту ветку возможен из любой задачи основной ветки, в случае если пользователь укажет, что сделка проиграна.

В рамках каждой задачи предусмотрены обязательные действия, которые должны быть выполнены пользователем в системе для того, чтобы можно было отметить задачу выполненной. Например, для задачи «Подготовка коммерческого предложения» обязательным является оформление документа коммерческого предложения в системе.

У этого подхода есть один недостаток: типовая продажа редко бывает у всех абсолютно одинаковой. Поэтому, скорее всего, предложенный в типовой конфигурации 1С:ERP бизнес-процесс прохождения сделки потребуется модифицировать — добавив в него какие-то дополнительные задачи, или разбив типовые задачи на подзадачи и т.д. С точки зрения 1С (насколько я помню из одного обсуждения на партнерской конференции) это не считается серьезным изменением типовой конфигурации, то есть типовая продажа предложена как некий шаблон, который можно кастомизировать по своему вкусу. Эта кастомизация достаточно проста — из своего опыта внесение изменений в процесс, так чтобы он предусматривал задачи по разработке конструкторской документации, формирование плановой сметы закупок по проекту, выделение этапов внутреннего согласования сделки в рамках единого бизнес-процесса продажи и пр. у меня заняло около одной недели — вместе с тестированием. Обновления конфигурации также не требовали длительного вмешательства программиста — из обновления исключались некоторые объекты.

Я планирую записать отдельный видеоролик для того, чтобы показать, как выглядит работа с бизнес-процессом типовой продажи. Ссылку помещу в эту заметку.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *