Производство из давальческого сырья

Заказчик даёт нам материалы и полуфабрикаты, чтобы мы могли доработать их и вернуть готовые изделия.
Наглядная инструкция по отражению работ с давальческим сырьём в 1С: УПП 1.3.
 
Порядок документов: Назначение: Проводки:
Заказ покупателя
Переработка
«Продукция» — ТМЦ, которые планируем в итоге продать контрагенту. Планируемая стоимость наших услуг.
«Материалы» — материалы/полуфабрикаты, которые нам предоставит заказчик, чтобы было видно, в полной ли мере материалы пришли на склад.
«Услуги» — дополнительные непроизводственные услуги, которые от нас хочет получить заказчик: доставка, хранение и т.д.
— — —
Поступление товаров и услуг
В переработку
Документ регистрирует поступление давальческих материалов. В «Заказе» мы указали, какие материалы планируем получить, а в «Поступлении товаров» указываем, что именно получили из этого списка. Может быть несколько поступлений, а можно всё одним документом за раз принять.
В программе давальческий материал хранится на счёте 003.01. Указывать его не обязательно, проводка и так сформируется. В налоговом учёте эти движения не отражаются.
Дт    Кт
003.01  / — — —
Требование-накладная
Документ перемещает давальческий материал со склада в производство. Этим же документом могут быть переданы в производство наши собственные материалы, если это требуется. Например, для изготовления табуреток, заказчик предоставил красное дерево, но шурупы и клей мы используем свои.
В налоговом учёте проводок не формируется. Давальческий материал в производстве числится не на счёте 20.01, а на счёте 003.02, так как для нас это не прямые производственные расходы.
Дт    Кт
003.02  / 003.01
для собств. мат-лов
20.01  / 10 (21, 43)
Отчёт производства за смену
Документ преобразовывает переданные в производство материалы и приходует на склад готовую продукцию. При этом на складе произведённая продукция числится по счету 20.02!

«Продукция» — продукция, которая была изготовлена. Указываем номенклатурную группу и заказ, если ведём позаказный учёт. Счёт учёта ТМЦ на складе — 20.02. Счёт затрат — 20.01, так как услуга по преобразованию материалов в продукцию — это труд наших собственных работников, то есть для нас это прямые производственные затраты.
«Материалы» — указываем какие материалы израсходовали на данную продукцию.
«Распределение материалов» — на этой вкладке можно указать какой именно материал на какой изделие пошёл. Например, заказчик дал 20 кг красного дерева. При выпуске табурета и стола, можно указать что на табурет пошло 5 килограммов, а на стол — 15. Если это не принципиально, то можно в настройках поставить галочку «Автораспределение материалов» и программа распределит на табурет 10 кг и на стол 10 кг. Разумеется, в таком случае после расчёта себестоимости стоимость табурета и стола будут одинаковы.
«Прочие затраты» — если в процессе производства нам пришлось обращаться к сторонним агентам за помощью, то следует указать какая сумма прочих затрат вошла в готовую продукцию. Например, на столе потребовалось сделать лазерную гравировку фамильного вензеля. Нам оказали услуги сторонней доработки. Если эти услуги были оформлены упрощённым методом с помощью документа «Поступление товаров и услуг», где мы на вкладке услуг должны были указать то подразделение, в котором сейчас выпускаем прдукцию, то стоимость этих услуг висит на счёте 20.01. Её и надо указать в «Отчёте производства за смену». Если же стороння доработка оформлялась через «Заказ поставщику» и «Получение услуг по переработке», то у нас уже нет давальческого материала «Красное дерево», у нас есть «Заготовка столешницы с вензелем». Она уже содержит в себе стоимость сторонних доработок и должна быть указана на вкладке материалов.
«Распределение прочих затрат» — на этой вкладке можно указать, что сторонняя доработка потребовалась только какому-то конкретному выпускаемому изделию, а не всем понемногу. Если это не принципиально, можем использовать «Автораспределение прочих затрат», поставив соответствующую галочку в настройках.
«Технологические операции» — если производственные рабочие получают зарплату по сделке и вы рассчитываете её в программе, то указывайте, кто какую операцию выполнял. В самой операции (в справочнике) уже должна быть заложена расценка и длительность в секундах/минутах. В документе остаётся лишь указать сколько операций было совершено. Например, операция сборка имеет расценку 2 руб. 80 коп. за минуту. Рабочий собирал табурет в течение часа. Значит укажем количество операций — 60.
«Исполнители» — сдельщики, которые трудились над данной продукцией. Тут же указывает кто сколько получил. Например, Один работник мог собирать табурет и получить 168 рублей, а другой сотрудник собирал стол и получил 400 рублей. При этом человек, который разводил клей для стола и табурета, находится на окладе. Его никуда не указываем.
«Распределение технологических операций» — тут всё аналогично распределению материалов или прочих затрат.

Хоть в программе и заложен «Ввод на основании» из «Отчёта производства за смену» создавать «Требование-накладную», я рекомендую даты в документах подправлять так, чтобы последовательность была именно такой: сперва требование, потому выпуск.

Также выпуск готовой продукции может быть оформлен документом «Комплектация номенклатуры». В этой ситуации не потребуется оформлять «Требование-накладную», зато некуда будет указать затраты на оплату труда и стороннюю доработку.

Дт    Кт
20.02  / 20.01
Передача товаров
Передача продукции заказчику
Этот документ не регистрирует никаких проводок, тем не менее он необходим. Он уменьшает складские остатки произведённой из давальческого сырья продукции, чтобы она не числилась на складах. При этом продукция остаётся числиться в организации. Для окончательной отгрузки потребуется провести документ «Реализация услуг по переработке».

Так же этот документ нужен, чтобы вывести на печать формы М-15, ТОРГ-12 или УПД.

— — —  
Реализация услуг по переработке
Счет-фактура
Этот документ окончательно списывает произведённую продукцию из организации, а так же списывает из производства (счет 003.02) давальческое сырьё, которое мы передавали туда по требованию-накладной.

«Продукция» — продукция, которая была изготовлена. Указываем номенклатурную группу. Счёт учёта ТМЦ на складе — 20.02. Счёт доходов — 90.01.
«Материалы» — указываем какие давальческие материалы передавали в производство. Для них счёт 003.02. Если же производство оформлялось не «Отчётом производства за смену», а «Комплектацией номенклатуры», то не было и «Требования-накладной», а значит материалы не уходили с 003.01 на 003.02. Следовательно счёт учёта будет 003.01.
«Доп. услуги» — на этой вкладке можно отразить реализацию дополнительных услуг непроизводственного характера: доставку, хранение.

Дт    Кт
90.02  / 20.02
— — —  / 003.02
62.01  / 90.01
90.03  / 68.02

Всё то же самое в программе 1С.

Заказ покупателя

Поступление товаров и услуг

Требование-накладная

Отчёт производства за смену

Упрощённый аналог «Отчёта производства за смену» — «Комплектация номенклатуры». Придётся на каждое изделие создать свой документ комплектации, а также не удастся распределить в выпущенную продукцию зарплату рабочих и прочие затраты.

Передача товаров

Реализация услуг по переработке

По отчёту «Выпуск продукции» видим, что ТМЦ выпущены без цен. Суммы придут позже, после проведения операции расчёта себестоимости.

9 Comments

  1. Светлый ум

    Не хватает скриншотов с проводками (к каждому документу) — где было бы видно, что проводки, например, по 003 действительно сформировалось.

    Reply
  2. gull22

    Отличное изложение материала, плюс.

    Reply
  3. Vikki-di

    (1) Светлый ум, Дык я проводки для того и прописал в отдельном столбце текстом, чтобы кучу картинок не загружать )

    Reply
  4. etmarket

    Автор молодец. Интересная и полезная статья!

    Reply
  5. Светлый ум

    (3) Я не просто так за проводки речь завел.

    У большинства бухгалтеров из за спешки при формировании «давальческой схемы» не формируются правильно проводки:

    — то статью затрат не ту указывают,

    — то спецификацию не установят — и схема разваливается.

    я пользовался:

    http://www.vnedriupp.ru/stat/?ELEMENT_ID=8254

    Большинство примеров в сети, так же, делается без скриншотов проводок, и из-за этого внедренец может потерять много времени.

    А если ещё и нужно дополнить схему своими проводками, то путаница увеличивается.

    Reply
  6. Vikki-di

    (5) Светлый ум, Понял, постараюсь обновить чуть позже.

    Reply
  7. AlexBar

    Хорошая инструкция. Маленькое дополнение: при описании требования-накладной необходимо акцентировать внимание на статье затрат, ведь именно от нее зависит какие счета будут в проводках: балансовые или забалансовые. Т.е. необходимо указать что для давальческого сырья необходимо выбирать такую статью затрат, где статус материальных затрат равен «Принятые в переработку», а для собственных соответственно «Собственные». Именно это и влияет на проводки. То же самое и в «Отчете производства за смену» в таблицах «Материалы» и «Распределение материалов».

    Reply
  8. JSverhnovaya

    Подскажите, требование-накладная при проведении по этой схеме не формирует сумм по забалансовым счетам, только количество, это нормально?

    Reply
  9. Песец

    А нельзя ли дополнить пример случаем когда из давальческих материалов изготовили полуфабрикат, на него списали какие-то свои материалы и косвенные затраты, положили на склад и только отчетном периоде этот полуфабрикат списали в производство на выпуск готовой продукции.

    Спасибо.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *