Описание механизма.
В учете данных по взаиморасчетам с поставщиками участвуют следующие регистры:
Регистр бухгалтерии
- Хозрасчетный
Регистры накопления
- Взаиморасчеты с контрагентами
- Взаиморасчеты с контрагентами по документам расчета
- Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)
Для возможности контролировать оплату каждой конкретной накладной в карточке договора присутствует реквизит — «По документам расчетов с контрагентами«.Ведение взаиморасчетов по документам расчета позволяет контролировать сроки оплат и оплату конкретных поставок, отслеживать дебиторскую задолженность по срокам долга. Установка данного признака указывает на то, что в документах, участвующих в учете взаиморасчетов с контрагентом будет предоставлена возможность выбора документа расчетов:
- В платежных документах в табличной части «Расшифровка платежа» в дополнении к договору и сделке (заказу) можно указать информацию о расчетном документе (документу отгрузки, поступления), по которому должна быть зафиксирована оплата. Если документ расчета не указан — программа будет считать данную оплату авансом.
- Во все документы закупок, влияющие на взаиморасчеты («Поступление товаров и услуг» и т.д.) добавлена табличная часть «Предоплата» («Документы расчетов с контрагентами») для указания информации о платежном документе, которым была осуществлена оплата, сумму взаиморасчетов и сумму в валюте регламентированного учета. Если документ расчета не указан — программа считает, что образуется долг перед контрагентом по данному договору.
В бухгалтерском журнале проводок нет аналитики «документ расчета», однако при проведении документа поставки или оплаты система будет формировать проводки с учетом документов расчета, и основываясь на информации об остатках по управленческим регистрам.
Документы расчеты определяются по регистру «Взаиморасчеты по документам расчетов» в случае, если в договоре установлен признак «По документам расчетов с контрагентом», если же данная галочка не установлены — документы расчетов будут определяться по регистру «Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)».
ВАРИАНТ 1: Признак «По документам расчетов с контрагентом» не установлен
Документы расчетов будут определяться по регистру «Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)»
- При проведении платежного документа:
Если остатки по регистру являются отрицательными (документами расчетов являются документы поступления — перед контрагентом есть задолженность) — то система подберет в качестве документов расчетов — поступления, имеющиеся на остатках.
Остатки:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-5000 |
60.01 |
Поступление 2 |
Договор 1 |
-3000 |
60.01 |
Если смотреть по ОСВ — остаток по кредиту 60.01 — 8000 рублей
Проводится оплата на сумму 9000 рублей
В упр. регистре движения будут следующие:
Направление движения |
Регистратор |
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Приход |
Платежка 1 |
Поступление 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.01 |
Приход |
Платежка 1 |
Поступление 2 |
Договор 1 |
3000 |
60.01 |
Приход |
Платежка 1 |
Платежка 1 |
Договор 1 |
1000 |
60.02 |
И остатки уже будут выглядеть следующим образом:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
1000 |
60.02 |
По БУ — остаток по дебету 60.02 — 1000 рублей
Если остатки являются положительными — т.е.по данному договору есть аванс
Если смотреть по ОСВ — остаток по Дт 60.02
Тогда документ оплаты сам станет документом расчета — на всю оплачиваемую сумму.
Было:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Стало — после проведения оплаты на 9000
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Платежка 2 |
Договор 1 |
9000 |
60.02 |
2. При проведении поступления
Если остатки по регистру являются положительными (документами расчетов являются документы оплаты — по договору есть аванс )
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Платежка 2 |
Договор 1 |
3000 |
60.02 |
Если смотреть по ОСВ — остаток по дебету 60.02 — 8000 рублей
Пришли материалы на сумму 9000 рублей
В упр. регистре движения будут следующие:
Направление движения |
Регистратор |
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Расход |
Поступление 1 |
Платежка 1 |
Договор 1 |
5000 |
60.02 |
Расход |
Поступление 1 |
Платежка 2 |
Договор 1 |
3000 |
60.02 |
Расход |
Поступление 1 |
Поступление 1 |
Договор 1 |
1000 |
60.01 |
И остатки уже будут выглядеть следующим образом:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-1000 |
60.01 |
По БУ — остаток по Кт 60.01 — 1000 рублей
Если остатки являются отрицательными — т.е.по данному договору есть задолженность
Если смотреть по ОСВ — остаток по Кт 60.01
Тогда документ поставки сам станет документом расчета — на всю сумму поступления.
Было:
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-5000 |
60.01 |
Стало — после проведения поставки на 9000
Документ расчетов |
Договор |
Сумма |
Счет оплаты |
Поступление 1 |
Договор 1 |
-5000 |
60.01 |
Поступление 2 |
Договор 1 |
-9000 |
60.01 |
ВАРИАНТ 2: Признак «По документам расчетов с контрагентом» установлен.
Документы расчетов проставляются вручную. Однако при проведении документа — система всё равно произведет поиск документа расчетов — на основании регистра «Взаиморасчеты с контрагентами по документам расчетов» и если документ расчетов указан не верно — выдаст ошибку.
Правила выбора документов расчета
При заполнении реквизита «Документ расчета» в документах взаиморасчетов — необходимо учитывать следующие правила:
- Дата документа взаиморасчетов(регистратора) должна быть позже даты документа расчета — хотя система позволяет выбрать любой документ в качестве документа расчетов, в том числе дата которого значительно больше даты регистратора — при проведении система выдаст ошибку.
- В документах взаиморасчетов обязательно заполнение счетов учета. В противном случае, система не сможет корректно закрыть документ расчета.
- Регистратор и документ расчета обязательно должны быть проведены по бухгалтерскому учету.
Для проверки корректности указания документов расчета — можно посмотреть движения по регистру «Расчеты по приобретению (бухгалтерский учет)». В частности значение ресурса «Сумма бух. учета» должна быть равна значению ресурса «Сумма взаиморасчетов» с учетом курса документа. Если сумма бух. учета меньше суммы взаиморасчетов — это означает, что по данному документу расчетов — незакрытый остаток меньше отнесенной на него суммы. Необходимо указать другой документ расчетов, либо разбить сумму на несколько документов расчета.
Также недопустимы «двойные» остатки по договору — если взаиморасчеты ведутся «по договору в целом». Т.е. недопустимо, чтобы одновременно были незакрыты документы расчетов поставки и оплаты. Если договор ведется «по заказам» — в рамках договора могут быть одновременно аванс и задолженность — но по различным заказам — в рамках одного заказа «двойных» остатков быть не должно.
Ликбез неплох. Только вот по жизни чуть по другому. РАУЗ.
Бух банка более менее ежедневно ведет движение средств по расчетам с к/агентами согласно выписок банка. А вот Бух по работе с поставщиками документы от них проводит как бог даст. И вот тут возникает «неразбериха» с регистрами, а от их состояния зависит формирование хоз.операций. Конечно есть «железный» прием -все доки перепровести в установленной последовательности,но и это не 100% успеха, т.к. обязательно возникнет ситуационная ошибка( не тот док,не то время,дата,к/агент и т.п.). Про учет по документам расчетов- вообще тихая радость и в жизни практически не применима. Простой пример.
Оприходованы от поставщика Док1=100руб,Док2=200руб,док3=300руб. А платим 450руб( ну так средства позволяют) и вот вам форменное издевательство над бух-банка- какие доки и на какую сумму закрыть?
(1) Lukich66, тем не менее (тот же РАУЗ) — ведем учет по документам расчетов — уже более 4-х лет. И если всё хорошенько настроить, научить бухгалтеров и финансистов что и как отслеживать — взаиморасчеты выглядят как ноты и всё закрывается как песня. Я не призываю вести все договора по документам расчетов — это уже на усмотрение программистов и бухгалтеров, но вот когда всё в кучу и когда вообще ни на что повлиять невозможно — 1С закрывает как ей нравится — а походит вам такое закрытие или нет — это большой вопрос. А в вашей ситуации — 3 поставки и 1 платежка и есть изюминка документов расчета — если вы знаете какое именно поступление закрывает платежка — то вы именно его и закрываете — заодно понимаете есть ли просрочка по оплате по остальным. Собственно это и есть одна из причин, по которой удобно использовать механизм ведения по документам расчетов.