Введение.
В настоящий момент материалы из этой статьи несколько устарели, поэтому рекомендуем ознакомиться с бесплатным учебным курсом "Планирование и бюджетирование в 1С:ERP".
Цель данной статьи – рассказать о методах формирования и анализа бюджетов в новом программном продукте фирмы 1С «1C:ERP Управление предприятием 2.0».
В данной статье не будет описания методики разработки бюджетов. Моя цель – рассказать о возможностях новой программы в части построения бюджетных процессов.
На нескольких простых примерах я расскажу, как как создать экземпляр бюджета, как привязать фактические данные к плановым, как настроить отчеты по бюджетам, как построить бюджетный процесс и анализировать выполнение задач.
И так, с чего начинается бюджетирование в 1С: ERP 2.0?
Все операции бюджетирования выполняются в рамках бюджетной модели. Бюджетная модель определяет период бюджетирования, основную аналитику построения бюджетов. Бюджеты могут строится в разрезе организации или в разрезе подразделения
В форме бюджетной модели определяется период действия. В один период на предприятии может действовать только одна бюджетная модель.
Если в бюджетной модели включены процедуры утверждения, то они распространяются на все бюджеты, построенные в рамках выбранной бюджетной модели. При включении процедур утверждения, в экземплярах бюджетов появляется возможность устанавливать статусы.
В рамках бюджетной модели настраиваются шаги бюджетного процесса.
Шаги бюджетного процесса имеют два вида: этапы и шаги. Папками, представлены этапы бюджетного процесса. В рамках этапа настраивается расписание выполнения включенных шагов. Например, для этапа формирования месячных бюджетов первая задача должна быть запущена за 5 дней до начала периода, все задачи должны выполняться последовательно, с периодичностью – месяц.
Шаг бюджетного процесса представляет собой задачу, выполняемую в рамках этапа, с указанием конкретного действия и ответственного исполнителя. В шаге процесса также указывается длительность исполнения задачи, вид бюджета, сценарий и основная аналитика.
В случаях, когда шаг бюджетного процесса выполняться не должен, в нем устанавливается флаг «Не выполняется».
По мимо бюджетной модели для целей бюджетирования обязательной аналитикой является сценарий. С помощью сценария бюджеты версионируются.
В сценарии устанавливается валюта и периодичность исполнения. Если валюта сценария отлична от валюты управленческого учета, возможно указание прогнозных курсов валют и необходимость проверки курсов при вводе экземпляра бюджета.
Один сценарий в системе является предопределенным, по этому сценарию система в автоматическом режиме собирает фактические данные.
Так как подсистема бюджетирования полностью интегрирована в конфигурацию управления предприятием, экземпляры бюджетов могут создаваться непосредственно из подсистемы планирования. Для этих целей можно воспользоваться реквизитом в справочнике «Сценарии планирования».
Данный реквизит необходим при построении сквозной системы планирования в информационной системе, когда бюджеты формируются на основании планов продаж, производства, закупок.
Структура бюджета состоит из следующих элементов:
- Статьи бюджетов – формируют обороты по бюджетам.
- Показатели бюджетов – формируют остатки по бюджетам.
Основной справочник, который определяет обороты по бюджетам – это справочник «Статьи бюджетов».
В статье бюджетов указывается аналитика, возможно указать до 6 различных аналитик. Так же в статье устанавливается возможность количественного и валютного учета.
В панели навигации находится настройка правил получения фактических данных.
Правил может быть неограниченное количество. В форме правил настраивается источник получения данных. Возможны варианты:
— Оперативный учет – данные будут собираться из регистров оперативного учета в разрезе документов.
— Регламентированный учет – источником будет план счетов регламентированного учета.
— Международный учет – план счетов МСФО.
— Произвольные данные – для получения факта составляется произвольный запрос.
Так же настраивается источник суммы и дополнительные отборы.
Справочник «Показатели бюджетов» определяет остаточные показатели, которые будут выводиться в бюджет.
Структура справочника аналогична статьям бюджетов. Для показателей можно указать до 6 аналитик.
Для каждого показателя необходимо настроить правило получения фактических данных.
Для одного показателя может быть настроено больше одного правила получения фактических данных, тогда информация по ним при построении отчетов будет суммироваться.
Для того чтобы в отчетах и экземплярах бюджета рассчитывались остатки, необходимо настроить связи между статьями бюджетов и показателями бюджетов. Это делается в разделе «Настройки и справочники» через регистр сведений «Связи показателей бюджета».
В регистре необходимо сделать запись для каждой статьи, оказывающей влияние на показатель. Потом выбрать вид влияния – приход/расход. Так же надо указать коэффициент влияния.
После ввода аналитических и структурных данных можно приступать к созданию вида бюджета.
Вид бюджета — это конструктор, с помощью которого создаются формы ввода экземпляров бюджета и отчетные формы.
Вид бюджета привязан к бюджетной модели.
Для того чтобы вид бюджета можно было использовать для ввода экземпляров бюджета, необходимо поставить флаг «Использовать для ввода плана». Следует отметить, что при установленном флаге по виду бюджета нельзя формировать план – фактный анализ. Для построения план-фактного отчета нужно делать новый вид бюджета.
Первый вид бюджета – простой бюджет ДДС без аналитик. Структура бюджета формируется путем перетаскивания значений из левого окна в правое.
В форме можно собрать заголовок. После заголовка в форму вида бюджета добавляется таблица. Таблица может быть нескольких типов:
Для первого примера выберу простую таблицу с показателями в строках. В колонках можно указать период – месяц. В строках необходимо добавить 2 группы: поступление и расходование. Затем в каждую группу нужно перенести нужные статьи. Так как статьи расходования должны уменьшать остаток в отчетах, для них нужно указать обратный знак. Для этого надо двойным кликом открыть статью и установить соответствующий признак.
Для ввода суммарных показателей по статьям предназначен элемент «Формула по группе». Его можно поставить как в первой строке группы, так и в последней, в зависимости от того, где необходимо видеть итоги.
Показатели так же перетаскиваются в форму ввода. Для того чтобы вывести остаток на начало, в форме настройки показателя необходимо выбрать значение — «Начальный остаток». Также в настройке определяется получение данных о сценарии, организации и подразделении и дополнительные отборы.
Для того чтобы вывести остаток на конец, соответственно, нужно в настройках выбрать конечный остаток.
Для проверки структуры на ошибки предусмотрена кнопка «Проверить вид бюджета».
Форму отчета можно посмотреть по кнопке «Посмотреть вид отчета». Из формы вида бюджета можно сформировать экземпляр бюджета по кнопке «Создать экземпляр бюджета».
Посмотреть данные бюджетов можно через бюджетные отчеты. Отчеты имеют ту же форму, что и вид бюджета.
Для того чтобы посмотреть фактические данные по бюджету, необходимо в настройках выбрать предопределенный сценарий «фактические данные».
Для того чтобы получить план-фактный анализ, нужно создать новый вид бюджета.
Для план-фактного анализа в виде бюджета не нужно ставить флаг «Использовать для ввода плана». В колонки нужно вывести группу «Сценарии». В группу надо перетащить 2 измерения «Сценарии», в измерениях указать фиксированный набор сценариев, один из которых фактический. Для вывода отклонений, в группу сценариев нужно добавить формулу по группе и выбрать значение формулы «Отклонение».
При формировании отчета сценарии запрашиваться не будут, так как они фиксированные.
Данные отчета могут быть расшифрованы до первичных документов как по факту,
так и по плановым данным.
Для того чтобы экземпляры бюджетов и отчеты по бюджетам разворачивались до аналитик, необходимо создать соответствующий вид бюджета. В статьи бюджета нужно перенести требуемые аналитики. Для аналитик можно указать как перечень фиксированных значений, по которым должен вводиться план, так и прочие значения, в которых указываются суммы, не относящиеся к фиксированным значениям. Следует отметить, что в вид бюджета могут быть добавлены только те аналитики, которые указаны для статей бюджета.
При вводе экземпляра бюджета на основании вида бюджета, переносятся все разрезы аналитик.
При выводе фактических данных в отчет, значения аналитик система сама определяет по типам справочников.
Настройки вида бюджета для план-фактного анализа аналогичны первому варианту.
Экземпляры бюджетов можно создавать не только из вида бюджетов или напрямую из списка документов. Также при использовании бюджетных процессов необходимость ввода экземпляра бюджета может быть отправлена ответственному лицу как бюджетная задача.
Управлять исполнением задач в рамках бюджетного процесса можно из специального рабочего места «Управление бюджетным процессом», из которого можно создавать задачи, отслеживать исполнение, а так же формировать отчеты о просроченных задачах.
Помимо формирования планов и сбора фактических данных, подсистема бюджетирования позволяет ограничивать расходы путем фиксации лимитов. Для того чтобы лимиты расходования ДС брались непосредственно из утвержденных планов, и не требовали ввода вручную, в модели бюджетирования необходимо установит флаг «Лимиты расхода по данным бюджета». Также надо указать сценарий и перечень статей бюджетирования, по которым данные будут забираться в подсистему установки лимитов.
Лимиты устанавливаются не на статьи бюджетов, а на статьи ДДС, поэтому в список статей бюджетов, используемых для заполнения лимитов, могут быть подобраны только те статьи, у которых в аналитиках указана статья ДДС.
Лимиты фиксируются документом «Лимиты расходования ДС». Документ можно заполнить как вручную, так и на основании данных бюджетирования с помощью кнопки «Заполнить по данным бюджетирования».
Лимиты отслеживаются при проведении заявок на расходование ДС. При этом, для роли с правом утверждения заявок есть возможность проведения сверх лимитов.
Проанализировать лимиты можно с помощью отчета «Использование лимитов расходования ДС» в группе финансовых отчетов.
Итак, мы на нескольких простых примерах познакомились с механизмами бюджетирования в программе «1С:ERP Управление предприятием 2.0».
Без бутылки пива или чего нить покрепче, не понять непосвященному типа меня))
Запутанно все на вид, ну или я просто не проникся общей идеей.
Да, на первый взгляд, довольно гибкая схема, практика покажет
Спасибо за статью, полезная. Вопросы:
1. Можно ли фактические данные сравнить с данными нескольких сценариев?
2. На скриншоте, где Вы показали настройку правила получения фактических данных сделан отбор по организации. Это Вы в качестве примера привели или чтобы получить факт нужно организацию явно указать? Нет возможности настроить так, чтобы организация динамически подтягивалась, в зависимости от значения параметра, задаваемого при непосредственном анализе факта?
(3) Vladimir_Konyrev,
1. Да, фактические данные можно сравнивать с любым количеством сценарием.
Это настраивается в виде бюджета (добавляется нужное количество колонок).
2. Если честно, не понятен до конца вопрос: бюджеты можно (но не обязательно)
собирать в разрезе организаций. Тогда Вы при вводе плана указываете
организацию-ЦФО по бюджету, и также указываете Организацию при получении
факта. Можно не использовать организации, тогда данные будут анализироваться
без их учета. Разрез аналитики (Организация / Подразделение /
Организация+Подразделение) указывается в Модели Бюджетирования, которая
действует в текущий период.
Правильно понимаю, что формы баланса бюджетирования пока в ERP 2.0 — нет?
Я не про управленческий баланс, а именно баланс бюджетирования.
И сценариев с периодичностью День, как в УПП — нет, только Неделя?
(5) progr-2008,
В подсистеме бюджетирования его нужно настраивать.
Как Вы правильно пишите в системе существует управленческий баланс.
Он относится не к подсистеме «бюджетирование», а к блоку «Финансы».
Это отчет, который уже встроен в систему, настраивать его не нужно. Он собирает фактические данные по всем хозяйственным операциям, отраженным в системе. Отражение некоторых операций уже заранее преднастроено, а по некоторым пользователь может выбрать, к какой статье баланса она относится. Например, при оформлении прочего поступления денежных средств, пользователь должен указать статью Активов и Пассивов, за счет которой происходит изменение остатка ДС на предприятии.
Сценария с периодичность День — нет.
(6) я не про управленческий баланс, о котором Вы пишите, это баланс только по фактическим данным, я про баланс бюджетирования, который может быть и прогнозным, сценарным.
«В подсистеме бюджетирования его нужно настраивать…» — так и в УПП его тоже надо настраивать и тоже указывать источники получения фактических данных.
Только форма баланса — там есть.
Я специализируюсь на внедрении бюджетирования УПП и все про УПП мне понятно, интересует именно бюджетирования в ERP 2.0.
А вот формы баланса бюджетирования в ERP 2.0 — вообще нет, по-моему.
Вида бюджета для формирования баланса — тоже.
Будет или так и не появится?
(7) progr-2008,
Форму баланса в УП 2.0 (в бюджетировании) надо настраивать. Готовой нет. Про планы так сходу — не отвечу
Владимир, подскажите, можно ли формировать бюджет движения денежных средств (БДДС)из данных подсистемы планирования?
В подсистеме планирования в Видах планов есть возможность указать, что запланированные продажи должны отражаться в бюджетировании по указанной статье бюджета, а вот с введенными в план оплатами ситуация сложнее. Вроде бы логично, что запланированная оплата должна «отправиться» в БДДС по определенной статье, но как реализовать это?
При настройке вида бюджета тоже нет возможности указать в качестве источника данных регистр «Планы оплат клиентов». В УПП хотя бы существовал инструмент Расчет по модели бюджетирования, с помощью которого из планов можно было делать бюджеты…Может что-то подобное есть и в ERP?
У всех в качестве примера в источниках «Регламентированный» или «Оперативный» и не кто не покажет как же работает «Произвольные данные», который собственно был в УПП. Хитрые данные кроме как запросом не выловишь. А он не работает ! ну или у меня не как не получается(
Объясните пожалуйста как это работает, если можно то пример с аналитикой.
(10) BoriZ, 1С надо запустить в режиме толстого клиента, тогда заработает конструктор запроса
(11) kotlovD, Спасибо ! Конечно, не понимаю как работает получение данных через произвольный запрос, но не настолько)
Методом тыка, пока пришел к тому, что вытащил правило «Регламентный учет» из регистра «ПравилаПолученияФактаПоСтатьямБюджетов», как понимаю это базовое правила для источника с типом «По регламентным данным». Указал все значения параметров, но все равно даже казалось бы его радное, не работает… Надо как то в схеме СКД указать , что именно есть результат (новерно) , но как не пойму !
Все доступно написано, жаль не информации о не финансовых показателях.
(12) BoriZ, есть решение, как настраивать СКД то?
Хорошо бы пример баланса из 2-3 строк.
Особенности бюджетирования в системе 1С:ERP 2.1 —http://www.1service.ru/blog/biudzhetirovanie-v-1s-erp-2-1.php
На распутье — начала читать по бюджетированию в УПП, а уже цикл статей по бюджетированию в ERP. Все-таки из КА в УПП перейти, наверно (это сомнение), лучше, а через несколько лет и в ERP податься? Или мы отстаем от московских регионов (и точка и вопрос).
(17) KisLA, в УПП.
Спасибо, интересная и полезная статья. Если можно, актуализируйте ее под текущий релиз ERP 2.1
Добрый день.
Все таки интересует, у кого то получилось заполнить по произвольному источнику или нет?
(20) glime, да, все работает.
Добрый день!
А как бюджетировать косвенные расходы? Только вручную?
Например: статья расходов «Услуги провайдеров интернет» ЦФО -ITотдел.
Начальник отдела, конечно, может руками поставить сумму, но логичнее все ж такую статью взять из правила «контрагент №А / договор№1обороты по предыдущему месяцу»…а далее, человек может корректировать если ему надо….
(22) Lola78, можно и это настроить.
Кто-нибудь раскройте секрет как всё-таки формируются произвольные данные здесь?
Запрос в консоли возвращает данные. Поля период и сумма присутствуют, ограничение по параметрам НачалоПериода и КонецПериода так же имеет место быть. А данных нет(((
(24) Taliesien,
из справки к правилам получения фактических данных:
Для настройки правила получения фактических данных бюджетирования по произвольным данным информационной базы необходимо настроить схему компоновки источника данных.
Схема компоновки данных должна содержать следующие поля:
•Период данных. Поля периода должны называться: Период, ПериодДень, ПериодНеделя…
•Сумма фактического оборота (остатка). Сумма может выбираться в исходной валюте, валюте управленческого учета или в валюте регламентированного учета. Поля должны соответственно называться: СуммаВВалюте, СуммаУпр, СуммаРегл. Если выбирается сумма в исходной валюте, то в схеме должно присутствовать поле Валюта.
Схема может содержать поля:
•Аналитики (Контрагент, Номенклатура, Касса…). Для данных полей должен быть указан Тип значения
Для ограничения периода выбираемых данных использовать параметры НачалоПериода и КонецПериода.
Если коротко, в вашей СКД должны присутствовать поля с периодами, поля суммовые и аналитика.
Обратите внимание на настройку СКД (закладка «Настройки») — на всех Параметрах должны стоять флажки
Для более детального понимания как это работает:
1. Запускаете ERP в конфигураторе — Справочник «ПравилаПолученияФактаПоСтатьямБюджетов» — Макеты — ВыручкаИСебестоимостьПродаж (например)
2. Сохраняете схему СКД в файл (в левом нижнем углу)
3. Запускаете ERP в режиме толстого клиента
4. В настройке произвольных правил загружаете эту схему, заходите в настройку компоновки
5. Для нужного суммового поля, например, «СуммаВыручкиОборот» в запросе ставите «КАК СуммаУпр» (при применении правил Оперативного учета система делает это сама для нужных полей)
(1) Brawler,
Это вы еще не читали книгу из курса по бюджетированию от УЦ-1
Поверьте, эта статья кристально ясна по сравнению с этой книгой.
(25) Спасибо! Всю голову сломал как схему скормить на вход!
Приветствую! У вас в план-факте простой таблицы БДДС по группам «Поступление» и «Расходование» выводятся отклонения. У меня такое получается только в сложных таблицах, а в простых отклонение по группам пустое. Как у вас это получилось?
У нас есть бесплатный курс по бюджетированию. Можно его получить, если зарегистрируетесь на нашем сайте по ссылке:http://razdolie.ru/edu/
подскажите, пожалуйста, какие настройки нужны чтоб нефинансовый показатель через схему скд ввести, может пример у кого есть… (запрос работает, в схеме есть поля Период и ЗначениеПоказателя, но показатель не заполняется и ошибок не выдает…)
У меня одного наверное приколы. Сформировал схему для получения факта (скопировал типовую), выполняю через произвольные данные — болт, не находит факта по документу, меняю правила по хоз операции — работает… Блин в чем прикол может быть? Наименования полей суммы менял, параметры есть, поля периодов есть. вообще понять не могу в чем проблема(
(31)Тип значения в явном виде?
(32) Тип значения каких полей? Если аналитик, то да. А вообще вроде как разобрался, необходимо было параметры НачалоПериода И КонецПериода сделать необязательными.
Кстати, может кому пригодится, вы видели как происходит получение факта по заявке при проведении? Не знаю как вам, я немного шокирован был. Дело в том что они формируют записи регистров накопления, после чего выбирают запись с регистратором — текущей заявкой и соединяют ее с доп. таблицами. Так вот, больше всего удивило то, что сформированные записи по заявке существуют только в транзакции, которая их создала, т.е. если поставить на момент получения точку останова и запустить второй сеанс, то записей вы не увидите, однако в регистре накопления они уже есть 0_о. Не сказал бы что тут есть что то непонятное, просто удивлен был.
Может кто поможет с вопросомhttps://forum.infostart.ru/forum63/topic177634/