Необходимые факторы для успешного внедрения "1С:УПП"

Предлагаем вам вторую статью из серии материалов, посвященных самостоятельному внедрению "1С:Управление производственным предприятием". Мы расскажем о том, как бороться с саботажем, в чем польза пряников и почему вовсе необязательно все доводить до идеального состояния.
  1. ЛЮДИ

Внедрение делают конкретные люди. И ключевой успех во внедрении – это команда. Это может показаться банальным, ведь о командах и командообразовании в последнее время говорится много. Но при внедрении этот вопрос становится ключевым. Внедрением занимаются конкретные люди, и независимо от того, хорошо выстроены ваши процессы, используйте ли вы стандарты или еще что-нибудь с плохими исполнителями ничего не получится.  При этом главный аспект работы команды – это то:

  • как участники команды взаимодействуют с остальными работниками предприятия;
  • как прислушиваются к их мнению;
  • какой они имеют авторитет.

Навыки работы, знания, в том числе и знания функциональности продуктов 1С являются вторичными.

 

Ключевой аспект – это важность команды внедрения и ее вес и статус в организации.

Чем он выше, тем лучше будет проходить внедрение. Если вы формируете команду по остаточному принципу, например, пусть этим будет заниматься отдел ОАСУ – то такой вариант неэффективный.

Самое важное при организации команды – кто будет руководителем проекта. Должность руководителя на предприятии должна быть как можно выше. Руководителем проекта должен быть кто-то из топ-менеджемента:

  • финансовый директор
  • директор по ИТ
  • коммерческий директор
  • главный бухгалтер.  

То есть руководитель проекта должен иметь вес на предприятии, чтобы он мог воспользоваться системой приказов и распоряжений. Это другой важный инструмент, о котором мы поговорим далее.

У нас будет специальная часть, посвященная организации команды, так что на этом можно закончить рассмотрение данной рекомендации. Надеемся, что суть понятна: внедрение – процесс, затрагивающий всю организацию целиком, и участники команды должны быть вхожи во все отделы.

 2.       ИТЕРАТИВНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЙ

Несмотря на то, что в первом пункте мы не очень отзывались о стандартах и подходах к разработке, современные гибкие методологии рекомендуют разработку вести итеративно.

 

Что такое итеративность?

Суть этого подхода в том, что вместо того, чтобы долго и мучительно пытаться проанализировать и структурировать то что вы хотите сделать в новой системе, мы приближаетесь к этому последовательно  шаг за шагом, т.е. итеративно. На каждом шаге получая результат, который в том или ином виде может быть использован в работе.

Существует мнение, что нельзя автоматизировать хаос. Якобы, нужно сначала навести порядок в процессах, а уж потом автоматизировать. Жизнь показала, что этот подход работает лишь в некоторых случаях. В большинстве же случаев окружение настолько меняется  стране и в бизнесе, что потратить месяцы и годы, чтобы наладить процессы на предприятии, а потом еще годы чтобы их автоматизировать, это безрассудная трата не только времени, но и денег. То что вы «напроектировали», уже успело измениться пока вы проектировали.  Именно поэтому мы рекомендуем подход последовательного приближения к результату. Именно поэтому при внедрении АС мы рекомендуем на самом первом этапе максимально использовать типовой функционал. Обычно необходимые усовершенствования касаются отчетов и печатных форм. Именно их и нужно перенести (или как модно сейчас говорить портировать) в новую АС на базе УПП. Здесь очень важно опять не уходить в дебри и в улучшения, и пытаться решить сразу несколько задач. К примеру, стандартный подход приблизительно такой: «раз мы переходим, на новую платформу давайте улучшим вот это отчет  и сделаем его вот так».

Лучше возьмите какой-то типовой отчет, изучите его, и улучшьте с минимальными изменениями типового. Это же касается изменения типового функционала. Менять нужно только то, без чего действительно жить будет невозможно.

После внедрения типового функционала, который будет работать с некоторыми ограничениями, вы начинаете последовательно в рамках каждой итерации дорабатывать типовые функции. Итерация обычно длиться 2-3 недели, иногда месяц. Делая небольшие изменения и проверяя качество внесенных изменений, вы каждый раз приближаетесь к правильному результату, который удовлетворит всех.

Итеративной разработке будет посвящена отдельная  часть наших статей и семинаров.

 

 3.       ИНСТРУМЕНТЫ ПРОТИВ САБОТАЖА

 Самая тяжелая проблема при внедрении – это саботаж. Люди не любят изменений, боятся их, а значит новая АС – это угроза. Человек всячески будет стараться не уходить из зоны комфорта.

 

Решить эту проблему могут жесткое административное воздействие, которое состоит из двух мощных инструментов:

А. Приказы директора

Б. Лишение премий

Это самый мощный инструмент внедрения. Можно сказать, что при его отсутствии ваше внедрение закончится неудачей. Именно поэтому важно, чтобы руководителем проекта был специалист самого высокого ранга. Кстати, по этой причине у многих сторонних  внедренцев, внедрение проходит неудачно. Например, руководителем проекта становится начальник отдела ИТ( не путать с директором по ИТ) или даже его заместитель. Которых не только директор, но и никто обычно слушать не хочет.

Очень интересное мнение мы услышали, когда разместили свои записи про целеполагание на этом ресурсе. Один из комментаторов написал примерно так: «внедрять должны только сторонние внедренцы – у них независимый взгляд на вещи, они ни от кого не зависят».

Это типичная фраза из учебника по консалтингу, которая на практике не работает. У внедренца как у стороннего исполнителя рычагов воздействия еще меньше, и ему бороться с саботажем во много раз труднее. В наших проектах мы настойчиво требуем, что руководителем проекта должен быть весомый человек из топ-менеджмента, если нам предложат в качестве руководителя проекта системного администратора, который заходит к директору по записи, мы скорее всего за такой проект браться не будем.

Примеры борьбы с саботажем.

На одном из предприятий, где мы занимались внедрением, кладовщики категорически отказывались оформлять документы в «1С». Они продолжали заполнять  документы от руки. Никакие увещевания, психологические проработки не помогали. В конченом счете, генеральным директором был выпущен приказ следующего содержания:

  1. Кладовщикам оформлять документы только в 1С.
  2. Бухгалтерии не принимать документы, заполненные от руки.
  3. Всех, кто не выполнит приказ (как в бухгалтерии, так и на складе), лишить квартальной премии.

Всё. Проблема была решена.

4.       ПРЯНИКИ

Без кнута не может быть пряника. Для персонала необходима и мягкая психологическая проработка, которая заключается в беседе с перспективными сотрудниками на планерках. Где нужно доносить для людей приблизительно следующую информацию: «работа в новой системе, это повышение вашей же квалификации,  с таким опытом возьмут на любую работу. Знание 1С требуется везде. Умение работать в 1С это повышение зарплаты».

 

Дело в том, что с подъемом уровня автоматизации число необходимых сотрудников уменьшиться, соответственно, часть выигрыша по зарплате должна распределиться между оставшимся сотрудниками. Это будет правильно.

Интересный момент, касательно того, нужно ли раскрывать информацию сотрудникам о том, что кто-то будет уволен.  Мы не рекомендуем раскрывать эту информацию. Это только усилит саботаж, а это как мы говорили ранее, самая главная проблема внедрения. Лучше хотя бы пообещать увеличение зарплаты и премий, хуже от этого не будет.

А вот выплачивать премии сотрудникам, которые проявили активную позицию при внедрении, это очень даже полезно и правильно.

 5.       ВСЕ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНО

Пятый фактор уменьшен в размере –  все сделать правильно.  И это не смотря на то, что в предыдущей части  (Часть 1. Что такое внедрение?) мы отнесли стандарты внедрения к 80%, приносящим только 20% успеха.

Если вы возьмете самое полезное из стандартов, будет только лучше. Если вы будете стремиться правильно выполнять работу, требования оформлять понятно для себя и для тех, кто будет пользоваться вашими разработками, тем меньше ошибок будет совершенно, а,  следовательно,  вы быстрее и с меньшими усилиями придете к результату.

 

В защиту стандартов и подходов при внедрении можно привести следующий пример.

В начале 2000 годов мы выполняли 2 проекта в полном соответствии с Rational Unified Process (RUP). В рамках этой работы были разработаны все необходимые документы, результат был полностью согласован с заказчиком и принят. Все было сделано вовремя. Но, заказчику пришлось сильно потратиться на такое ведение проекта, и спустя годы мы можем  сказать, что при работе надо было взять только 20% из тех документов и процессов, которые мы выполняли. Оставшиеся 80% так и не были использованы ни заказчиком, ни нами. И эти 20%, возвращаясь к принципу Паретто, дали 80% результата.

 Итак, суть этого пункта следующая: работа вашей команды должна быть организованной. Если у вас непрерывно и неподходяще раздаются звонки со всех отделов, и сотрудники отдела ОАСУ хаотично бегают от одного компьютера к другому, а работники предприятия, а уже тем более сами участники команды внедрения не знают что, когда и как делать, то процесс внедрения может затянуться на очень длительный срок.

В ЗАКЛЮЧЕНИИ

Конечно же, есть  еще несколько пунктов, приводящих к успеху, о них мы расскажем в следующих статьях. Эти пункты как раз относятся к тому, как организовать работу по проекту на предприятии, именно о тех 20%, что есть хорошего в стандартах.

Прослушать аудио-версию данной статьи с презентацией вы можете на нашем канале в Youtube.

 

 

 

 

12 Comments

  1. Synoecium

    Очень интересная статья, продолжайте в том же духе 🙂

    в разделе 1.Люди, Вы говорите, что очень важен авторитет членов команды внедрения среди других работников организации. А что делать в другом крайнем случае, когда работники играют в беспомощность и по каждому пустяку обращаются к команде, зачастую даже перекладывая ответственность за свою работу на внедренцев? Типичные фразы: «А мне так показали»,»А нас никто не учил»,»Ваша 1с так считает».

    Reply
  2. Арчибальд

    Ни первая статья, ни вторая не дает ответа на ключевой вопрос: почему речь зашла об УПП?. Дело в том, что если у предприятия достаточно квалифицированных людей для внедрения УПП, то, тем более, ему хватит сил на получение нужных результатов в другой конфигурации.

    Впрочем, картинка вполне знакомая: фирмочка набила себе руку на внедрении УПП. И теперь она знает, что будет внедрять, задолго до знакомства с положением дел на предприятии…

    Если же на предприятии найдется некто здравомыслящий, указывающий на негатив этакого внедрения — лишим его квартальной премии. Или хотя бы повозим мордой по столу в высоком кабинете.

    Reply
  3. xast

    Интересная статья и даже в некотором смысле полезная. Так как приходилось внедрять и дописывать стандарт (не только отчеты и обработки) и, причем, это делать не в команде, то мне очень даже интересно послушать комментарии. Так как внедрение проходило не только по УПП, но и других конфигураций, то могу сказать, что прав Арчибальд. Когда «руку набьешь» на одной конфигурации… то уже остальные и их количество не имеет значения и ещё плюсом внедренцу будет отличное знание бухгалтерского учета, налогового учета + программирование не только в 1С…

    Reply
  4. DoctorRoza

    (2) Арчибальд, странно слышать от гуру такую фразу о УПП!? Почему именно УПП? Да потому, что она самая дорогая! А что есть другие веские причины? Пацаны с района прочухали на чем делать бабки. Забить, что КА хватить за глаза или, ни приведи Господь, БП, это же тогда ни копья не срубишь с генерального, и впаривают под благовидным предлогом, ну мол смотрите, тут же All Inclusive, МСФО и т.д. и т.п. 🙂

    Reply
  5. ZLENKO

    Почему то мало кто понимает что успех проекта в значительной степени зависит от работ по выявлению и минимизации рисков по проекту. Риски могут быть самые разные. Все пишут про какие то частные случаи и не видят за деревьями леса.

    Reply
  6. vasiliy_b

    (5) Ждем Вашу статью!

    Reply
  7. TODD22

    То же не понимаю при чём тут УПП?

    Всё то же самое на любом предприятие и с любой конфигурацией.

    Reply
  8. Evgen.Ponomarenko

    Чтение Вашей статьи мне напомнило пример из риторической комбинаторики:

    Умный мужчина + умная женщина = лёгкий флирт

    Умный мужчина + тупая женщина = мать-одиночка

    Тупой мужчина + умная женщина = нормальная семья

    Тупой мужчина + тупая женщина = мать-героиня

    Применительно к ситуации УПП можно завернуть чуть иначе:

    Понимающий Заказчик + Классный Продукт + Опытный Внедренец = Satisfaction

    Понимающий Заказчик + Хреновый Продукт + Опытный Внедренец = Troubleshooting

    Тупой Заказчик + Хреновый Продукт + Опытный Внедренец = Mission impossible

    Понимающий Заказчик + Хреновый Продукт + Наглый Внедренец = Sabotage

    Reply
  9. adhocprog

    Жизненная статья )

    Reply
  10. pro-rok

    Доброго времени суток.

    Один из комментаторов написал примерно так: «внедрять должны только сторонние внедренцы – у них независимый взгляд на вещи, они ни от кого не зависят».

    Честно не брал эту мысль из книг. Высказался на основании собственного опыта. Я считаю что ответственность за внедрение должна делиться между заказчиком и внешним исполнителем. В своем подходе мы используем два руководителя проекта один от заказчика, который вкладывает в проект свое управляющее воздействие,второй со стороны исполнителя, который вкладывает в проект,свой опыт и знания.

    Я так понял, что ваш подход — взять в руководители проекта топ менеджера заказчика и пускай он там руководит, если что не так, то все решения на РП,а мы тут только исполнители.

    (2)

    И теперь она знает, что будет внедрять, задолго до знакомства с положением дел на предприятии…

    ++++++++++++

    (5)

    Почему то мало кто понимает что успех проекта в значительной степени зависит от работ по выявлению и минимизации рисков по проекту.

    ++++++

    Reply
  11. т1951

    Спасибо большое, для нас очень актуальная статья.

    К сожалению, кнут использовать не можем, т.к. кварталки у нас практически нет.

    Reply
  12. lesenoklenok

    Спасибо за то, что поделились своим опытом.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *