96-й счет: Управленческий учет внутри бухгалтерского

УУ vs БУ — бессмысленная, чисто 1сная дискуссия. В этой заметке описан конкретный пример ведения управленческого учета в рамках чиста бухгалтерии.

Хозяйственный контекст (ПБУ  8/2010, ПБУ  5/01,  ПБУ 19/02, ПБУ 18/02) :

Регулярно за счет 96 накручиваем себестоимость виртуальными затратами. Или, словами другими, создаем резерв на:

1. оплату отпусков (включая платежи на социальное страхование и обеспечение), выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет работникам:
— основного производства,
— вспомогательных производств,
— занятых обслуживанием производства,
— общехозяйственного и управленческого персонала,
— обслуживающих производств;

2. подготовительные работы в связи с сезонным характером производства;

3. ремонт основных средств;

4. рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

5 . гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Дт 20, 23, 25, 26, 29, 44 – Кт 96

По случаю (факту ремонта и т.п.) списываем произведенные расходы на 96

Дт 96 – Кт , 23, 25, 26, 70, 69

Использование 96 регламентируется законодателем (поскольку база налога на прибыль). Статья 120 НК РФ активно применяется налоговиками для извлечения прибыли.

Сальдо и обороты 96 отражаются в 80-х строках формы №3.

Счет активно-пассивный, аналитический учет ведется по отдельным резервам —  «Оценочные обязательства и резервы» — простой линейный справочник без реквизитов (в типовой БП).

И вот в таком привычном мельтешении атрибутов «посмертного» учета, разбавленного налоговыми приколами, мы вдруг нарываемся на вполне себе УУ:

1. Оценочное обязательство — это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

2. Размер каждой из резервируемых сумм должен быть обоснован соответствующим расчетом.

3. Для расчетов оценочных значений и подтверждения правомерности самих расчетов бухгалтеру необходимо не только утвердить их в учетной политике, но и отстоять расчетные суммы… перед кем? В первую очередь – перед фискалами. Перед аудиторами. Перед «другими пользователями» бухгалтерской информации.

Вот так вот. Тут тебе и бюджетирование, и прогноз, ремонт, плановый (планово-экономический отдел) и неплановый (главный инженер), компенсации увольнений и больничные (отдел кадров), сомнительные (невозвращаемые) долги (служба сбыта), стихийные бедствия и прочий форс-мажор (кто?).

15 Comments

  1. tango

    Кто сказал, что бухгалтер – это буратинить первичку в 1с, она сама все сделает?

    Reply
  2. Шёпот теней

    )))

    и што же такое «УУ» ???

    определение?

    предмет?

    цели?

    задачи?

    объекты?

    … нет УУ учёта есть отчётность для МИНИджеров … и желание слупить с них денег …

    … вотМНЕНИЕвот …

    п.с.0. в статье приведЁн пример новой логистики БУ … и что ??? …

    п.с.1. «1. Оценочное обязательство — это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.» … во-во … как раз для МИНИджеров … самое то … сколько воровать? ему видней …

    и т.д. …

    Reply
  3. tango

    (2) Шёпот теней, фигасе, Шёпот, а где конкатенация?

    пример новой логистики БУ — задумалсо однако

    как раз для МИНИджеров — не понял. согласно ПБУ — эта бадья — для главбуха

    Reply
  4. Шёпот теней

    (3) я не знаю что такое УУ … (((

    Reply
  5. Altair777

    (4) Шёпот теней, не прибедняйся 😉

    Reply
  6. tango

    (4) Шёпот теней, на пальцах:

    записать в БУ можем движения денег и предметов в суммовой оценке

    Но кроме этого есть квалификация (эффективность) персонала, например, — как оценишь? а если оценишь — на каком счете отразишь? и что это будет — актив юрика или актив сотрудника/пассив работодателя?

    как оценишь составляющие стоимости торговой марки?

    как оценишь время (объем продукции, которую можно успеть выпустить) до очередной поломки оборудования?

    как оценишь портфель заказов по не заключенным еще договорам?

    как оценишь потери/приобретения от увольнения и замены менеджора по ВЭДу, да и того же 1сника?

    как оценишь затраты на движения денег по левым схемам?

    … хватит?

    Reply
  7. tango

    Коллеги, никто с 96-м не работал? потрындеть бы — как оцениваете?..

    Reply
  8. Шёпот теней

    (6) … жесть …

    раньше были НМА — нематериальные активы … http://institutiones.com/download/course/843-uchet-nematerialnih-activov.html

    в них конечно не измеришь стоимость увольнения … или «как оценишь портфель заказов по не заключенным еще договорам?» — только их разве можно как-то оценить … ???

    смысл УУ: любой СУБъективный учёт — есть УУ …

    вот взять например вопрос «бюджетирование» — важнеыйший и нужный вопрос для многих предприятий — и методики есть и методология — а толку никакого … ((( идолго не будет — потому как «планирование» требуется … и самое ужасное — исполнение и сверка и снова план … жуть для современнеёшего МИНИджерства …

    зато УУ прЁт … теперь понятно почему — написал «прибыль» с учётом «портфель заказов по не заключенным еще договорам» — и можно ехать на канары …

    … жутьВОТжуть …

    Reply
  9. tango

    (8) Шёпот теней, хорошо, не портфель заказов — портфель ценных бумаг (59-й счет)… по цене закрытия биржи каждый день? инвесторам эта «динамика» нафиг не нужна.

    на самом деле оценка резервов на 96 — задача в рамках БУ не уникальная, есть такой же — технически- учет продукции «по плановой себестоимости». отличается тем, что себестоимость подбиваем к «реальной» в налоговом же периоде, и какой бы высосанной из пальца она ни была, на базу налога на прибыль она повлиять не успевает

    Reply
  10. tango

    (2) Шёпот теней, вот круг задач управленческого учета, выходящего за рамки бухгалтерского: составление смет. бухгалтерия может спрогнозировать только путем переноса данных прошлого периода в будущий — собственно, это и есть оценка резервов на 96

    ну нету в рамках бухгалтерии места прогнозируемым ценам поставщика

    Reply
  11. Шёпот теней

    (10) … «… прогнозируемым ценам поставщика …» — этим занимается планово-экономичекский отдел …

    свою работу они строят на базе статистической бухгалтерской отчётности и др. …

    зачем? в бухию тащить не свойственные ей задачи — видимо МИНИджеры не знают для чего нужны подразделения (в экономистах уже давно сидят «блатные»; про плановые отделы молчу — в основном сократили) …

    … вотМЫСЛИвот …

    Reply
  12. tango

    (11) Шёпот теней, я наверное плохо объясняю.

    ты спросил, чем УУ отличается от БУ

    1. все прогнозные вещи (бюджетирование), хотя требования к обоснованности оценки резервов предъявляются именно к бухгалтерии

    2. непосредственные производственные процессы — запихивать реал-тайм в Дт-Кт невозможно по времени и нецелесообразно по стоимости

    Итак, задачи управленческого учета:

    планирование и технологическое управление

    Reply
  13. Шёпот теней

    (12) … разговор «слепого» с «глухим» … вот …

    «1. все прогнозные вещи (бюджетирование), хотя требования к обоснованности оценки резервов предъявляются именно к бухгалтерии … «

    … Теперь что будем говорить о «бюджетировании» — кторое есть «план» и есть «факт» … и есть экономика с её прогнозами на статистике … вплоть до программ по автоматизации прогнозирования (см. ПО по биржам) …

    «2. непосредственные производственные процессы — запихивать реал-тайм в Дт-Кт невозможно по времени и нецелесообразно по стоимости …»

    … повторяюсь — наши МИНИджеры запутались кто и чем должен заниматься … на экономистов не наедешь там одни блатные … вот на бухов всё и валят … у них же 1С есть …

    … уфффВОТуффф …

    Reply
  14. tango

    (13) ШТ, мы говорим об определениях или ползучем эмпиризме?

    Reply
  15. Шёпот теней

    (14) … вот тАААк всегДА … ))))

    … в 12 пишешь ведь: «Итак, задачи управленческого учета: планирование и технологическое управление»

    не я сказал:

    1. планирование — (надеюсь это процес а не «конь в вакууме») … или что такое — планирование ?

    2. технологическое управление (тех.процесс, тех.карты и др.) … или что такое — технологическое управление ?

    … вотБЛИНвот …

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *