Сегодня хочу поговорить про один из инструментов Владельца продукта — Impact mapping (карта влияния). Чем он хорош и почему его стоит использовать.
Содержание
- Введение
- Пример
- Составляем Карту влияния
- 1. Зачем?
- 2. Кто?
- 3. Как?
- 4. Что?
- Ошибки при составлении Impact mapping
- Итоги
Введение
Очень часто требования к программному продукту выглядят как список покупок без понимания как эти функции помогут достичь бизнес-целей. Кажется, что набор функций решит все проблемы бизнеса, но в результате проекта цели не достигаются. Эту проблему поможет решить Impact mapping.
Автором методики является Гойко Аджич, автор одноименной книги. Суть идеи довольно проста, ее можно объяснить бизнесу и разработчикам буквально за 15 минут. Попробую раскрыть в статье основные моменты и представить гипотетический пример использования.
Impact mapping (карта влияния) составляется следующим образом: нужно последовательно ответить на вопросы: "Зачем?", "Кто?", "Как?", "Что?". Огромный плюс метода что он направляет наше мышление по определенному сценарию, в таком формате мозг работает гораздо продуктивней. Карта имеет иерархическую природу, а значит можно четко проследить связи сверху вниз: от целей к конкретным шагам.
Во-первых, это очень хороший способ составить стратегическую карту развития продукта (видение), во-вторых, способ подружить стратегические цели бизнеса и задачи технических специалистов, в-третьих, не запутаться в процессе развития продукта и всегда видеть лес за деревьями: быть сфокусированными.
Выглядит карта примерно так:
Пример
Гораздо лучше понимать метод на практике. Поэтому представим гипотетическую компанию застройщика, которой нужно передать квартиры дольщикам. Пройдем каждый пункт карты и набросаем как мог бы выглядеть продукт по передаче квартир.
Составляем Карту влияния
1. Зачем?
Отвечая на этот вопрос, мы формулируем цель создания нашего продукта: это поможет техническим специалистам понять бизнес и не забыть в процессе разработки зачем мы все это делаем. Цель — это фокус для всех участников проекта.
Конечно же цели лучше формулировать по SMART: конкретные, измеримые, достижимые, важные, ограниченные по времени.
Для нашего примера определим следующую цель: до конца июля сократить срок передачи квартир на 30%.
2. Кто?
Impact mapping это карта влияния, поэтому в разделе "Кто" мы описываем всех действующих лиц: чье поведение изменит наш продукт, кто может нам помешать в достижении целей, на кого мы повлияем.
В карту можно внести пользователей продукта, а также внутренних и внешних по отношению к проекту лиц, принимающих решения.
В нашем примере выделим следующие роли:
Покупатель
Управляющая компания
Застройщик
Подрядчик
3. Как?
На третьем уровне мэтчим цели и роли и думаем о следующем: как мы повлияем на действующих лиц, как изменится их поведение, как они могут повлиять на нас: приблизить или отдалить от цели. Важно что впоследствии мы сможем выбрать для реализации только те влияния, которые эффективнее приведут нас к цели.
Давайте попробуем придумать для нашего примера список влияний на действующих лиц. А также их влияние на продукт.
Очень упрощенно схема передачи выглядит следующим образом:
Покупатель.
Текущее поведение: позвонить в call-центр, узнать когда будет возможно посмотреть квартиру.После этого позвонить еще раз и записаться на встречу. Придя на встречу, записать на бумажку список замечаний, после этого написать претензию и отправить ее в Управляющую компанию. После устранения замечаний, покупателю вновь звонит call-центр и история повторяется, пока не будут устранены все замечания.
Мы помним что наша цель сократить сроки передачи квартир. Давайте подумаем как можно изменить поведение покупателя, чтобы добиться нашей цели. Изменения могут быть следующие:
1. своевременно осмотреть квартиру
2. в момент осмотра сформировать замечания и прикрепить претензию.
3. после устранения замечаний, своевременно принять свою квартиру.
Управляющая компания
Текущее поведение: позвонить покупателю, сообщить что его дом готов к сдаче. Позвонить покупателю, записать на встречу. Встретить покупателя, провести демонстрацию квартиры. Получить претензию от покупателя в тот же день или через несколько дней. Передать на бумаге или по e-mail замечания застройщику и внести в свой список. Отслеживать исправление замечаний и периодически напоминать Застройщику об обязательствах.
Как мы можем изменить поведение Управляющей компании для достижения нашей цели:
1. Своевременно оповестить клиента о передаче
2. Обеспечить назначение встречи
3. Зафиксировать и классифицировать замечания на встрече
4. Контролировать SLA по устранению замечаний
5. Своевременно оповестить клиента об устранении замечаний, обеспечить запись на встречу и т.д.
Застройщик
Текущее поведение: Получить по почте или в бумажном виде список замечаний от Управляющей компании. Оформить документы и направить Подрядчику для устранения замечаний. Вести реестр замечаний в excel. Периодически напоминать Подрядчику об исполнении обязательств.
Цель, как мы помним, ускорить. Как повлияем на нашего доблестного Застройщика? Мы должны:
1. Моментально получить информацию о замечаниях.
2. Автоматически распределить замечание на Подрядчика
3. Контролировать SLA по устранению замечаний
4. Моментально оповестить Управляющую компанию об устранении замечаний
Подрядчик
Текущее поведение: Получить документы на устранение замечаний. Устранить замечания. Составить акты об устранении замечаний. Передать квартиру Застройщику.
Чтобы ускорить процесс, изменим поведение Подрядчика следующим образом:
1. Моментально оповестить о наличии замечаний
2. Устранить замечания в срок в соответствии с SLA
3. Дать возможность изменять статусы устранения замечаний онлайн.
После составления возможных вариантов влияния, мы переходим к заключительному разделу.
4. Что?
Наконец-то мы добрались до реализуемого функционала. Можно перефразировать вопрос на следующий: что мы можем сделать в программе, чтобы добиться необходимого влияния на действующих лиц?
На этом уровне описываем какими функциями мы планируем изменить поведение действующих лиц или нивелировать негативное влияние. Также разбиваем наш проект на независимые этапы, при реализации которых заказчики смогут получить бизнес-ценность. Независимые этапы позволяют устанавливать приоритеты и отказаться от наименее ценных функций или наименее важных заказчиков.
Совет: не забывайте про альтернативные издержки. Возможно, есть дешевый способ повлиять на поведение пользователей, не изменяя программный продукт.
Попробуем составить заключительную часть нашей карты влияния.
Покупатель
1. Своевременный осмотр квартиры:
а. прислать оповещение о сдаче дома со ссылкой на порядок приема-передачи квартиры: смс, whatsapp, мобильное приложение.
б. прислать приглашение на осмотр квартиры с возможностью выбора дня и времени: смс, whatsapp, мобильное приложение.
в. автоматический обзвон "роботом" с приглашением на встречу с возможностью выбора даты и времени.
2. В момент осмотра сформировать замечания и прикрепить претензию.
а. Оформить и категоризировать замечания в мобильном приложении.
б. Направить совокупность замечаний в виде претензии на печать
в. Или направить совокупность замечаний в виде претензии через электронные каналы с электронно-цифровой подписью.
3. После устранения замечаний, своевременно принять свою квартиру.
а. Совокупность функций из п.1 и п.2
Карта влияния для каждого из действующих лиц получилась такой:
Impact mapping передачи квартиры. Покупатель
Impact mapping передачи квартиры. Управляющая компания
Impact mapping передачи квартиры. Застройщик
Impact mapping передачи квартиры. Подрядчик
Общая карта получилась такой:
Ошибки при составлении Impact mapping
- Задействовано много людей: оптимальный состав участников 5-6 человек на первом этапе. На втором и последующих — от 10 до 20.
- Неправильный подбор участников: идеально чтобы были технические специалисты и лица, принимающие решения (ЛПР)
- Неудобная планировка переговорки: отличный вариант стены на которых можно писать или огромная доска. Мобильные столы и стулья, чтобы проще коммуницировать.
- Ранняя критика: во время дивергентной фазы лучше не критиковать никакие идеи, люди очень быстро закрываются и перестают генерировать.
- Обсуждение замыкается в одной большой группе: хороший вариант — обсуждение в формате Мирового кафе (по-русски) или другие технологии фасилитации. Главное, чтобы обсуждение не велось в одной большой группе с одним лидером мнений.
- Реверс-инжиниринг: неправильно целиком отсматривать "списки покупок" (требований к ПО), особенно с участием топ-менеджмента. Отличный вариант: использовать "список покупок" для начала обсуждения.
- Погружение в детали на раннем этапе: достаточно обсудить уровни ролей и влияния на них, технический уровень "Что" можно сначала опустить.
- Нельзя:
- Перепрыгивать через уровни
- Формулировать цели без контрольных параметров
- Указывать нереалистичные цели
- Забывать о негативных влияниях
- Обсуждать роли и влияния мало способствующие достижению бизнес-целей.
- Забывать про альтернативные методы решения задач (без написания кода)
- Формировать огромное количество целей: фокус будет размыт.
Итоги
Impact mapping — отличный способ организации мышления, способный подружить цели бизнеса и видение технических специалистов, сформировать рамки проекта и сфокусироваться на самом важном. Мне кажется, что можно применить этот метод не только на технических проектах, но я не пробовал. Пусть это будет домашним заданием.
Первый осилил
При просмотре картинок вспоминаются древние времена с индейцами и
драконами…Так и не понял, как же удастся сократить сроки сдачи квартир на 30%. И Зачем это нужно, тоже не очень понимаю. Цель бизнеса — строить дома и сдавать их в эксплуатацию за 3 месяца? Или что?
Лет 7 тому назад познакомился с «картами памяти». И самое главное применение этих карт — в структурированном хранении информации. На практике структурировать информацию вещь нужная и классная, использую её при обследовании процессов заказчика. Но на вопрос как «сократить сроки сдачи квартир» карточке не отвечают. Функциональность не та.
(3) Это процесс после того как дома построены. Клиент приходит и принимает квартиру. Если есть замечания, то застройщик устраняет.
Цель: быстро передать готовую квартиру клиенту.
(4) Если Вы про текущую карту, то сравните текущую ситуацию и целевую. Думаю, будет понятно.
Или Вы, в целом, считаете что карты памяти только для структурированного хранения информации?
(0) откуда у вас информация о влияниях? кто, что должен делать?
(0) взаимодействие с госорганами нужно прописывать в таких картах….
также в крупных компаниях с большим числом подразделений….
на чем рисовали такую карту? как собирали сведения по процессам?
выглядит интересно…
(0) как собрать разные бизнесы (разных участников) в одной переговорке?…
Буквально пару дней прочитал книгу «Impact mapping» и тут бах тебе статья. СУПЕР.
Я бы добавил здесь ещё из основных мыслей этой методологии — это жесткая взаимосвязь между тем, что мы, как мы делаем, кому это надо и зачем всё это надо.
В итоге когда, кто-нибудь прибегает с супер-идеей что-то «замутить» так как идея прикольная (программисты творческие люди !!!), то сначала просить поместить эту идею на эту карту, найти ей там место, кому и зачем. И окажется, что идея прикольная но не для этой цели (Зачем?) и её нужно в отдельный проект поместить.
Я бы вместо «КАК» использовал вопрос «ЧТО», а вместо «ЧТО» использовал «КАК». ИМХО по смыслу так больше подходит.
(7) смысл как раз понять как мы влияем на наших действующих лиц
(9) В разных организациях по-разному.
(8)
Рисовал в xmind, сведения собирал с руководителей подразделений.