В 2024 году вводится обязательная система маркировки на целый перечень товаров: табак, обувь, текстиль, парфюмерия и многое другое.Мы расскажем, как она будет проходить и как к ней подготовиться.
За последние годы в работе контролирующих органов произошел качественный прорыв:
- Использование самых современных достижений информационных технологий
- Расширение состава получаемых данных от бизнеса
- Применение технологии Big Data (аналитика больших данных)
Поэтапно вводится обязанность передавать определенный набор сведений в государственные информационные системы (ГИС). Их уже довольно много: ЕГАИС, ГИС Маркировка (меховые изделия), АСК ККТ, Меркурий. Сейчас эти системы курируют разные операторы. Реализованы они также по-разному. И работают по-разному.
От этого разнообразия государство хочет уйти, разработав единую систему, которую будет курировать единый оператор по единой технологии.
Оператор уже выбран. Им стал Центр Развития перспективных технологий. Именно он будет заниматься проектами по маркировке табака, обуви, лекарств, текстиля и других товаров.
Цель внедрения обязательной маркировки — противодействие производству и обороту контрафактной и фальсифицированной продукции. Маркировка позволяет государству отслеживать товар от производственного цеха до магазинного прилавка.
В свою очередь покупатели всегда могут самостоятельно проверить легальность продукции при помощи мобильного приложения. Например, через сканер QR-кодов или официальную программу «Проверка товаров». Это приложение, которым рекомендует пользоваться ФНС России, полностью бесплатно. Оно может применяться для мобильных устройств на базе iOS и Android.
Законодательная база для развития систем маркировки
Принят закон Федеральный закон от 31.12.2024 №487-ФЗ (вступит в силу с 1 января 2024 года), согласно которому начиная с 2024 года Правительство РФ будет вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности – "код товара", позволяющий идентифицировать товар или код товарной номенклатуры. Правительство РФ получит новое полномочие в утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, а также перечня групп хозяйствующих субъектов, осуществляющих маркировку отдельных товаров средствами идентификации
Главные принципы работы системы обязательной маркировки утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2024 г. № 791-р:
- Идентификация каждой единицы товара путём присвоения товарам уникальных кодов;
- Создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся информация, генерируемая всеми участниками системы маркировки в процессе жизненного цикла товара;
- Создание единого каталога товаров России.
Как работает система маркировки?
В целях обязательной маркировки производимой/поставляемой продукции организации и ИП должны быть подключены к единой системе мониторинга. Для товаров, маркировка которых вводится в 2024 году, будет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Регистрация во всех системах мониторинга бесплатная. Но она требует наличия усиленной квалифицированной электронной подписи.
Регистрироваться обязаны не только производители, но и продавцы маркируемой продукции любого звена.
- Система самостоятельно генерирует уникальные коды (КиЗ) и передает их производителю.
- После получения кодов производители наносят КиЗ на товары/упаковки. В систему мониторинга отправляются сведения об изготовлении продукции и ее подготовке к выпуску в оборот.
- После реализации товара оптовым поставщикам в систему мониторинга поступает информация о смене собственника товара. При этом поставщики обязаны проверять нанесенные на товар коды и сверять их с кодами, которые значатся в первичной документации.
- Розничные торговые точки также сверяют коды, а в момент продажи товара конечному покупателю через онлайн-кассу и ОФД в систему мониторинга уходит информация о конечной реализации. Уникальный код выводится из оборота и уничтожается.
Из чего состоит КиЗ?
КиЗ состоит из 2 частей — кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу маркированных товаров и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием криптографических технологий и исключает возможность подделки/дублирования. КиЗ включает в себя следующую информацию:
- наименование товара;
- страна производства;
- данные производителя;
- местонахождение производителя;
- бренд;
- данные продавца и т.д.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке в 2024 году
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, был утвержден постановлением Правительства РФ от 28.04.2024 № 792-р. В нем содержится 10 товарных позиций с указанием точной даты, с которой в отношении той или иной продукции вводится обязательная маркировка.
- С 1 марта 2024 года обязательная маркировка вводится в отношении табачных изделий.
- С 1 июля 2024 года вводится маркировка обуви
Большинство же товаров из списка перейдет на обязательную маркировку в конце 2024 года. Итак, с 1 декабря 2024 года обязательная маркировка распространится на:
- духи и туалетную воду;
- шины и покрышки;
- предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
- блузки и блузы трикотажные машинного или ручного вязания женские/для девочек;
- пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские/для мальчиков;
- белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
- фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
С 1 января 2024 года вводится маркировка лекарств.
Планируется введение системы маркировки для готовой молочной продукции (эксперимент стартует с 2024 года).
Проект обязательной маркировки табачной продукции
Цель проекта: создание инструмента, позволяющего усилить контроль за оборотом табачной продукции и обеспечить:
-
Прозрачность рынка табачной продукции
-
Контроль качества табачной продукции
-
Борьбу с контрафактной продукцией
Система, создаваемая для проекта должна стать цифровой платформой для последующих проектов маркировки различных товарных категорий. Планируется создать систему, обеспечивающую быстрое и удобное подключение к ней других товарных групп. И обеспечить повышение контроля за счет автоматизации отрасли.
Куратор проекта – Минпромторг
Оператор информационной системы проекта – ООО «Оператор-ЦРПТ», частно-государственное партнерство.
Участники эксперимента по маркировке табака:
- Оператор информационной системы маркировки
-
Производители табачной продукции
-
Производители программного обеспечения
-
Организации оптовой и розничной торговли
-
Операторы фискальных данных и ЭДО
-
Импортеры
-
Органы государственной власти: ФНС, Минпромторг
-
Потребители
Маркировка потребительской и групповой упаковки будет содержать: средство идентификации (СИ) – цифровой код DataMatrix, содержащий код маркировки. Размер модуля – не менее 0,3 мм. Код включает в себя: GTIN продукции, идентификационный код, код проверки.
Порядок маркировки табака в 2024 году
Производитель:
-
Нанесение средств маркировки на упаковки табачной продукции и передача информации в ИС МОТП о вводе в оборот
-
Использование регистраторов эмиссии продукции
- Реализация табачной продукции в оптовое звено. Информация о реализуемых средствах идентификация указываются в первичных документах (ТТН, УПД)
Оптовое звено:
-
Проверка входящего объема табачной продукции (средств идентификации) и передача информации в ИС МОТП об изменении владельца продукции
- Хранение и дальнейшая реализация табачной продукции
Розничное звено:
- Проверка входящего объема табачной продукции (средств идентификации) и передача информации в ИС МОТП об изменении владельца продукции
-
Хранение и реализация конечному потребителю табачной продукции
-
Регистрация выбытия через ККТ
- Сведения о коде товара и коде идентификации включаются в фискальный документ "кассовый чек", формируемый контрольно-кассовой техникой.
Маркировка обуви, лекарств, текстиля и других товаров будет проходить по тому же принципу, как и маркировка табака.
Поддержка систем маркировки 2024 в программах 1С:
Фирма 1С активно участвует в проекте маркировке табака. Поэтому основной функционал маркировки по пилотному проекту в программах уже реализован.Рабочий контур на большинстве решений выйдет в феврале 2024 года.
В программах 1С под маркировку будет доработана подсистема взаимодействия с торговым оборудованием: онлайн-кассой и сканером штрих-кода.
А также реализованы основные бизнес-процессы для работы системы маркировки:
- Регистрация в системе маркировки, изменение данных, уведомление о прекращении участия
-
Реализация учета маркированной продукции: складской и товарный контур
-
Работа с агрегированными упаковками
-
Разработка процесса и форм приема маркированной продукции
-
Разработка процессов и форм реализации маркированной продукции
-
Реализация уведомлений о списании/постановке на баланс продукции
-
Получение информации по остаткам маркированной продукции
-
Прямая интеграция с ИС МОТП
Программы 1С в которых планируется реализовать маркировку табачной продукции:
1С:ERP Управление предприятием 2 | Запланировано 2.4.7.1 от 20.12.2024 |
Бухгалтерия предприятия КОРП, редакция 3.0 | Запланировано 3.0.67 от 14.12.2024 |
Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 | Запланировано 3.0.67 от 14.12.2024 |
Комплексная автоматизация, редакция 1.1 | Запланировано 1.1.113 от 26.02.2024 |
Комплексная автоматизация, редакция 2 | Запланировано 2.4.7 от 20.12.2024 |
Розница, редакция 2.2 | Запланировано 2.2.12 от 18.02.2024 |
Управление нашей фирмой | Запланировано 1.6.17.* от 14.02.2024 |
Управление производственным предприятием, редакция 1.3 | Запланировано 1.3.118 от 25.02.2024 |
Управление торговлей, редакция 10.3 | Запланировано 10.3.51 от 10.01.2024 |
Управление торговлей, редакция 11 | Запланировано 11.4.7. от 31.12.2024 |
Что нужно, чтобы подготовиться к введению систем маркировки?
-
2D Сканер штрихкода для работы с DataMatrix
-
Онлайн-касса с обновленной прошивкой
-
Обновленная программа 1С, поддерживающая работу с системой маркировки
-
Подключение к системе электронного документооборота и электронная подпись.
Надеемся, после прочтения нашей статьи, вам стало понятно, как подготовиться к грядущим изменениям.
Солдат должен быть занят всегда!
А незанятый солдат — потенциальный преступник!
Ну хоть оборудование на кассах не менять и то П — прогресс)
Каким образом предполагается решать проблему переходного периода? Лекарство произведено в 19 году, а реализуется в 20?
Кто маркирует импортные препараты? Оптовик при оприходовании товара?
Что считать минимальной единицей товара? Упаковку? Ампулу?
Как маркируется упаковка различных уровней?
Слишком много вопросов.
(3) на все эти вопросы ищите ответы в ЕГАИС (алко).
Самая большая сложность не в торговле а на производстве, особенно в вопросе какие КиЗ положены в конкретную коробку / и паллету 🙂
Астрал ? контур? С-Бис ? какой ?
(6) все эти системы не имеют к Маркировке никакого отношения
(5) В производстве вообще нет проблем, по сравнению с оптовиками, отгружающими товар в аптеки!
Пересчитывать все входящие КИЗы — нереально, сканирование каждой единицы (а отгрузка почти всегда идет россыпью) при отгрузках в аптеки — это ужас.
Любое расхождение по КИЗу или по цене(которая тоже «гуляет» по системе маркировки), на приемке в аптеке — выльется в долгие муторные разборки с матерными словами со стороны аптек (на приемке в аптеках работают совсем не айтишники).
То, о чем молчат: криптохвост никак не учитывается в системе Маркировки. Вообще. Он будет проверяться только на кассе при конечной розничной продаже. Таким образом, смысла в нём — никакого, кроме тех, кто наживается на оборудовании и первой выдаче этого кода производителю.
(7)1С ЭДО подойдёт?
Если что, вот эта ссылка немного ясности привносит —https://честныйзнак.рф/
Как я понял, через эту систему маркировку и будут прогонять, ну то есть здесь и краткий FAQ есть, и так кое-какая информация.
…
Меня пока интересует, как будет приемка осуществляться. Да, водку(алко-егаис) интегрировал, но все же. Хоть ролик бы какой от 1с вышел с примером. По идее же, тоже сопоставление какое-то должно быть, как номенклатуры так и поставщиков.
Посмотрела все последние релизы 1С, в которых работают мои фирмы… ни в одной нет ничего по вопросу продажи табачных изделий в свете даты 01.03.2019…. Интеграция с ИС МОТП
Получается, работаем по старому…
(11) в июне ждем обновлений
Ввод кодов маркировки обувной продукции в оборот
Управление торговлей, редакция 11 — Запланировано 11.4.9 от 05.07.2019 ???
Это как? Ведь с 01.07.2019 маркировка обуви уже должна работать по закону…
(4) При чем тут АЛКО? Коллега верные вопросы задает.
Дополню:
При поставке товара оптом (например в больницы и аптеки) что-либо нужно делать?
Большего бреда по организации контроля за товарами не видел и не слышал…
Вопрос: Почему в СССР не было потребности маркировки товаров и создания единого классификатора товаров?
А ответ очень простой — Потому чта работали по ГОСТам!!!
То есть упразднив ГОСТы и внедрив ТУ и прочие НЕСтандарты, государство получило себе геморрой в виде контрафакта… А теперь создав себе трудности начинает героически их преодолевать (ну это если анализировать официяльные причины возникновения этой очередной фирмы типа «Рога и копыта», которая будет «сосать бабло» из наших карманов, так как простой человек будет своим потом и кровью оплачивать возникшую наценку на конечный продукт)
А ведь гораздо проще тупо возобновить Гос монополию на: Алкоголь, табак, лекарства, ну и если хотите то и на шубы с обувью, хотя последнее бред полный, уж это то не является такой продукцией по которой контрафакт критичен
Ах да, фирма 1С официально заявила, что УТ 10.3 поддерживать мракировку товаров не будет — не хочут дорабатывать, ибо нас…ать на тех кто работает с их продуктами
Для обуви допиливают сейчас. Планируют для других областей тоже.
Оставляйте заявки
Доброго времени суток, поделитесь опытом как идет прогресс и интеграцией Честный знак с решениями 1с?