Многие крупные современные компании имеют сложную, разветвленную структуру, в которой представлены различные юридические лица, обособленные подразделения, несколько направлений бизнеса, назовем такую компанию холдингом или группой компаний. Если рассматривать ХОЛДИНГ с точки зрения регламентированного учета (налогового и бухгалтерского), то это набор юридических лиц.
Протекающие между ними операции подлежат отражению в бухгалтерском и налоговом учете в точном соответствии с законодательством. То есть при продаже активов или оказании услуг одним объектом группы другому необходимо выделять прибыли и убытки. В то же время эти операции являются внутренними операциями для холдинга в целом и не должны влиять на его итоговый финансовый результат.
В этом материале мы поговорим о том, как можно построить управленческий учет, таким образом, чтобы внутренние обороты не влияли на финансовый результат в целом. Материал основан на практическом опыте консолидации отчетности крупных компаний имеющих развитую филиальную структуру.
Для примера рассмотрим компанию, имеющую несколько обособленных представительств в разных регионах, структура юридических лиц компании ни как не связана с реальной структурой и сформирована исходя из целей минимизации налогообложения. Помимо этого компания использует в своей деятельности и так называемые серые схемы, которые не отражаются в регламентированном учете. Консолидация отчетности холдинга одно из самых трудоемких и сложных мероприятий в работе внутренних финансовых служб. Так же надо заметить, что компании, имеющие такую структуру, не являются чем-то уникальным, и достаточно часто встречаются на практике.
В представленной компании, управленческий учет имеет существенные отличия от бухгалтерского. И одно из этих отличий это объекты учета. Если в бухгалтерском учете в качестве объектов будут выступать только собственные юридические лица, то в управленческом учете это будут совсем другие объекты. На практике, как правило, основными объектами учета в этом случае будут бизнес-единицы компании, реально выделенные в структуре подразделения, ведущие обособленный учет. Собственникам важно знать реальный результат работы, как отдельных бизнес-единиц, так и компании в целом. Для этого в управленческом учете целесообразно рассматривать компанию не как совокупность юридических лиц, а как совокупность бизнес-единиц или Центров Финансовой Ответственности (ЦФО).
Внедряемая нашей компанией автоматизированная система реализует именно такую структуру построения учета в Холдинге. Далее в статье будет описываться, как осуществляется взаимодействие между единицами холдинга, чтобы корректно учитывались внутренние обороты в финансовом результате отдельных ЦФО и компании в целом. Методика, использованная в конфигурации, позволяет отказаться от ручной консолидации данных для управленческой отчетности. Система позволяет производить элиминирование внутрифирменных оборотов на уровне проведения первичных документов и быстро получать корректную информацию, что упрощает и ускоряет процесс формирования управленческой отчетности, минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором.
Управленческий учет в конфигурации базируется на двойной записи и плане счетов. Основным разделителем учета в системе является Центр Финансовой Ответственности. Каждый ЦФО ведет независимый учет, имеет свои активы и пассивы, получает независимый финансовый результат, соответственно обладает отдельной так называемой «балансовой системой». Объединение всех балансовых систем дочерних структур, дает не что иное, как общую балансовую систему, то есть консолидированную отчетность по всему холдингу. В объединенном балансе не учитываются расчеты между объектами холдинга, а в отчете о прибылях и убытках нет прибыли от внутренних операций.
Балансовая система – механизм позволяющий проводить, накапливать и получать информацию о совершившихся хозяйственных операциях на счетах управленческого плана счетов, по принципу дебетовая и кредитования, в терминах программистов это регистр бухгалтерского учета.
При решении данной задачи на практике, в конфигурации используется методика «консолидирующих счетов». То есть в балансовых системах каждого ЦФО открывается так называемый консолидирующий счет, например 61 или 30 – внутренние расчеты с собственными контрагентами. И все операции между объектами группы компаний отражаются именно через этот счет. Таким образов любые взаимоотношения между ЦФО осуществляются через этот консолидирующий счет. В разрезе по ЦФО этот счет имеет некое сальдо, отражающее состояние расчетов между структурными единицами, но в общем балансе холдинга он всегда остается нулевым.
Консолидирующий счет – специально выделенный счет, через который осуществляются все операции внутри холдинга, является тем самым связующим звеном между балансовыми системами бизнес-единиц холдинга. В консолидированной отчетности он «схлопывается», убирая из отчетности холдинга внутренние расчеты и обороты.
Для примера возьмем наиболее часто встречающиеся операции передачи активов (товаров, материалов) одним ЦФО другому. При отражении передачи активов можно использовать две схемы:
Обе эти схемы использовались на проектах внедрения «1С:Управленческий учет» при отражении внутренних операций. Далее будет описан пример отражения операций передачи активов при использовании каждой из методик.
Купля-продажа.
При использовании данной схемы активы, передаваемые один объектом другому, переходят в собственность в момент их передачи. То есть бизнес-единица получившая данные активы отражает их в своей балансовой системе, тем самым формируя в своем учете их полную себестоимость.
При купле-продаже цена реализации является трансфертной ценой, и может быть установлена исходя из различных методик расчета и бизнес-логики.
Приведем пример операции: Объект А передает объекту Б актив стоимостью 1000р, при этом между зависимыми компаниями используются трансфертные цены рассчитываемые как себестоимость + 10%. После этого компания Б продает стороннему покупателю этот актив за 1500р.
1. Передача товара от ЦФО «А» к ЦФО «Б», в балансе «А»
Дт 30 (расчеты с собственными контрагентами) – Кт 41 (товары) 1000р.
Дт 30 (расчеты с собственными контрагентами) – Кт 98 (будущие доходы) 100р.
2. Поступление товара в ЦФО «Б» из ЦФО «А», в балансе «Б»
Дт 41 (товары) – Кт 30 (расчеты с собственными контрагентами) 1100р.
3. Реализация товара в ЦФО «Б», в балансе «Б»
Дт 62 (дебиторы) – Кт 90.1 (выручка продажи) 1500р.
Дт 90.2 (себестоимость продажи) – Дт 41 (товары) 1100р.
Таким образом, ЦФО «Б» получил прибыль в 400р. В тоже время у нее образовалась кредиторская задолженность перед ЦФО «А».
ЦФО «А» при закрытии месяца так же вправе принять доход в 100р, проводка будет следующей: Дт 98 (будущие доходы) – Кт 90.1 (продажи) 100р. Напротив ЦФО «А» располагает дебиторской задолженностью по отношению к ЦФО «Б».
В результате, консолидация отчетности холдинга (консолидация балансовых систем), будет происходить следующим образом: дебетовое сальдо по счету 30 в ЦФО «А» «схлопнется» с кредитовым сальдо в ЦФО «Б». И отчетность по холдингу будет содержать верные показатели: прибыль в размере 500р.
Данную методику можно порекомендовать использовать, если структурные единицы компании являются равнозначными друг по отношению к другу. При варианте, когда топология структуры имеет иерархическую систему можно использовать вариант комиссии. В этом случае центральный офис является комитентом по отношению к подчиненным ЦФО, которые являются для него комиссионерами. Рассмотрим формирование проводок в этом варианте.
Комиссия.
Схема комиссии реализуется также с использованием 30 счета для отражения внутренних расчетов. В данной схеме реализовано более точное отражение состояния товарных запасов в управленческом учете. Товарные запасы уменьшаются только после реальной продажи товара, а не в момент их передачи в подчиненное ЦФО.
1. Передача товара от ЦФО «А» к ЦФО «Б», в балансе «А»
Дт 45 (товары в пути) – Кт 41 (товары) 1000р.
2. Поступление товара в ЦФО «Б» из ЦФО «А», в балансе «Б»
Дт 004 (товары на комиссии) 1100р.
3. Реализация товара в ЦФО «Б», в балансе «Б»
Дт 62 (дебиторы) – Кт 90.1 (Продажи) 400р. (комиссионное вознаграждение)
Дт 62 (дебиторы) – Кт 30 (внутренние расчеты) 1100р.
Кт 004 (товары на комиссии) 1100р.
4. Отчет комиссионера ЦФО «Б», перед комитентом ЦФО «А», в балансе «А»
Дт 30 (внутренние расчеты) – Кт 90.1 (Продажи) 1100р.
Дт 90.2 (себестоимость) – Кт 45 (товары в пути) 1000р.
Таким образом, и в том и в другом случае проведение первичных документов сразу приводит к правильному формированию результата, как по каждому ЦФО в отдельности, так и консолидировано по всей группе компаний. В данном примере, конечно, не отражено все многообразие взаимоотношений внутри структур холдинга, но он является показательным с точки зрения использования консолидирующего балансного счета внутренних оборотов. Проведение внутренних оборотов через консолидирующие счета, позволяет практически в реальном режиме времени получать отчетность, как по объектам учета, так, и консолидировано по группе компаний.
В заключение хотелось бы представить для сравнения другие решения, в которых заявлена возможность консолидации управленческой отчетности.
«1С:Управление производственным предприятием», поддерживает многофирменный учет, с возможностью сведения воедино результатов деятельности холдинга в целом. Конфигурация ориентируется на регламентированный учет, поэтому консолидируются не фактические структурные подразделения компании, а совокупность юридических лиц. Нет встроенного механизма элиминации внутренних оборотов, это делается обычно вручную после формирования отчетности по юридическим лицам, во внешних системах (excel и т.п.). Таким образом, оперативность получения консолидированной отчетности весьма низкая. Сам процесс достаточно трудоемкий, не всегда удается добиться нужной точности данных.
«1С:Консолидация», является внешней надстройкой к другим источникам данных (конфигурации 1С, файлы excel и т.д.). Для получения консолидированной отчетности необходимо прописать и применять правила объединения данных. Позволяет формировать сводную отчетность по РСБУ и по международным стандартам. В описании не нашел информации о возможностях автоматической элиминации. Использование данной программы позволяет не перекраивать первичный учет, а использовать существующий. К сожалению, на текущий момент крайне мало положительных отзывов о реализованных проектах на этой системе, но судя по всему механизмы настройки достаточно сложны, и даже для подготовленного специалиста не всегда понятны. Заявленная эффективность использования данной системы, возможно, является маркетинговой уловкой.