1С:ERP Управление предприятием 2. Сделки с клиентами

Добрый день, меня зовут Андрей Мироненко, и я по возможности решил писать методические материалы по 1С:ERP Управление предприятием 2. С какой периодичностью я их буду выкладывать и как далеко продвинусь, пока не знаю, но буду стараться. Кроме этого, я пишу видеокурс по ERP (можно найти в разделе видео).
Первая заметка посвящена использованию механизма сделок в ERP.

При реализации тех или иных проектов на 1С:ERP Управление предприятием 2 и на 1С:Управление торговлей 11 я столкнулся с тем, что большинство пользователей (заказчиков), а иногда и сами консультанты 1С не понимают назначения справочника «Сделки с клиентами». При том, что данный объект конфигурации имеет существенное значение в программе.

Виной тому, мне кажется, отсутствие примеров применения данного справочника на практике в документации на программное обеспечение и в сторонней литературе о данных программах. Поэтому начну с нескольких практических кейсов, в которых данный объект будет полезен:

Пример 1: Предприятие ведет проектные работы, количество одновременно исполняемых заказов одновременно ограничено, перед началом фактических работ по проектам ведется длительная предпродажная работа (встречи с потенциальными заказчиками, переговоры, презентации, анализ предложений конкурентов и т.п.). Примером такого предприятия может быть: предприятие, ведущее продажу/сдачу в аренду недвижимости, продажу автотранспорта, строительство и продажу судов, самолетов, выполняющее проектные работы в области услуг (тот же 1С франчайзинг). То есть возможным критерием отбора такого предприятие является:

  1. Большая преддоговорная (предпродажная) работа.
  2. Количество сделок находящихся одновременно в работе небольшое.
  3. Стоимость каждой сделки существенна в общем объеме продаж.
  4. Необходимо хранить информацию об окружении сделки, процессе её исполнения.

Как Вы видите, в процессе рассказа о целевом предприятии термин «сделка» совершенно органично описывает нужную сущность — продаваемый/исполняемый проект. Соответственно объект конфигурации «Сделка с клиентом» предназначен именно для этого — инкапсулировать в себе информацию о таком продаваемом/исполняемом проекте.

Пример 2: Предприятие ведет деятельность, в рамках которой требуется вести адресные закупки материалов, оборудования, деталей, услуг под конкретную сделку. В качестве примера можно привести также судостроение, строительство, монтажные работы, всяческие предприятия исполняющие оборонные и государственные заказы. Но также здесь могут быть добавлены интернет магазины, которые не держат у себя на остатках запас продаваемых товаров, а закупают их в процесс обработки заказов клиентов. То есть здесь критерий — это: Необходимость вести адресные «обособленные» закупки материалов, оборудования, деталей под выполняемый проект (сделку).

Здесь термин «сделки» смотрится также органично и соответствует назначению «Сделки с клиентами» в программе.

Прочие примеры применения справочника «Сделки с клиентами» по сути схожи, поэтому остановлюсь на этом, а теперь приведу те заблуждения и ложные предпосылки, которые возникают в процессе работы со сделками:

1. Сделка в ERP является аналогом проекта в УПП. Это не совсем так — функционал с одной стороны шире, а с другой уже. Шире он в том, что на сделку во многом завязана посистема CRM 1С:ERP 2. У проектов УПП такого функционала не было. Ну а уже в том, что сделка не является «разделителем» учета, таким, каким был проект в УПП — в виде реквизита документа. Для этого в последних редакциях 1С:ERP 2 (2.1.3) предусмотрен справочник направлений деятельности.

2. Сделка является обязательным документом для продаж. Это не так — в случае массовых обезличенных продаж (любое серийное производство, пищевая промышленность или массовая перепродажа однотипных товаров) сделка ненужна и отнимает лишнее время. Не нужна она в первую очередь потому, что накладные расходы, которые предприятие несет при оформлении сделок в программе, могут быть существенными в прибыли от этой сделки. К примеру, пищевая промышленность (колбасное производство) — торговля идет на сетевые магазины, в день оформляется до 1000 отгрузочных документов, оформление ведут 3-4 оператора (личный опыт автоматизации). Чистая маржа от продаж составляет 3-5% (рынок пищевки очень конкурентен и поэтому низкомаржинален).

Представим, что сотрудник будет тратить по 5-10 минут на оформление в программе сделки на каждую продажу. То есть дополнительно требуется ещё 10-15 часов рабочего времени в день. Или ещё нужно 1-2 оператора (плюс 50% персонала отдела приема заявок).

Что можно получить из плюсов наличия сделок:

  • возможность вести предпродажную работу — этого нет,
  • возможность контролировать прохождение сделок на всех этапах — этого тоже нет (заявки клиентов сводятся в обезличенный план производства),
  • возможность вести рекламационную работу по сделкам — тоже нет, рекламация ведется по партии продукции, но не в разрезе конкретной продажи (потому что поступившая в розницу колбаса будет смешана на витрине с ранее поступившими партиями, которые в общем случае не соответствуют продажам),
  • необходимо вести обособленные закупки под сделку — тоже нет. План закупок общий, для удовлетворения сводных потребностей плана производства.

То есть плюсов использования сделок в 1С:ERP 2 в данном случае нет.

В следующей заметке я приведу пример заполнения сделки. Кроме этого расскажу об механике бизнес-процесса продажи в 1С:ERP Управление предприятием 2.

В качестве иллюстрации к материалу предлагаю ознакомиться с моим видеороликом на эту тему (курс видеолекций по ERP выкладывается мной постепенно в разделе видео).

1 Comment

  1. king1982

    Покритикую:

    А как же такая важная задача сделки как фиксация первичного спроса? Ни один объект ERP не содержит эту информацию в свободном виде. Например клиент интересуется смежным товаром, которого нет в базе. Именно тут появляется сделка. Отсюда мы начинаем понимать о необходимости расширять ассортимент.

    Далее — планы продаж и закупок строятся не на сделках, а на соглашениях — независимых от сделок объектах. Но любое соглашение можно привязать к сделке.

    Сделка — не есть договоренность, не есть продажа, не есть какое либо событие. Сделка — в нормативной лексике всего лишь «желание удовлетворить потребность рынка». Со всеми атрибутами желания: возможность, удовлетворенность, причина неудовлетворенности и т..д.

    Хотите контролировать рост доли рынка в ИС, а не в головах сотрудников? Используйте сделки.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *