Перевыставление услуг (приобретение агентом услуг для принципала). Агентский договор

Множество компаний сталкивается с вопросом учета арендных отношений, а также коммунальных платежей, таких как электроэнергия, вода, теплоэнергия и прочих, связанных с арендуемыми помещениями. Данный вопрос особенно сложен в части налогообложения по НДС. Цель данной статьи — рассмотреть схему учета перевыставляемых услуг в УПП 1.3 в сравнении с БП 3.0, в которой данный функционал уже реализован.

   Когда одна сторона готова совершить в интересах другой стороны какие-либо действия, часто возникает вопрос, какой договор должен быть заключен: договор поручения, возмездного оказания услуг, комиссии или все-таки агентский. Разобраться в данном вопросе бывает довольно сложно, помочь в этом может статья 1С:ИТС «В чем отличие между договором возмездного оказания услуг и посредническими договорами», в которой приведена сравнительная таблица договоров по различным критериям.

   Законодательство выделяет три разновидности посреднических сделок — это договоры комиссии, поручения и агентский договор, которые оформляют представительство одной стороной (1) интересов другой стороны (2) через заключение договоров с третьими лицами (3) и иных юридических действий.

   Наиболее важным критерием в различии данных договоров является то, какая сторона приобретает права и обязанности по сделке.

   971 ГК РФ: «Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя».

   990 ГК РФ: «По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер…».

   1005 ГК РФ: «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент…». «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала».

   Из приведенных цитат видно, что в случае перевыставления коммунальных услуг за арендованное помещение наиболее привлекательным является агентский договор, заключенный от имени и за счет принципала (арендатора), так как в этом случае права и обязанности перед поставщиками коммунальных услуг возникнут именно у принципала (арендатора).

   Ниже будет рассмотрен пример перевыставления агентом (Организация, арендодатель) платежей за электроэнергию от третьего лица (Энергосбыт) принципалу (Арендатор).

   Поскольку учет при агентском договоре и договоре комиссии довольно схож, то при отражении хозяйственных операций в программе в названиях меню, видов договоров и прочего, может происходить смешение понятий: комиссионер – агент, комитент – принципал.

1. Настройка учета

   Чтобы в конфигурации БП 3.0 отразить операции по приобретению агентом услуг для принципала необходимо сделать следующую настройку: раздел «Главное» — подраздел «Настройки» — гиперссылка «Функциональность» — флаг «Приобретение товаров или услуг для комитентов (принципалов)».

   В конфигурации УПП 1.3 никаких настроек не предусмотрено.

2. Поступление денежных средств от принципала (арендатора) агенту (аванс)

   В конфигурации БП 3.0 данная операция отражается документом «Поступление на расчетный счет» (раздел «Банк и касса» — подраздел «Банк» — гиперссылка «Банковские выписки» — кнопка «Поступление»).

   В документе указать: «Вид операции» — «Прочее поступление», «Счет кредита» — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Договоры» — договор с видом договора «С комитентом (принципалом) на закупку».

   Здесь и в дальнейшем, будут указываться значения только тех реквизитов документов, которые влияют на отражение операций по агентскому договору, остальные заполняются в соответствии с правилами бухгалтерского учета и другими нормативными документами.

   Проводки по бухгалтерскому и налоговому учету: Дт 51 Кт 76.09.

   В конфигурации УПП 1.3 поступление на расчетный счет отражается документом «Платежное поручение входящее» (раздел «Документы» — «Управление денежными средствами» — «Платежное поручение входящее»).

   В документе указать: «Операция» — «Прочее поступление безналичных денежных средств», «Счет БУ» — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Договоры» — договор с видом договора «С комитентом». В конфигурации УПП 1.3 используется вид договора «С комитентом», так как отсутствует вид договора «С комитентом (принципалом) на закупку», но указанный вид договора сходен с необходимым.

   Проводки по бухгалтерскому учету: Дт 51 Кт 76.09. По налоговому учету проводок нет.

 3. Агент оплатил поставщику аванс на оказание услуг принципалу

   В конфигурации БП 3.0 данная операция отражается документом «Списание с расчетного счета» (раздел «Банк и касса» — подраздел «Банк» — гиперссылка «Банковские выписки» — кнопка «Списание»).

   В документе указать: «Вид операции» — «Оплата поставщику», «Договоры» — договор с видом договора «С поставщиком».

 

   Проводки по бухгалтерскому и налоговому учету: Дт 60.02 Кт 51

   В конфигурации УПП 1.3 списание с расчетного счета отражается документом «Платежное поручение исходящее» (раздел «Документы» — «Управление денежными средствами» — «Платежное поручение исходящее»).

   В документе указать: «Операция» — «Оплата поставщику», «Договоры» — договор с видом договора «С поставщиком».

 

   Проводки по бухгалтерскому учету: Дт 60.02 Кт 51. По налоговому учету проводок нет.

 4. Регистрируем счет-фактуру на аванс полученный от поставщика

   В конфигурации БП 3.0 на основании документа «Списание с расчетного счета» создаем документ «Счет-фактура полученный» с видом счета-фактуры «На аванс комитента на закупку». Заполняем реквизиты: «Договор» — договор с поставщиком вид которого «С поставщиком», «Комитент» — принципала, «Договор комитента» — договор с принципалом с видом договора «С комитентом (принципалом) на закупку».

   Счет-фактура регистрируется в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.

   Согласно публикации «Коды видов операций по НДС на 2024 год» на сайте «Российский налоговый курьер» http://www.rnk.ru/article/209432-kody-vidov-operatsiy-po-nds-na-2024-god для агентских договоров применяются коды 01 и 02.

   С 01.01.2024 в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур регистрируются только те счета-фактуры, которые связаны с закупкой и реализацией товаров и услуг для комитента (принципала).

   Сформируем журнал и проверим, что данная счет-фактура в нем отражена (раздел «Продажи» или «Покупки» — подраздел «Отчеты по НДС» — гиперссылка «Журнал счетов-фактур»).

   В конфигурации УПП 1.3 нельзя создать на основании документа «Платежное поручение исходящее» документ «Счет-фактура полученный» с видом «На аванс комитента на закупку», такой вид отсутствует.

   Если же создать документ «Счет-фактура полученный» с видом «На аванс», то нет возможности указать ни комитента, ни договор комитента. Кроме того, документ делает движения по регистрам «НДС предъявленный» и «НДС с авансов», что в нашем случае не нужно.

   Также документ делает движения по регистру сведений «Журнал учета счетов-фактур». Однако, если сформировать журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137»), то видим, что счет-фактура не отразилась в журнале, что было предсказуемо, так как нигде не было указано, что это аванс принципала для оплаты аванса поставщику. Таким образом, данный документ не подходит для отражения необходимой операции и создавть его не нужно.

   В конфигурации УПП 1.3 есть документ «Запись журнала учета счетов-фактур» («Операции» — «Документы» — «Запись журнала учета счетов-фактур»). Указываем «Часть журнала» — «Полученные счета-фактуры», реквизиты «Счет-фактура номер (графа 4)», «Дата выставления/получения (графа 2)», а также табличную часть «Сведения о посреднической деятельности».

 

   Сформируем журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137») еще раз, видим, что счет-фактура зарегистрирован.

5. Регистрируем счет-фактуру для передачи принципалу (арендатору)

   В конфигурации БП 3.0 на основании документа «Счет-фактура полученный» создаем документ «Счет-фактура выданный» с видом «на аванс комитента» (список документов «Счета-фактуры полученные» — кнопка «Еще» — «Создать на основании» — «Счет-фактура выданный на аванс комитента»).

   Зполняем реквизиты: «Контрагент» — арендатор, «Договор» — договор с принципалом, «Составлен от имени» — третья сторона.

   Документ делает движения по регистру «Журнал учета счетов-фактур»:

   Сформируем журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137») еще раз, видим, что счет-фактура зарегистрирован.

   Печатная форма выставленного арендатору счета-фактуры имеет вид:

   В конфигурации УПП 1.3 создаем документ «Счет-фактура выданный» с видом счета-фактуры «На аванс комитента». Зполняем реквизиты: «Контрагент» — арендатор, «Договор» — «Договор с покупателем», «Вид счета-фактуры» — «На аванс комитента», «Комитент» — арендатор.

   В данном документе нет возможности указать третью сторону – Энергосбыт, кроме того в печатной форме счета-факты отсутствуют какие-либо данные об агенте. 

  Но документ делает движения по регистру сведений «Журнал учета счетов-фактур», регистрируя счет-фактуру в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Однако, графы 10 и 12 остаются пустыми, хотя при ведении посреднической деятельности они должны быть заполнены. 

    Таким образом, с одной стороны, использовать данный документ необходимо, так как нужен номер выставленного счета-фактуры и его правильная печатная форма. А с другой стороны, нужных движений документ все-таки не делает.

   Самым простым вариантом будет создание дополнительной печатной формы к документу «Счет-фактура выданный», которая могла бы печататься из не проведенного документа, снятие с проведения счета-фактуры и регистрация информации в регистре сведений «Жунал учета счетов-фактур» документом «Запись журнала учета счетов-фактур».

   Заполнив в документе реквизиты «Номер счета-фактуры продавца» и «Дата счета-фактуры продавца» увидим их в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур.

4 Comments

  1. akim2040

    В БП3 всё это легко настраивается, даже не вникая в инструкцию. Вот придумали какие-нибудь «костыли» для ERP, другое дело.

    Халатное отношение разработчиков к данному вопросу вообще поражает, обещали ещё год назад реализовать данный функционал, до сих пор «завтраками» кормят

    Reply
  2. lefthander

    Вот только БП должна быть КОРП

    Reply
  3. user619273_alevtina

    Да уж.

    Reply
  4. user969141

    Работает и в БП ПРОФ.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *