Когда одна сторона готова совершить в интересах другой стороны какие-либо действия, часто возникает вопрос, какой договор должен быть заключен: договор поручения, возмездного оказания услуг, комиссии или все-таки агентский. Разобраться в данном вопросе бывает довольно сложно, помочь в этом может статья 1С:ИТС «В чем отличие между договором возмездного оказания услуг и посредническими договорами», в которой приведена сравнительная таблица договоров по различным критериям.
Законодательство выделяет три разновидности посреднических сделок — это договоры комиссии, поручения и агентский договор, которые оформляют представительство одной стороной (1) интересов другой стороны (2) через заключение договоров с третьими лицами (3) и иных юридических действий.
Наиболее важным критерием в различии данных договоров является то, какая сторона приобретает права и обязанности по сделке.
971 ГК РФ: «Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя».
990 ГК РФ: «По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер…».
1005 ГК РФ: «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент…». «По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала».
Из приведенных цитат видно, что в случае перевыставления коммунальных услуг за арендованное помещение наиболее привлекательным является агентский договор, заключенный от имени и за счет принципала (арендатора), так как в этом случае права и обязанности перед поставщиками коммунальных услуг возникнут именно у принципала (арендатора).
Ниже будет рассмотрен пример перевыставления агентом (Организация, арендодатель) платежей за электроэнергию от третьего лица (Энергосбыт) принципалу (Арендатор).
Поскольку учет при агентском договоре и договоре комиссии довольно схож, то при отражении хозяйственных операций в программе в названиях меню, видов договоров и прочего, может происходить смешение понятий: комиссионер – агент, комитент – принципал.
1. Настройка учета
Чтобы в конфигурации БП 3.0 отразить операции по приобретению агентом услуг для принципала необходимо сделать следующую настройку: раздел «Главное» — подраздел «Настройки» — гиперссылка «Функциональность» — флаг «Приобретение товаров или услуг для комитентов (принципалов)».
В конфигурации УПП 1.3 никаких настроек не предусмотрено.
2. Поступление денежных средств от принципала (арендатора) агенту (аванс)
В конфигурации БП 3.0 данная операция отражается документом «Поступление на расчетный счет» (раздел «Банк и касса» — подраздел «Банк» — гиперссылка «Банковские выписки» — кнопка «Поступление»).
В документе указать: «Вид операции» — «Прочее поступление», «Счет кредита» — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Договоры» — договор с видом договора «С комитентом (принципалом) на закупку».
Здесь и в дальнейшем, будут указываться значения только тех реквизитов документов, которые влияют на отражение операций по агентскому договору, остальные заполняются в соответствии с правилами бухгалтерского учета и другими нормативными документами.
Проводки по бухгалтерскому и налоговому учету: Дт 51 Кт 76.09.
В конфигурации УПП 1.3 поступление на расчетный счет отражается документом «Платежное поручение входящее» (раздел «Документы» — «Управление денежными средствами» — «Платежное поручение входящее»).
В документе указать: «Операция» — «Прочее поступление безналичных денежных средств», «Счет БУ» — 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами», «Договоры» — договор с видом договора «С комитентом». В конфигурации УПП 1.3 используется вид договора «С комитентом», так как отсутствует вид договора «С комитентом (принципалом) на закупку», но указанный вид договора сходен с необходимым.
Проводки по бухгалтерскому учету: Дт 51 Кт 76.09. По налоговому учету проводок нет.
3. Агент оплатил поставщику аванс на оказание услуг принципалу
В конфигурации БП 3.0 данная операция отражается документом «Списание с расчетного счета» (раздел «Банк и касса» — подраздел «Банк» — гиперссылка «Банковские выписки» — кнопка «Списание»).
В документе указать: «Вид операции» — «Оплата поставщику», «Договоры» — договор с видом договора «С поставщиком».
Проводки по бухгалтерскому и налоговому учету: Дт 60.02 Кт 51
В конфигурации УПП 1.3 списание с расчетного счета отражается документом «Платежное поручение исходящее» (раздел «Документы» — «Управление денежными средствами» — «Платежное поручение исходящее»).
В документе указать: «Операция» — «Оплата поставщику», «Договоры» — договор с видом договора «С поставщиком».
Проводки по бухгалтерскому учету: Дт 60.02 Кт 51. По налоговому учету проводок нет.
4. Регистрируем счет-фактуру на аванс полученный от поставщика
В конфигурации БП 3.0 на основании документа «Списание с расчетного счета» создаем документ «Счет-фактура полученный» с видом счета-фактуры «На аванс комитента на закупку». Заполняем реквизиты: «Договор» — договор с поставщиком вид которого «С поставщиком», «Комитент» — принципала, «Договор комитента» — договор с принципалом с видом договора «С комитентом (принципалом) на закупку».
Счет-фактура регистрируется в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Согласно публикации «Коды видов операций по НДС на 2024 год» на сайте «Российский налоговый курьер» http://www.rnk.ru/article/209432-kody-vidov-operatsiy-po-nds-na-2024-god для агентских договоров применяются коды 01 и 02.
С 01.01.2024 в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур регистрируются только те счета-фактуры, которые связаны с закупкой и реализацией товаров и услуг для комитента (принципала).
Сформируем журнал и проверим, что данная счет-фактура в нем отражена (раздел «Продажи» или «Покупки» — подраздел «Отчеты по НДС» — гиперссылка «Журнал счетов-фактур»).
В конфигурации УПП 1.3 нельзя создать на основании документа «Платежное поручение исходящее» документ «Счет-фактура полученный» с видом «На аванс комитента на закупку», такой вид отсутствует.
Если же создать документ «Счет-фактура полученный» с видом «На аванс», то нет возможности указать ни комитента, ни договор комитента. Кроме того, документ делает движения по регистрам «НДС предъявленный» и «НДС с авансов», что в нашем случае не нужно.
Также документ делает движения по регистру сведений «Журнал учета счетов-фактур». Однако, если сформировать журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137»), то видим, что счет-фактура не отразилась в журнале, что было предсказуемо, так как нигде не было указано, что это аванс принципала для оплаты аванса поставщику. Таким образом, данный документ не подходит для отражения необходимой операции и создавть его не нужно.
В конфигурации УПП 1.3 есть документ «Запись журнала учета счетов-фактур» («Операции» — «Документы» — «Запись журнала учета счетов-фактур»). Указываем «Часть журнала» — «Полученные счета-фактуры», реквизиты «Счет-фактура номер (графа 4)», «Дата выставления/получения (графа 2)», а также табличную часть «Сведения о посреднической деятельности».
Сформируем журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137») еще раз, видим, что счет-фактура зарегистрирован.
5. Регистрируем счет-фактуру для передачи принципалу (арендатору)
В конфигурации БП 3.0 на основании документа «Счет-фактура полученный» создаем документ «Счет-фактура выданный» с видом «на аванс комитента» (список документов «Счета-фактуры полученные» — кнопка «Еще» — «Создать на основании» — «Счет-фактура выданный на аванс комитента»).
Зполняем реквизиты: «Контрагент» — арендатор, «Договор» — договор с принципалом, «Составлен от имени» — третья сторона.
Документ делает движения по регистру «Журнал учета счетов-фактур»:
Сформируем журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур («Отчеты» — «НДС» — «Журнал учета счетов-фактур по Постановлению №1137») еще раз, видим, что счет-фактура зарегистрирован.
Печатная форма выставленного арендатору счета-фактуры имеет вид:
В конфигурации УПП 1.3 создаем документ «Счет-фактура выданный» с видом счета-фактуры «На аванс комитента». Зполняем реквизиты: «Контрагент» — арендатор, «Договор» — «Договор с покупателем», «Вид счета-фактуры» — «На аванс комитента», «Комитент» — арендатор.
В данном документе нет возможности указать третью сторону – Энергосбыт, кроме того в печатной форме счета-факты отсутствуют какие-либо данные об агенте.
Но документ делает движения по регистру сведений «Журнал учета счетов-фактур», регистрируя счет-фактуру в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Однако, графы 10 и 12 остаются пустыми, хотя при ведении посреднической деятельности они должны быть заполнены.
Таким образом, с одной стороны, использовать данный документ необходимо, так как нужен номер выставленного счета-фактуры и его правильная печатная форма. А с другой стороны, нужных движений документ все-таки не делает.
Самым простым вариантом будет создание дополнительной печатной формы к документу «Счет-фактура выданный», которая могла бы печататься из не проведенного документа, снятие с проведения счета-фактуры и регистрация информации в регистре сведений «Жунал учета счетов-фактур» документом «Запись журнала учета счетов-фактур».
Заполнив в документе реквизиты «Номер счета-фактуры продавца» и «Дата счета-фактуры продавца» увидим их в журнале учета полученных и выставленных счетов фактур.
В БП3 всё это легко настраивается, даже не вникая в инструкцию. Вот придумали какие-нибудь «костыли» для ERP, другое дело.
Халатное отношение разработчиков к данному вопросу вообще поражает, обещали ещё год назад реализовать данный функционал, до сих пор «завтраками» кормят
Вот только БП должна быть КОРП
Да уж.
Работает и в БП ПРОФ.