Упрощенное производство в ERP 2.0 на пальцах. Часть 2. (ОПР)






















Данная статья является продолжением статьи: Упрощенное производство в ERP 2.0 на пальцах (http://infostart.ru/public/384762/). Это будет усложнение ранее продемонстрированного пример. В данном примере попробуем добавить общепроизводственные затраты (далее ОПР).

Упрощенное производство в ERP 2.0 на пальцах. Часть 2. (ОПР)

Данная статья является продолжением статьи: Упрощенное производство в ERP 2.0 на пальцах (//infostart.ru/public/384762/). Это будет усложнение ранее продемонстрированного примера. В данном примере попробуем добавить общепроизводственные затраты (далее ОПР).

Вкратце опишу поставленную задачу и попытаемся спрогнозировать желаемый результат. Имеются общепроизводственные затраты Эл. энергия на сумму 100 руб. Необходимо оформить их поступление и выполнить распределение. Что мы должны получить в итоге? Посмотрим состояние базы перед проведением операций.

После недолгих расчетов мы получим, что на готовую продукцию должно уйти 60 руб. затрат по эл. энергии и в НЗП должно остаться 40 руб. затрат по эл. энергии. Вроде так? Ну ОК, проверим.

В качестве исходных данных у нас будет база с предыдущего пример (ссылка). Кроме того, добавим некоторые дополнительные данные:

— статью расходов ОПР (описание будет ниже);

— статью калькуляции ОПР (Эл. энергия) (описание будет ниже);

— показатель для распределения расходов Сумма материальных затрат (описание будет ниже).

Рассмотрим поподробнее как создать статью расходов.

Обратим внимание на заполнение нескольких важных полей. В качестве Варианта распределения нам подходит: На производственные затраты (ну это просто логично и другие варианты по смыслу не подходят).

Для наглядности при дальнейшем анализе себестоимости создадим новую статью калькуляции и выберем её в поле: Статья калькуляции.

Эта статья калькуляции используется в качестве значения по умолчанию при дальнейшем создании и заполнении документа распределения затрат.

Продолжим рассмотрение создания статьи расходов. В разделе Вид аналитики расходов укажем дополнительный вид аналитики по подразделению. Эту дополнительную аналитику подразделение необходимо будет указывать при возникновении расходов по данной статье.

Создадим Показатели для распределения расходов.

Необходимо будет создать показатели распределения и для распределения по этапам (хотя у нас не будет этапов) и для распределения по подразделениям. В качестве значения показателя нам подойдёт: Сумма материальных затрат.

Всё готово для оформления поступления расходов Эл. энергия. Для этого будем использовать документ Поступление услуг и прочих активов.

В колонке Содержание заполняется произвольный текст. В колонках Статья расходов и Аналитика расходов выбираем ранее созданную нами статью расходов и дополнительную аналитику. Проводим документ и отражаем в регл. учете.

Посмотрим результат в ОСВ.

Необходимо распределить наши возникшие ОПР. Для распределения расходов используется специальное рабочее место: Распределение расходов на себестоимость продукции.

Система определила, что у нас имеются нераспределенные расходы. Попробуем выполнить закрытие месяца и проверим: сможет ли система распределить расходы автоматически.

Упс… Система выдала ошибку. В моём случае система не смогла автоматический распределить расходы, хотя все необходимы данные я указал. Напротив ошибки мы можем по ссылке Распределить перейти в рабочее место: Распределение расходов на себестоимость продукции. Для распределения необходимо выделить нужные строки в списке затрат и по кнопке «Сформировать документы распределения» выполнить распределение.

При этом будет автоматический создан и заполнен документ: «Распределение расходов на себестоимость продукции». Этот документ можно открыть двойным щелчком по строке в табличной части в рабочем месте Распределение расходов на себестоимость продукции. Документ будет заполнен данными в соответствии с ранее заполненными данными в статье расходов.

Документ на данный момент никаких проводок не сформирует. Проводки должны появиться после закрытия месяца. Выполним процедуру закрытия месяца, посмотрим проводки под документом «Распределение расходов на себестоимость продукции» и проанализируем ОСВ.

У документа «Распределение расходов на себестоимость продукции» появилась проводка.

А вот и ОСВ…

Упс… Что-то пошло не так… Все ОПР включились в себестоимость готовой продукции. Но давайте не будем забывать, что мы рассматриваем упрощенное производство (в полном варианте всё работает отлично) и во-вторых: конфигурация активно развивается и в дальнейших версиях скорей всего методика поменяется. Есть много предприятий, у которых нет НЗП (например, пищевики. Да и много других организаций, которые просто на конец месяца не оставляют НЗП в силу своей специфики).

Попробуем исправить ситуацию. Для разнообразия предлагаю вернуть излишки обратно на склад. Предварительно в настройках установим флаг: Прочее оприходование товаров.

Далее переходим в рабочее место Получение и возврат материалов и создаем документ. На первой закладке Получение и возврат материалов можно выделить все строки и создать документ.

Или на закладке Передачи в производство, перемещения и возвраты создать новый документ.

Отразим получившийся документ в регл. учете.

Выполним процедуры закрытия месяца и посмотрим ОСВ.

Для разнообразия посмотрим отчет Себестоимость выпущенной продукции.

Судя по отчётам мы получили желаемый результ. На первый взгляд всё, что я описал, может показаться грамоздким. Но на самом деле почти всё, что я описал, необходимо будет проделать только в первый раз при начале ведения учета в базе.

А дальше необходимо только оформлять поступление расходов и делать распределение расходов на себестоимость продукции.

На этом пока все. В следующих статьях будет усложнение данного примера.

7 Comments

  1. Brawler

    Задам наверное идиотский вопрос, но всеж хочется знать как оно там это дело в ERP 2.0

    У нас сейчас эксплуатируется БП 3.0, собственноручно делал функционал (не сильно универсальный), который позволяет закрывать затраты на выпуск продукции по статьям затрат, что в типовой бухии не делается, то есть проводки типа Дт 43 — Кт 20.01 не сопровождаются указанием статьи затрат, в моем же варианте статья затрат указывается + сальдо 20 и 23 счетов в разрезе статей затрат. Конечно постатейная разбивка осуществляется после типового расчета себестоимости. У нас есть и свои документ акт списания затрат и регламентная операция выполняющая постатейную разбивку.

    Можно ли в ERP 2.0 увидеть типовыми отчетами в разрезе каких статей затрат сформировано сальдо 20 и 23 счетов, а так же закрывается ли себестоимость в разрезе статей затрат?

    Reply
  2. Kedis

    Добрый день.

    Если я правильно понял вопрос, тогда отвечу нет, такое отсутствует. Но сразу и скажу что такое и не надо. В большинстве везде используется «котловой» метод, т.е. в Дт 20 счетов идёт учет по субконто1 «Статья затрат» в Кр 20 Субконто1 пустое, иначе придётся делать очень много проводок по каждой статье при выпуске на 43 и т.д.

    Но в тоже время имеется стандартный отчет План/факт себестоимости, он своеобразный и не совсем удобный, он показывает себестоимость как раз в разрезе статье затрат выпуск на 43 счет.

    ERP отрабатывает в принципе распределение на себестоимость идеально, бывают небольшие проблемы с Временными разницами, но они в пределах 0.001% от оборота и то появились только в последних релизах. Наш главбух очень доволен программой, хотя в начале было большое сомнение в том что программа доработанная. Конечно в сентябре 2014 г., было много проблем, но половина из них была связаны с тем что мы плохо знали программу и те кто у нас её внедрял. Есть пока что большая недоработка в части налогового учета при различном учете при списание с Сч 10, оно просто пока не реализовано, они всё обещают с мая месяца в 2.1, но до сих пор только бета-тестирование, ждём его очень. В остальном замечаний нет и все данные имеются для стандартных и самописных отчетов. У нас используется многоэтапное производство и много переделов, программа позволяет отслеживать всё движение НЗП и т.д. Внесений изменений в конфигурацию практически нет, они косметические для удобства пользователей и около 10-20 внешних отчетов.

    Reply
  3. Brawler

    (2) Kedis, это хорошо, если там есть отчет показывающий в разрезе статей затрат выпуск, но если он строится, то видимо в недрах программы где-то должна сидеть НЗП в разрезе статей затрат хоть и не на производственных счетах 20 и 23. У нашей бухгалтерии как религия, если нет нормальных экономистов (экономы есть, но функции свои не выполняют), то бухи тянут одеяло на себя и понеслось. Требуют наличие остатков НЗП в разрезе статей затрат, мотивируют это тем, что им налоговая порвет одно место если не будет сальдо по статьям, и в том же духе, нагоняют страхи и увеличивают свою важность. Программа соответственно, не может формировать выпуск постатейный, да и не может работать с сальдовыми остатками по статьям затрат. Как понимаете, помогает модификация программы. При расчете себестоимости, экономисты спускают сверху только суммы списания на выпуск ЗП и материальных расходов, а дальше весь котел НЗП уменьшается на суммы материальных расходов, а остальные статьи затрат типа амортизации и взносов пропорционально ЗП рассчитываются и тоже идут на уменьшение НЗП. Тотальное пропорциональное распределение сумм по статьям затрат на выпуск не дает объективной картины реально понесенных расходов по выпускаемым изделиям, все основательно размазано.

    Reply
  4. Kedis

    (3) Brawler, А что Вы берёте за базу для распределения 20 счета?

    В регистрах партий незавершенного производства можно постатейно увидеть суммы на выпуски.

    И меня конечно мучают сомнения, но помойму на 20 не может оставаться что-то кроме материальных затрат при распределение пропорционально выпускам, т.к. вся сумма по статье распределяется 100% на выпуски к примеру 43 счета или 10, на 20 остаются только полуфабрикаты и материалы переданные в производство. Может у вас конечно другая база распределения затрат.

    Reply
  5. Brawler
    Reply
  6. Brawler

    (6) Brawler, думается и верно думается, что на БП 1.5/1.6/2.0/3.0 вообще нет смысла вешать такого рода учетные задачи, но они вешаются и иные программы типа УПП и ERP никто ни смотреть не хочет ни изучать, люди, проще в параше воду толочь ну ладно скажем прямо г… толочь.

    Reply
  7. Kedis

    (6) Фух да действительно много слов и вникнуть тяжко 🙂 Но сразу заметил разногласия. Опишу как у нас, думаю оно Вам подойдёт.

    Первый месяц.

    Всё как обычно валится на 20 и 25 счет.

    Полуфабрикаты выпускают на 20 или на 21, всё это крутится и наступает закрытие месяца.

    В документе распределения 25 и 20 счетов соответственно указывается доля по каждой статье на выпуски, могут быть различны для каждой статьи. Таким образом данные затраты распределяются на полуфабрикаты ВЫПУЩЕННЫЕ (в производство или на склад)!!!! Каждый передел у нас отдельный выпуск, т.к. полный цикл производства 1-1.5 месяца. Предположим если у нас не было в этом месяце выпуска готовой продукции на 43 счет, тогда все затраты остаются на 20 или 21 счете уже в стоимости полуфабриката, также на 20 счете остаются материальные затраты списанные в производство.

    Второй месяц выпуск готовой продукции.

    Всё опять валится на 20 и 25 счет.

    В распределение теперь также попадает выпуск готовой продукции и выпуски тех полуфабрикатов которые были в этом месяце и распределяются затраты. Себестоимость полуфабриката или готовой продукции это материальные затраты + доля затрат этого месяца на выпуск, таким образом после выпуска мы получаем изделие которое содержит в себе эти суммы, т.е. у нас на 20 и 21 счете не лежат затраты на конец месяца, у нас там только материалы/полуфабрикаты которые переданы в производство.

    В любой момент можно посмотреть себестоимость полуфабриката и готовой продукции, есть регистры, отчеты (не всегда устраивающие).

    Ну вот как-то так.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *