Вывод таблицы значений в Excel

Изложена методика вывода таблицы значений в Excel с помощью именованных ячеек.

Творчество — вот залог долгой и счастливой жизни. Радость познания и открытий, решение задач и головоломок делают наш земной путь увлекательным и полезным. Подобно герою Владимира Гиляровского любой программист в 1С может привести немало примеров нечаянной радости, которую  дарит ему его профессия. В моем случае дело было так.

Однажды мне понадобилось вывести в Excel небольшую таблицу. Задача была выполнена и программа пылилась на полке до следующего случая. В начале года этот случай настал, но обнаружилась неприятная вещь. Для больших объемов данных реализованный метод вывода оказался крайне неэффективны, поэтому пришлось заняться оптимизацией. И вот что получилось.

Основная идея состояла в обращении к именованным ячейкам. Причем именованные ячейки использовались для табличной, многострочной части отчета. В 1С это реализовано просто. В шаблоне отчета размещается область с именованными ячейками, затем при выводе данных идет заполнение параметров области и сформированная строка добавляется  в табличный документ. Что-то подобное сделаем и в Excel. На первом шаге подготовим шаблон, который мы планируем использовать для вывода.

Шаблон файла

На рисунке показан список именованных ячеек. Все они находятся в области СтрокаДанных, которая размещена под заголовком таблицы, и образует пустую строку. В этой области в колонке Страна мы предусмотрели вывод значения по умолчанию «РФ». Следующий шаг — создать на основании данного шаблона таблицу Excel  и прочитать все имена, которые мы присвоили ячейкам. Фрагмент кода приведен ниже.

xlDown=-4121;
xlUp  =-4162;
xlFormatFromLeftOrAbove = 0 ;
xlFormatFromRightOrBelow = 1;

мСОМ=Новый COMОбъект("Excel.Application");
мСОМ.Application.DisplayAlerts =False;

мИмяШаблона="...";

mBook=мСОМ.Application.WorkBooks.Add(КаталогСШаблонами+""+мИмяШаблона+".xltx");
mSheet=mBook.WorkSheets(1);
Область=mSheet.Range("СтрокаДанных");

//*****************************************
/ Перечислим все именнованные ячейки листа
//*****************************************
мИменаЯчеек=новый массив;
для каждого запись из mBook.Names цикл
мИменаЯчеек.Добавить(запись.Name)
конеццикла;

Предполагается, что имена ячеек на листе совпадают с именами колонок таблицы значений (мТЗ), которую мы подготовим для формирования отчета. В общем случае, разумеется, не все именованные ячейки могут дублироваться в структуре таблицы. Теперь заполним структуру данных типа Соответствие (Map в английской записи), при этом ключ — это имя ячейки, а значение  — номер колонки, в которой ячейка располагается. Код приводим ниже.

DefaultValue=new Map;
imax=Область.Columns.Count();
for  i=1 to imax do
value=Область.Cells(1,i).Text;
if ValueIsFilled(value) then
DefaultValue.Insert(i,value);
endif;
enddo;

мИмяДанных=новый Map;
для каждого кол из мТЗ.Колонки цикл
мИмя=кол.Имя;
если мИменаЯчеек.Найти(мИмя)<>Неопределено тогда
мИмяДанных.Insert(мИмя,mSheet.Range(мИмя).Column)
конецесли;
конеццикла;

В данном фрагменте, мы не только заполняем соответствие с именем мИмяДанных, но и готовим информацию со значениями по умолчанию (соответствие DefaultValue). Кроме этого, предусмотрим возможность выводить числа и даты в нужном формате. С этой целью сформируем два массива с именами колонок, которые надо форматировать при выводе (мЧислоФормат и мДатаФормат).

мЧислоеФормат=новый Массив;
мЧислоФормат.Добавить("Количество");
мЧислоФормат.Добавить("Стоимость");

мДатаФормат=новый Массив;
мДатаФормат.Добавить("ДатаПартии");

НомерСтроки=0;
row=Область.Row;
для каждого стр  из мТЗ цикл
mSheet.Rows(row).Insert(xlUp,xlFormatFromRightOrBelow);

НомерСтроки=НомерСтроки+1;
состояние(НомерСтроки);
для каждого record из мИмяДанных цикл
мИмя=record.Ключ;
i =record.Значение;
если ТипЗнч(стр[мИмя])=Тип("Число") тогда
если мЧислоФормат.Найти(мИмя)<>Неопределено тогда
mSheet.Cells(row,i).Value=Формат(стр[мИмя],"ЧДЦ=2; ЧН=; ЧГ=0");
иначе
mSheet.Cells(row,i).Value=стр[мИмя];
конецесли;
иначе
если мДатаФормат.Найти(мИмя)<>Неопределено тогда
mSheet.Cells(row,i).Value=Формат(стр[мИмя],"ДФ=dd.MM.yyyy");
иначе
mSheet.Cells(row,i).Value=сокрЛП(стр[мИмя]);
конецесли;
конецесли;
конеццикла;
for each record in DefaultValue do
mSheet.Cells(row,record.Ключ).Value=record.Значение;
enddo;
row=row+1;
КонецЦикла;
Область.Clear();

Небольшой комментарий к приведенному коду. Строку для вывода мы добавляем перед строкой с номером, который хранится в переменной row, при этом используем форматирование ячеек, расположенных ниже и правее. В результате именованная область ОбластьДанных постоянно смещается вниз. Поэтому,закончив вывод таблицы значений, мы ее очищаем, чтобы убрать размещенные в шаблоне значения по умолчанию.

5 Comments

  1. vslimv

    Все отлично, но практическую задачу такого рода трудно представить.

    Reply
  2. gaglo

    Да, почему не подходит способ «создать табличный документ полностью в 1С и сохранить в формате Excel»?

    Reply
  3. scientes

    (2) gaglo, Вопрос хороший, но как мне кажется, не по теме статьи. Есть много способов вывода данных в электронные таблицы в формате Excel. Выбор на стороне разработчика. Если заказчик хочет получать данные в определенном формате и прислал вам образец файла для заполнения, то изложенный метод вполне рабочий.

    Reply
  4. gaglo

    (3) Ничуть не сомневаюсь, что изложенный метод работает. Просто если бы фраза «заказчик хочет получать данные в определенном формате и прислал образец файла для заполнения» стояла бы во втором абзаце статьи, моего вопроса бы не было.

    Reply
  5. rasswet

    а если именованная область это не одна ячейка, а их диапазон, и потом нужно еще заполнять отдельно ячейки из именованного диапазона, как с этим вы бы поступили?

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *