Раздельный учет "прочих доходов" при совмещении ОСНО и ЕНВД у ИП

Вкратце рассматривается механизм распределения прочих расходов при совмещении ОСНО и ЕНВД у индивидуального предпринимателя.

Рассмотрим, как происходит распределение расходов при ведении раздельного учета в программе 1С: Бухгалтерия 8.
В учетной политике укажем нужные настройки

Наш предприниматель «Тест» ведет 3 вида деятельности всего, из них 1 вид — Оптовая торговля — непосредственно предпринимательский (на ОСНО) и 2 вида (Грузоперевозки и Розничная торговля).

При работе с такими настройками включается несколько регистров — ИПМПЗ, ИПДоходы, ИППрочиеРасходы и другие.
Все расходы, которые делает ИП (кроме расходов на приобретенный для продажи товар, которые ложатся в регистр ИПМПЗ), программа относит в регистр ИППрочиеРасходы.
Для того чтобы эти расходы корректно разнеслись, нужно при из оприходовании в программу указывать тип отнесения. Типов может быть три, а статей затрат может быть много, но все они будут принадлежать к одному из трех типов: относящиеся к основной системе, относящиеся к особой системе и распределяемые.

Если мы выберем для прочего расхода тип «Основной» — программа разделит его при закрытии месяца между видами деятельности ИП, которые относятся к ОСНО. Если выберем «Особый порядок» — то разделит между видами деятельности ИП, которые относятся к ЕНВД. А если выберем «Распределяемые», то расходы «раскидаются» между всеми видами деятельности.
Теперь самый важный вопрос — как они раскидаются? Где та база распределения, по которой будет проходить «раскидывание» расходов?
Этой базой являются записи за месяц в регистре ИПДоходы, то есть просуммированные «кассовые» доходы. Если речь идет о розничной торговле — всё понятно: сумма реализаций (ОтчетовОРозничныхПродажах) совпадает с выручкой. В случае если это опт (ЕНВД или ОСН), то здесь учитываются только суммы оплат.
При закрытии месяца программа выделяет доли разных видов деятельности в общей сумме записей регистра и соответсвенно этим долям «вешает» прочие расходы.
Для обычного бухгалтера сложность составляет посчитать эту базу распределения (бухгалтеру же нужно понять, откуда цифры), т.к. специального встроенного отчета для этого нет, а использовать кросс-таблицу или отчет «Остатки и обороты» не всегда удобно.
Для таких бухгалтеров можно написать простейший отчет в любом виде на основе запроса:

    ВЫБРАТЬ
ИПДоходыОбороты.ХарактерДеятельности,
ИПДоходыОбороты.НоменклатурнаяГруппа,
СУММА(ИПДоходыОбороты.ВыручкаОборот - ИПДоходыОбороты.НДСНачисленныйОборот) КАК Доход
ИЗ
РегистрНакопления.ИПДоходы.Обороты(&НачалоМесяца, &КонецМесяца, , Организация = &Организация) КАК ИПДоходыОбороты
ГДЕ
ИПДоходыОбороты.ВыручкаОборот - ИПДоходыОбороты.НДСНачисленныйОборот <> 0

СГРУППИРОВАТЬ ПО
ИПДоходыОбороты.ХарактерДеятельности,
ИПДоходыОбороты.НоменклатурнаяГруппа

Вот те операции, которые наш ИП сотворил за месяц:

Пример выполнения запроса:

Это и есть база распределения. А вот и результат распределения нашего 100-рублевого распределяемого расхода:


Как видим, всё правильно.

Отдельный разговор про учет этих распределяемых расходов для целей учета налога на прибыль. При его расчете программа анализирует суммы оборотов по счету 90.01 за вычетом НДС и выделяет в них долю «не-ЕНВД-шных» оборотов, т.е. использует метод начисления. И в расходы попадает именно та часть распределяемых расходов, которая соответствует этой доле
.

3 Comments

  1. gull22

    Было интересно, плюс

    Reply
  2. Порт

    Хорошая статья. Спасибо

    Reply
  3. portal_orsk

    (3) Порт, (1) gull22, спасибо за спасибо!

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *