Схема работы простейшая — при входящем звонке спросить у 1С что с ним делать, и если 1С ответила, то выполнить команду или продолжить стандартное выполнение маршрута вызова.
В качестве IP АТС мы используем Askozia — это один из дистрибутивов широко известного Asterisk, про Askozia мы писали в этом посте.
В качестве CRM системы используется продукт 1С: Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами 8 в режиме клиент-сервер. Давно зрел вопрос, можно ли встроить в диалплан Asterisk обращение к 1С:CRM системе для выполнения каких-либо управляющих действий и можно ли из 1С управлять IP АТС?
Схема работы простейшая — при входящем звонке спросить у 1С что с ним делать, и если 1С ответила, то выполнить команду или продолжить стандартное выполнение маршрута вызова.
Попробуем выполнить простейшее действие — установить название клиента по номеру телефона из CRM системы и записать это значение в CDR базу Asterisk.
Исходные данные
1С: Предприятие 8.2 (8.2.17.143)
“Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами” ( CRM + УТ )
Около 10000 контрагентов.
СУБД MS SQL
Web сервер IISАТС Askozia CFE 2.1:
Asterisk 1.8.4.4
PHP 4.4.9
AGI phpagi.php,v 2.14
В Askozia уже имеется механизм установки CallerID на основании данных “записной книжки” во внутренней базе данных Asterisk. Для реализации этого варианта мы использовали “SDK компонента связи 1С и Asterisk”.
Пример функции, позволяющей записать данные в AstDB:
// Записывает в базу данных Asterisk контактную информацию //
Пример вызова функции, применимо к текущей задаче:
// dbFamily - “cidname” // наша “записная книжка”
// dbKey - Ключ переменной помещаемой в семейство, номер телефона строкой, содержит только цифры
// dbValue - Имя контакта латинскими буквами
ЗаписатьПараметрВБД("cidname", “74952293042”, “OOO MIKO”);
Это первый вариант реализации. Мы запустили его в работу в нашей организации. После синхронизации контактов на всех телефонах
офиса при звонке видно с кем мы разговариваем (конечно, если есть номер в базе).
Разумеется CallerID возможно видеть только на телефонах с дисплеем :).
Недостатки:
Необходима периодическая синхронизация данных AstDB и 1С. Данные устаревают.
Askozia — ReadOnly система. В этом ее преимущество и недостаток. После перезагрузки AstDB приводится в “Исходное” состояние — до записи списка клиентов из 1С.
В силу перечисленных недостатков мы отказались от этого варианта реализации. Но для «голого» Asterisk этот вариант вполне рабочий.
Вариант онлайн взаимодействия через AGI и Web сервисы 1С: Предприятия 8
Создаем веб-сервис 1С
При поступлении звонка на наш внешний номер в маршруте вызова Asterisk возможно вызвать AGI скрипт. В скрипте обратиться к веб-сервису 1С и установить значение CallerID(name).
Разработан простой web сервис 1С:
Имя — MIKO_identify_number
пространство имен: wiki.miko.ru/doc:1cajam:identifynumber
имя файла публикации: 1C_MIKO_identify_number.1cws
У сервиса будет только одна простая операция (функция),
свойства операции:
содержит один входной параметр «Number», собственно в него и будет передаваться номер звонящего клиента.
тип параметра и возвращаемого значения “string (http://www.w3.org/2001/XMLSchema)”
Публикуем веб-сервис (отдельная тема, как это сделать, не будем на ней останавливаться, можно почитать здесь). После публикации проверим работу сервиса с помощью веб браузера, откроем wsdl описание по ссылке:
http://IP_WEB_SERVER_1C/TestComponenta/ws/1C_MIKO_identify_number.1cws?wsdl
Если все правильно, то результат будет таким:
В модуле объекта сервиса пропишем простейший обработчик операции:
Функция identify(Number)
Результат = "";
Возврат ПолучитьИмяКонтатаПоНомеруТелефона(Number);
КонецФункции
// примитивный пример получения имени контакта,
// реальный код зависит от конкретной информационной базы
Функция ПолучитьИмяКонтатаПоНомеруТелефона(Number)
ОтветСервера = "OOO MIKO " + Number+ "";
Возврат ОтветСервера;
КонецФункции
Возьмем cURL и проверим работу нашего WEB сервиса «в лоб».
В общем случае команда будет выглядеть следующим образом:
curl —header <заголовки> -d ‘<XML структура>’ <адрес сервиса>
Отправляем запрос:
curl —header «Content-Type: text/xml; charset=utf-8» -d ‘ 74952293042’ http://IP_WEB_SERVER_1C/TestComponenta/ws/1C_MIKO_identify_number.1cwsВ этом примере не используется аутентификация (в базе 1С нет пользователя).
Пример ответа сервера:
<soap:Envelope xmlns:soap=«http://schemas.xmlsoap.org/soap/envelope/»>
<soap:Header/><soap:Body>
<m:identifyResponse xmlns:m=«http://wiki.miko.ru/doc:1cajam:identifynumber»>
<m:return xmlns:xs=«http://www.w3.org/2001/XMLSchema» xmlns:xsi=«http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance»>OOO MIKO 74952293042m:return>
m:identifyResponse>soap:Body>
soap:Envelope>
Работает!
Создаем AGI скрипт
К сожалению, в Askozia очень примитивные возможности PHP, нет даже cURL расширения, да и PHP используется достаточно древней 4.4.9 версии. Тем не менее, мы попробовали победить все ограничения, потому просьба сильно не ругаться на код описанные ниже.
#!/usr/bin/php -f
get_variable($_varName);
if(!$v['result'] == 0){
$agi->verbose($_varName.' ---> '.$v['data'], 10);
return $v['data'];
}
else{
$agi->verbose($_varName.' not set', 10);
return "";
}
} // GetVarChannnel($_agi, $_varName)
// объект класса agi, его описание содержит файл phpagi.php
$agi = new AGI();
// базовые переменные, параметры подключения к сервису
$path = '/TestComponenta/ws/1C_MIKO_identify_number.1cws';
$server = 'IP_WEB_SERVER_1C';
$port = 80;
$number = GetVarChannnel($agi, "CALLERID(num)");;
$user_1c= "1C_USERNAME";
$pass_1c= '1C_PASSWORD';
$auth = base64_encode($user_1c.':'.$pass_1c);
$crlf = "
";
// данные для передачи - непосредственно сам SOAP запрос
$xmlDocument = (
'
'.$number.'
');
$contentLength = strlen($xmlDocument);
// создаем сокет
if (($http_soket = @fsockopen($server, $port, $errno, $errstr,1.5)) == false)
return;
$query = "POST $path HTTP/1.1" .$crlf;
$query .= "Host: $server" .$crlf;
$query .= "Content-Type: text/xml; charset=utf-8" .$crlf;
$query .= "Authorization: Basic $auth" .$crlf;
$query .= "Content-Length: $contentLength" .$crlf;
$query .= $crlf;
$query .= $xmlDocument;
// устанавливаем таймаут на поток 1секунда
stream_set_timeout($http_soket, 1, 0);
// отправляем запрос
fputs($http_soket, $query);
$result = '';
// считываем ответ
while ($line = fgets($http_soket))
$result .= $line;
// отсекаем заголовки ответа
$result = substr($result, strpos($result, $crlf.$crlf) + 4);
fclose($http_soket);
// разбор ответа
parse_response($result);
if($ret_value != ''){
$agi->set_variable('CALLERID(name)', $ret_value); // Если 1С вернула значение, то записываем это значение в таблицу CDR
}
?>
Подключим скрипт к Askozia, для этого в веб -интерфейсе перейдем на закладку приложения и добавим новое PHP приложение.
В поле “Логика приложения” устанавливаем текст скрипта.
Обратите внимание “#!/usr/bin/php -f” — строка должна быть опущена. Askozia сама ее допишет. Устанавливаем имя и номер для приложения.
Теперь необходимо узнать имя файла скрипта. Для этого командной консоли (CLI) Asterisk выполним команду:
# dialplan show 1334444@internal
[ Context 'internal' created by 'pbx_config' ]
'1334444' => 1. NoOp(internal calling application: AGI_App_CallerID) [pbx_config]
2. Set(CDR(InternalCalleridNum)=1334444) [pbx_config]
3. Goto(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9,${EXTEN},1) [pbx_config]
-= 1 extension (3 priorities) in 1 context. =-
Мы выяснили, что в номере 1334444 вызывается контекст DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9
Выведем этот контекст, чтобы понять как называется наш PHP файл:
# dialplan show DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9
[ Context 'DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9' created by 'pbx_config' ]
'h' => 1. Hangup()
's' => 1. AGI(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php)
2. Hangup()
'_[0-9a-zA-Z*#]!' =>1. AGI(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php)
2. Hangup()
Искомый файл найден: DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php
Перейдем к редактированию входящего маршрута вызова и добавим в начало маршрута блок универсальной команды:
в поле команды установить AGI(DIALPLAN-APPLICATION-176239923050fac4c5678b9.php)
в итоге мой маршрут вызова выглядеть следующим образом:
При входящем звонке, направленном на этот маршрут, происходит выполнение AGI скрипта с обращением к серверу 1С, сервер попереданному номеру возвращает название контрагента, и это название вписывается в поле CallerID.
В результате до внедрения история выглядела так:
После запуска web-сервиса в истории появились названия клиентов из 1С:CRM системы:
Помимо этого все нотификации Askozia о пропущенном звонке или полученном факсимильном сообщении на электронную почту стали более информативными, в заголовке письма есть название клиента, раньше был просто номер.
Заключение
Этот простой пример позволяет продемонстрировать возможность онлайн интеграции IP АТС и 1C, которая естественно не ограничивается только установкой имени клиента. Мы можем влиять на маршрутизацию звонка, отправлять звонок, минуя IVR сразу на менеджера, установленного в карточке клиента, воспроизводить различные рекламные сообщения в зависимости от вида деятельности клиента и многое-многое другое.
Полезные ссылки:
-
Более подробно про Askozia можно почитать в этом посте или на сайте www.askozia.ru
-
Про интеграцию 1С и Asterisk на сайте www.telefon1c.ru
-
Про PHP-AGI можно почитать здесь phpagi.sourceforge.net
-
Про веб-сервисы 1С на официальном сайте.
Почитал про Askozia — для себя отметил, что в отличии от Asterisk система платная..
SDK для 1с из ссылки — тоже платная для любого количества пользователей..
При такой реализации нет пауз при прохождении звонка? веб-сервис 1с быстро отвечает?
SDK для 1с из ссылки — тоже платная для любого количества пользователей..
есть возможность попробовать демо версии
ответ приходит быстр, задержек не заметно. Поиск по базе в несколько тысяч контрагентов.
интересный материал спасибо.
В статье описан пример, когда по запросу от IP ATC 1С отдает наименование контрагента по номеру телефона. А можно ли реализовать такой вариант: при входящем звонке в 1С отображать форму с данными о контрагенте?
(4) nick_krsk,
Тут возникает ряд проблем. Описан способ оповещения через веб сервис.
Сервис «ничего не знает» о клиентских сеансах. По этой причине оповестить их в реальном времени нет возможности.
Как вариант — использовать регистр сведений для «пометки» о звонке. Клиент должен приодически «просматривать» новые записи в регистре сведений.
Мы в свое время отказались от этого варианта.
http://www.telefon1c.ru/asterisk/
Разработали внешний компонент для взаимодействия с Asterisk
ПолучитьИмяКонтатаПоНомеруТелефона -маленькая опечатка..
ПолучитьИмяКонтактаПоНомеруТелефона
За статью — Спасибо!