Важно разобраться и не путаться в понятиях.
В проектном управлении выделяют несколько ключевых ролей:
- спонсор (иногда его называют куратор);
- заказчик и пользователи;
- команда;
- менеджер проекта (или руководитель проекта);
- другие участники.
Важно разобраться и не путаться в понятиях, кто является спонсором и кто заказчиком. В этом поможет конкретный пример.
Представьте, что вы работаете в небольшой компании численностью 100 человек, которая монтирует газоанализаторы, какое-то другое оборудование. Работу она выполняет по контрактам. Эти контракты и есть проекты. В один прекрасный день, к вам подходит директор и предупреждает о переговорах с потенциальным клиентом. Вам предстоит отвечать на вопросы клиента, касающиеся технической части, а денежную часть урегулирует директор. По итогам разговора потенциальный клиент остался доволен и готов подписать договор, обещает выделить миллион долларов на реализацию проекта. Директор сообщает, что вас назначат на роль менеджера проекта. На этом примере разберемся, кто выступает спонсором и кто заказчиком.
Спонсор – это тот, кто выделяет на проект ресурсы. На первой взгляд, миллион долларов предлагает клиент, значит, он финансирует, спонсирует проект. Получается, клиент — это и есть спонсор? Он же является и заказчиком? Одно лицо может выполнять две роли – и спонсора, и заказчика. Но такая ситуация бывает очень редко.
Спонсор.
Суть: снабжает ресурсами проект и принимает судьбоносные решения.
Определение: лицо(или группа лиц), предоставляющее ресурсы и поддержку для проекта, программы или портфеля и ответственное за достижение успеха.
Отношения с ПМ (менеджером проекта): он решает то, что не во власти ПМ.
Количество:один или много.
Итак, спонсор снабжает проект ресурсами. В нашем случае кто выделяет ресурсы? Директор! Ведь клиент, по сути, заплатил миллион долларов компании, но эти деньги до проекта еще не дошли. До проекта может быть дойдет 10 тысяч долларов, остальное – налоги, какие-то платежи, сборы. Поэтому тот, кто дал деньги на проект, тот и спонсор. В IT у менеджеров зачастую вообще нет денег. В этой сфере в качестве ресурсов выделяют на проект людей – 5 программистов, 2 тестировщика, аналитик на год. И все – делайте проект. Кто им зарплату платит? Директор! Он вас обеспечил ресурсами – людьми, поэтому он спонсор.
Заказчик – это тот, кто будет использовать результаты проекта. Часто заказчик и пользователи – это одна группа, одно лицо. В нашем примере пользователем и заказчиком выступает потенциальный клиент.
Заказчик и пользователи.
Суть: те, кто будет утверждать/использовать результаты проекта.
Определение: люди или организации, участвующие в приемке и использовании результатов проекта.
Отношения с ПМ: их интересы обслуживает ПМ.
Количество: как правило, много.
Еще раз: спонсор, как правило, это ваш какой-то начальник, директор. Даже на внутренних проектах спонсор и заказчик – это разные люди. Допустим, одна дирекция заказывает, другая для нее делает, но заказчик в таком случае все равно не выделяет на это деньги.
Следующая роль в проекте отводится команде. Кого назвать командой? Это все люди, которые будут выполнять работы на проекте. Важно понять, что это не рабочая группа, куда обычно включают разных сотрудников, а именно те люди, которые работают в проекте: рисуют эскизы, таскают кирпичи…
Команда проекта.
Суть: те, кто будет выполнять работы.
Определение: группа личностей, работающих в интересах менеджера проекта для достижения целей проекта.
Отношения с ПМ: трудно переоценить.
Количество: всегда много.
Остальные люди, которые включены в рабочие группы, – обычно какие-то начальники. Они хотят быть в курсе всех событий, но они не работают над проектом, поэтому их нельзя включать в команду. Они относятся к заинтересованным сторонам.
Менеджер (или руководитель) проекта – это человек, который управляет командой, чтобы достичь цели проекта и попасть в треугольник (подробнее про треугольник см. статью “Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера”). И формально он входит в команду.
Менеджер проекта.
Суть: рулит командой, во имя достижения успеха проекта.
Определение: лицо, назначенное исполняющей организацией руководить командой и отвечающее за достижение целей проекта.
Количество: один, но может формировать целую "команду управления проектом"
А теперь важно не запутаться. До этого роли были более-менее дискретны – не связаны друг с другом, не пересекались. А вот заинтересованные стороны – это общий термин. К заинтересованным сторонам относятся те, на чьи интересы влияет реализация проекта. То есть это все перечисленные лица: и спонсор, и заказчик, и члены команды, но и прочие люди. Например, в вашей команде есть инженеры, маркетологи. У них есть начальники, и они — тоже заинтересованные стороны. Потому что им не все равно, на какое время вы забрали их сотрудников.
Заинтересованные стороны.
Суть: все, чьи интересы затрагиваются реализацией проекта.
Определение: лицо, группа или огранизация, которая может влиять, на которую могут повлиять или которая может воспринимать себя подвергнутой влиянию решения, операции или результата проекта.
Отношения с ПМ: зависят от вида и влияния заинтересованного лица.
К заинтересованным сторонам относятся и различные конкуренты, которые хотят, чтобы у вас не было проекта. Сюда же относятся регуляторы. Сейчас даже в IT есть регуляторы, как минимум в связи с законом о персональных данных. Им не все равно, что вы делаете, они будут вас проверять. Вообще, по отношению к проекту, заинтересованные стороны можно поделить на внутренние и внешние.
Соотнесем все эти термины с треугольником проекта – сроки, деньги, содержание работ. Команда и менеджер – это те люди, которые бьются за треугольник, за то, чтобы реализовать гибкие планы и проект уложился в рамки.
Спонсор при этом, обратите внимание, находится снаружи треугольника (по-крайней мере, так должно быть). И этому есть логическое объяснение: во-первых, спонсор от вас хочет получить результат. Например, он вас попросил построить 12-этажный дом в течение года за миллион долларов. Дал вам задание, и теперь ждет завершения строительства. И ваши внутренние проблемы в ходе реализации проекта спонсора не очень-то волнуют. Важно, что спонсор не хватается руками за руль, потому что за рулем сидит менеджер проекта. И именно менеджер отвечает за реализацию проекта в сроки и в рамках выделенного бюджета. Вы можете, конечно, держать спонсора в курсе проекта, но не дело спонсора разъяснять в деталях, как вам работать.
Заказчики и пользователи тоже находятся снаружи от проекта, они ждут, когда вы им представите результат. Их еще меньше волнуют ваши проблемы в ходе работы: какие у вас риски, приехал к вам башенный кран или опоздал по дороге. Главное для них – чтобы вы сдали в срок то, что они заказали.
Данная статья написана на основании видео учебного курса по управлению проектами.
Предыдущая часть курса: Три фундаментальных принципа проектного управления. Курс по управлению проектами, часть 2
Следующая часть курса: Управление заинтересованными сторонами. Курс по управлению проектами, часть 4
Начало курса: Что можно назвать проектом, а что нельзя, и каковы критерии успеха менеджера. Курс по управлению проектами, часть 1
Спонсор проекта — это совсем не куратор проекта (в некоторых случаях могут совпадать).
Реальная иерархия ролей на реальных проектах:
1. Спонсор проекта — владелец бизнеса, генеральный/исполнительный директор — лицо, которое может быть не погружено в проект, но принимающее решение о выделении средств на проект.
2. Куратор проекта — профильный руководитель в чьих интересах ведется проект. Если мы говорим о автоматизации бухгалтерии — это главбух, если о производстве — это директор по производству. Куратор располагает административным ресурсом, чтобы заставить шестеренки вращаться, а также имеет выход на спонсора, чтобы получить деньги на проект.
3. Руководитель проекта — человек отвечающий за проектные работы. Чаще всего это или начальник ИТ службы, или руководитель проекта в службе ИТ. Погружен в технические и организационные проблемы проекта, но чаще всего не имеет всей полноты административной власти, поэтому активно взаимодействует с куратором проекта.
А вообще всё это PMBoK для начинающих — реальная проблематика проектной работы лежит далеко за границами терминологии и в большей части завязана даже не на технологические навыки, а на человеческую психологию и опыт.То есть термины можно помнить, но они мало помогут в реальном бою.
Теория это хорошо, но на практике — это аквариумные условия.
К примеру могут быть «псевдо заинтересованные лица» — люди чью работу автоматизируют, но они понимают, что это может сказаться на количестве сотрудников в их отделе или качестве заработной платы. В итоге заинтересованные лица превращаются в саботажников, не в открытую конечно…
«Скупой спонсор». В итоге качество внедрения может оказаться плачевным из-за не должного финансирования. Потом когда он прозреет, а прозрение приходит чаще всего на вторую попытку, тогда он заплатит больше и получит должный результат.
Проект чаще всего — это поле боя!
(2)
Заказчик и спонсор не могут быть за треугольником, во всяком случае в реальной жизни. Терпеть не могу, когда говорят вот вам деньги и делайте что хотите чрез пол года проверю результат. Результат может оказаться как на карикатуре с качелями, что хотел заказчик, как понял ПМ и как сделал программист. Спонсор должен быть одной ногой в проекте и быть в курсе проблем при их наличии, если потребуется доп финансирование потом будет сложнее его получить или объяснить почему сроки сдвигаются. От спонсора иногда требуется не только финансирование, но и административный ресурс. Заказчик и менеджер проекта нужно объединить в свой треугольник, так как это люди которые четко понимают что нужно получить и как этого достичь. Только постоянное взаимодействие между ПМ и заказчиком является залогом успешного проекта.
(1) andironenko — спасибо за комментарий. Как раз смысл опроса в том, чтобы узнать, как же выглядит реальная иерархия ролей на реальных проектах.
В моей практике та роль, которую вы называете «куратором» скорее называлась «спонсором» — интересно, как принято у других читающих?
(2)
— о да, это больная тема, однозначно!..
Коллега как-то поделилась, как она рассказывала о планируемой автоматизации заместителю главного бухгалтера компании-заказчика, солидной даме около пенсионного возраста:
— По итогам автоматизации можно будет решать те же задачи гораздо меньшими силами…
На этом месте бухгалтер ее прерывает:
— Ты понимаешь, что ты сейчас сказала? Что когда внедрение закончится, меня уволят…
Угадайте с трех раз, насколько данная «заинтересованная сторона» была готова к дальнейшему сотрудничеству?..
(4)
— Золотые слова!.. Подписываюсь.
дык, заинтересованный лица — это не обязательно же заинтересованные в положительном результате проекта ) Или, сказать четче — заинтересованные в разных и на разные точки зрения.
здесь, имхо, более корректный для нас перевод — «влияние», чем «интерес»
лица,
— которые влияют на систему,
— на которых влияет система
— на которых могут повлиять
— или лица, которые (!) считают, что на них влияют система, или решения, или еще что-то
Судя по статистике, нахожусь в меньшинстве, т.к. представляю заказчика (не франчайзи). По самой идеи отлично! т.к. встретить франчайзи знающего хотя бы терминологию — уже удача. Знать «книжные» определения нужно хотя бы для того, чтобы если в твоем проекте «не так» — спросить себя почему, очень много интересного выявляется.
А вот в копилку «реальных» проблем добавлю.
На предприятии заказчика практически всегда есть и РП и действительно заинтересованный. Но:
— не каждый франчайзи умеет его найти, а они могут «прятаться»
— в индустрии есть проблема зрелости проектных технологий, и тот самый РП в «тылу» заказчика может просто не знать что ему надо делать
От себя, считаю что 2 РП это некая фикция, они же не 2 проекта делают. Чаще всего это означает что заказчик хочет бизнес-результат и для этого инициирует проект, его окончание будет не по факту старта ОПЭ. А вот франчайзи делает проект внедрения ПО. Получается проект в проекте.
Ситуация с РП извне заказчика встречается крайне редко, спонсор должен быть готов доверить партнеру достижение целей, а не решение задач. Но иногда такое встречается.
Это всего лишь статистика.
И каждый проект — уникальное мероприятие, соответственно и система управления и структура ролей индивидуальна.
Хороший руководитель проекта в момент инициации уже определяет и согласовывает и структуру и план коммуникаций на проекте….