В статье освещается ряд рекомендаций по сдаче экзамена по методологии «Управление производством» в прикладных решениях «1С:Предприятия 8», в простонародье — «Специалист по УПП».
Начну, пожалуй, с того, где и что можно прочитать про расчет себестоимости в УПП. Самым грамотным и полным с моей точки зрения ресурсом по данной проблематике является сайт Насипова Фарита (www.nasf.ru) — помимо платных курсов содержит и бесплатные материалы. Там же вы сможете найти видеокасты решения эталонного аттестационного задания (рассказывает Игорь Бурьяненко).
Также не поленитесь на просторах интернета поискать варианты возможных аттестационных заданий и прорешать их. Требования к сдающим с примерами заданий есть на сайте 1С (ссылка), но от реальных заданий сильно отличается. Также обращаю внимание, что билеты 2006(7) годов несколько отличаются от билетов 2009, которые близки (а может быть даже и не менялись с того времени) к текущим билетам.
Теперь немного о порядке проведения экзамена (применительно к очной сдаче в УЦ1).
Начало экзамена в 10.30 (как правило время начинает тикать с 10.45). На решение билетов отводится ровно 4 часа, поэтому если вы заранее не готовились, даже при условии, что вы очень хорошо владете УПП, шансы сдать очень малы — просто потому, что не хватает времени. Т.е. подумать над решением той или иной ситуации времени вообще нет — знать как делать нужно заранее. И не просто знать, но и понимать, что делаешь, иначе невозможно устранение ошибок расчета себестоимости выпуска, которые часенько случаются.
Во время сдачи пользоваться можно любыми доступными материалами. В интернет с рабочих компьютеров вы конечно не выйдите, флешки и прочие электронные носители также заблокированы. Но итак не до них — по той же причине — нет времени.
По истечение 4-х часов принимающий просит завершить работу и скопировать базу в сетевой каталог, поэтому не рассчитывайте, что еще минут 20-30 сможете доделать.
В зависимости от аудитории, в которой будет проходить экзамен, вам могут попасться различные по мощности компьютеры. Мне попалась мягко говоря «не шустрая» машинка. Поэтому учтите, по 10 раз проводить/перепроводить расчет себестоимости будет накладно по времени.
Требования к решению.
Расчет себестоимости должен быть проведен полностью — иначе нет предмета сдачи и решение не засчитывается. При проведении документа «Расчет себестоимости выпуска» никаких сообщений об ошибках выдаваться не должно — об этом ниже.
На планирование преподаватель также обращает внимание — за него оценка сильно снижается, при некорректном выполнении. На нем многие и «проваливают» экзамен, даже если расчет себестоимости выполнен без ошибок.
РАУЗ (расширенная аналитика учета затрат) можно отключить, а можно и не отключать. Мое мнение — лучше отключить. На форумах на него много грешат. Но в принципе для сдачи экзамена огрехи РАУЗ не помеха.
За один невыполненный пункт задания оценка снижается на 1 балл.
Непосредственно решение (советы).
- Фактически решение задания сводится к выполнению двух основных блоков — планирование и расчет себестоимости. Поэтому, если чувствуете, что с планированием туго — оставьте его на потом и начните с расчета себестоимости. Выполните расчет и приступайте к планированию.
- Как я уже говорил, при проведении расчета себестоимости выпуска никаких ошибок выдавать система не должна. Тут скрыт маленький подвох при расчете себестоимости в управленческом учете. Дело в том, что в демонстрационной базе, на которой собственно и решается задание, в управленческом учете есть «зависшие» статьи затрат, по которым в незавершенном производстве числятся какие-то суммы, в регистре сведений «Способы распределения статей затрат» эти статьи для распределения не указаны. При расчете себестоимости это конечно же «вылезает».
- Досканально изучите работу «Помощика планирования». На первый взгляд задание на получение плана закупок материалов, требуемых для выполнения плана производства, несложное. Но это только на первый взгляд. На самом деле оно выполняется за 5-6 шагов в помощнике, а все потому, что есть такие нюансы, как сезонность, учет существующих запасов стоек-полуфабрикатов, получение из квартального плана производства месячного плана закупок.
- Вникните в само понятие затрат с точки зрения УПП (об этом хорошо рассказано у Фарита). Если вкратце, то учет затрат в УПП можно сравнить со складским учетом. Затраты приходят и уходят — трансформируются в новые затраты или в готовую продукцию. Понимая это — проще понять логику любого производственного или затратного документа.
- Затраты бывают прямые и косвенные, но в текущих редакциях УПП эти понятия размыты, так что не удивляйтесь, что прямые затраты можно автоматически распределять на себестоимость по определенным критериям, в то время как косвенные затраты могут быть распределены на себестоимость совершенно конкретной продукции. Аналогично размыто поняти между общехозяйственными (не учитывают подразделение возникновения затраты) и общепроизводственными (учитывают подразделение возникновения затраты). Технически в УПП как первые так и последние могут как учитывать так и не учитывать подразделение при распределении.
- Не забывайте про подсистему предварительного планирования (обработка «Планирование»). Обработка хоть и убогая (1С ее позиционирует как заготовку для внедрения), но как работает знать надо. Есть задачи на определение с помощью нее максимального количества, возможного для изготовления для заказчика за определенный промежуток времени. И не путайте ее с посменным планированием.
- В посменном планировании нужно уметь резервировать время рабочих центров для проведения ремонтных работа — это можно сделать отдельным документом «План производства по сменам». Если центр резервируется на целые дни и в задании не сказано, что не допускается корректировка графиков, то можно скорректировать графики, назначив, например, на эти дни пустой график.
- Изучите справочник «Способы распределения затрат», а именно закладки отбор и фильтр. Есть задания, где нужно распределить затрату, например, по прямым материальным затратам. Т.е. это такой способ распределения, у которого на закладке «отбор» вид затрат равен «материальные», а характер затрат равен «производственные расходы». Фильтры нужны для того, чтобы делать распределение на определенные номенклатурные группы или продукцию.
- В задаче на давальческое сырье, когда мы выступаем давальцем, не забывайте стоимость услуг переработчика включать в себестоимость получаемой от него продукции. Многие забывают это делать.
- Нужно понимать разницу между ценой «плановой себестоимости» и регистром сведений «Плановая себестоимость номенклатуры». Первая служит для формирования стоимости выпуска (если в учетной политике указан порядок формирования учетных цен «по плановым ценам»). Последняя может служить базой распределения затрат, а также для сравнения фактической себестоимости с плановой. Хотя по правде говоря и эти границы в текущей версии УПП размыты. Так например в справочнике «Способы распределения затрат» цену «плановой себестоимости» также можно использовать в качестве базы распределения.
- Есть задание, где часть затрат по аренде идет на расходы будущих периодов, а остальная часть распределяется. Тут важно понимать, что РБП — это понятие регламентированного учета, которое напрочь отсутсвует в управленческом, поэтому нужно настроить распределение так, чтобы в управленческом учете эта затрата не распределялась. В регламентированном затрата пойдет на 97 счет с определенной анлитикой по справочнику РБП, в котором будет указано, как распределится затрата в будущем документом «Списание РБП». В управленческом же учете никакого будущего распределения не будет, поэтому на каверзные вопросы принимающего насчет списания данной затраты в управленческом учете в будущем смело отвечаем, что списываем руками документом «Прочие затраты».
Если у вас есть какие-то конкретные вопросы по сдаче — задавайте в рабочей группе. Постараюсь ответить.