Сегодня рассмотрим конкретный прием, который, при честном применении, может решить задачу ускорения до 4X, и больше ничего на эту тему можно будет не читать. Этот прием называется «Адвокат дьявола», и цель его применения в нашем случае — снижение сопротивления людей.
Сопротивление — штука многогранная и почти непобедимая, потому что мы не роботы. Но ее влияние на скорость работы, а особенно разработки, можно и нужно снижать.
Чтобы вы оценили влияние сопротивления на скорость, я назову две цифры. Максимальная потеря эффективности из-за сопротивления, которую я видел, составляет ~97%. Текущие потери, мои личные, составляют ~50 %, и это уже уменьшенная цифра, после работы с сопротивлением.
На этот раз я решил не только рассказать метод, но и продемонстрировать его на практике: создал на хабре аккаунт @birdFromGodges и написал статью «Орги среди программистов».
Статья получилась так себе, но свое дело сделала, несмотря на мою жесткую тупость — начал комментировать под своей учеткой. Меня, разумеется, впалили, нажаловались админам, и учетку перевели в вечный read-only. Я собирался попросить админов о том же, только после окончания голосования. Но, статья за сутки успела набрать +51 (99 плюсов и 48 минусов), хотя вроде не за что. Карму в течение суток лихорадило — она переходила ноль 14 раз.
Другой пример — вот эта статья. Я взял первое попавшееся решение на ИС, от неизвестного мне автора, и, как мог, рассказал о его преимуществах. Да что там о преимуществах — постарался доказать, что оно гениальное!
Итак, адвокат дьявола. Сам термин, судя по википедии, зародился в 1587 году в католической церкви, и означал специальную должность — того, кто собирал доказательства против канонизации (причисления к лику святых). Не потому, что он не любил святых, а потому, что работа такая.
Этот метод давно вышел за рамки церкви, и стал активно использоваться в дискуссиях — например, в защите диссертаций, только там адвоката дьявола называют оппонентом. Судя по книгам, этот метод практикуется в дискуссионных клубах, но я там не был, поэтому утверждать не буду.
В какой-то момент адвокат дьявола попал в менеджмент, хотя и не приобрел особой популярности. Лично я думаю, что зря — его просто неправильно использовали, а точнее — вообще не использовали. Один раз прорешали кейс, поржали и забыли.
Расскажу «свою» версию адвоката дьявола: берешь чужое мнение, с которым не согласен, и искренне, честно, от души стараешься доказать, что оно правильнее твоего.
Именно такую попытку я и предпринял в «оргах». Единственное отличие — у меня не было оппонента, живого человека, а только комментаторы, обвинявшие меня в психических расстройствах.
Но так даже лучше, когда оппонента нет. Оппонент, особенно хороший, не просто скажет «ты не прав» или «ой, всё», а представит аргументы и факты — т.е. сделает всю работу за тебя, и поиграть в адвоката дьявола не получится.
В оргах мне пришлось оппонента придумать, создать в голове образ реального человека, который прочитал суррогаты и возмутился. Придумать, чем именно он возмутился, как это связано с его жизнью, и что у него за жизнь вообще, поискать какие-то зацепки и объяснения, выстроить хоть какой-то фундамент и линию. Это очень интересно, как работа настоящего адвоката.
Как применять
Первое и самое простое — устраивать игры в адвоката между разработчиками, которые не могут договориться. Просто делаем swap мнений, и они теперь должны доказать точку зрения, с которой минуту назад не были согласны.
Второе — ставить разработчиков адвокатами дьявола заказчиков или пользователей. Сидит разраб после разговора с пользователем, возмущается его тупостью, клянет на чем свет стоит — ставим его адвокатом дьявола, пусть теперь доказывает, что пользователь прав. Реально, с аргументами и погружением в проблемы пользователя.
Третье — swap’ить мнения разрабов и скрам-мастера, или архитектора, или тимлида, или тестировщика — не знаю, кто там еще в вашей команде есть. Тут ценность представляет именно разноплановость адвокатов, чтобы не только разрабы мучались.
Главное условие: доказательство чужого мнение надо делать публично. Недостаточно сказать «да, я подумал, его мнение действительно имеет смысл» — надо рассказать, в подробностях и с аргументацией, чем мнение оппонента правильно. Устроить презентацию, или спич, или, как сделал я, написать текст.
Позитивные эффекты
Главное: снижается негативный эффект сопротивления — простои в работе, снижающие ее скорость и эффективность. Сопротивление — это когда человек не согласен: с тем, как надо делать работу, и надо ли ее делать, с «таким положением вещей», с методами управления и взаимодействия, с поступками окружающих и т.д.
Обычно, когда человек не согласен, мы поступаем двумя способами: убеждаем его или заставляем. В обоих случаях мы получаем сопротивление, даже если убеждали очень дружелюбно, потому что цель убеждения — «ты не прав, признай», а это всегда удар по значимости. В результате человек, конечно, сделает так, как ему велели, но медленно, скучно и не очень качественно.
Сопротивление — одна из главных причин прокрастинации. Если человеку надо сделать задачу, но он не согласен с чем-то — постановкой, методом, необходимостью — но его мнение проигнорировано, его убедили или заставили, он будет валандаться до бесконечности, пока не припрет. Читать ленту фейсбука, статьи, проверять почту, трепаться и т.д.
Если же он делает так, как считает правильным, если реализует свою идею, то он работает вдохновенно, а соответственно — эффективнее.
Адвокат дьявола как раз и производит такую подмену — чужого мнения на свое. Точнее, даже не подмену, а сложение. Было у человека одно мнение, и было у другого второе — противоположное. Когда человек честно и искренне доказал от своего имени противоположное мнение, оно тоже становится своим. Что в итоге? У человека становится два мнения, и оба — его собственные. Мозг человека очень ценит то, что сделал сам. Теперь, реализуя любой из этих вариантов, он работает от души.
Постоянное применение адвоката дьявола приводит к тому, что люди перестают с выпученными глазами доказывать свое мнение, перестают за него держаться, потому что мнение перестает ассоциироваться с собственной личностью и значимостью. А раз твое мнение — это не ты сам, то и нет желания во что бы то ни стало свое мнение отстоять и доказать, чтобы самоутвердиться. Мнение становится просто продуктом, вариантом решения, как на мозговом штурме.
Снижается количество конфликтов в команде, потому что, опять же, стирается привязка мнений и ситуаций к личностям, а соответственно — нет перехода на личности, одной из главных причин конфликтов в рабочей среде. «Ты идиот, потому что считаешь, что надо делать так» — вот он переход, и дальше уже обсуждается не выбранный метод, а личности, родители, дети, коза и т.д.
С применением адвоката дьявола называть другого идиотом за его мнение становится просто бессмысленно, потому что через минуту ты будешь доказывать его мнение, как свое, и получится, что ты сам идиот.
Постепенно адвокат дьявола начинает работать в фоновом режиме, и прикладывать усилия для объяснения чужого мнения или конфликтной ситуации больше не нужно. Многовариантность решений становится непременным атрибутом, она есть всегда. Время на отстаивание своих позиций и самозащиту больше не тратится — просто выбирается лучший вариант из собственных.
P.S. Адвокат дьявола не избавляет от всех видов сопротивления, это не серебряная пуля. Есть другие приемы, о них будут другие публикации.
(0)
мне кажется , что человек , как и любой ресурс если его использовать на пределе возможностей , быстро «выгорит»
Ну или 1..2 раза он будет работать «вдохновенно» пока не поймет , что его где-то
наобманывают.(1) так никто его не обманывает, это игра. Понятная, интересная и полезная.
(2) если это игра , то какой выигрыш ?
(3) это не азартная игра. Я с дочерью в шашки играю — какой там выигрыш?
Это ж удовольствие, процесс. Ну и саморазвитие.
(4) Когда чем нибудь увлечен можно сутками за компом сидеть . Только после будет нервное истощение
(5) пробоязнь усталости .
(4)
я тоже играю , при этом удовольствие получаю скорее от общения с ребенком
вряд-ли корректно сравнивать
(6) а кто мешает получать удовольствие от общения с коллегами, играя в Адвоката дьявола?
Вероятно, прием хорошо работает на детях и инфантилах.
(8)
о, оракулы подтянулись.
(10) Приятно, когда узнают.
(11) а у нас тут всегда приятно, весело и полезно.
(12) В моем высказывании нет противоречия. Среди айтишников много инфантилов.
(13)
это вы на какой вопрос ответили? 🙂
(14) На незаданный. Оракулов бывает сложно понять. Это все отмечают.
(7) почитал этот текст , про детей — бред полнейший , насчет остального
еще М.Твен в «Томе Сойере» хорошо описал , в чем отличие работы и удовольствия.
т.е. следуя мысли вы предлагаете превратить работу в удовольствие с помощью приема АД ?
(1) порылся в ваших комментариях, нашел негативный:https://forum.infostart.ru/forum95/topic194588/ (коммент № 15).
Попробуйте, ради расширения кругозора, написать обратный комментарий — о том, какая крутая система разработана в Сколково, как она двинет вперед автоматизацию и развитие сервисов.
(15)
о, обобщения пошли 🙂
(18)
не превратить, а добавить удовольствие, элемент игры.
Хуже точно не будет. Не понравится — бросите и засядете обратно за компьютеры.
(17) Обобщения бывают уместны, внезапно.
(7)
Первое, что приходит в голову — это инстинкт, вроде достаточно закономерный. Для первобытного человека усталость была серьезным риском: если ты устал и на тебя кто-то нападет — ты можешь проиграть и умереть.
Однако, я наблюдал и за детьми в контексте этой же проблемы. Так вот, дети напрочь не боятся усталости. Особенно маленькие дети, 2-3 года. Они часами готовы чем-то заниматься, играть, бегать. Они очень мобильны — могут бегать полчаса, потом сесть полистать книжку, снова встать и сразу начать бегать. Возможно, конечно, у детей инстинкт не выражается в малом возрасте.
Не знаю за кем там автор наблюдал, но проводили эксперимент где взяли ребёнка и взрослого человека и он должен был повторять за ребёнком всё что он делает. Взрослый человек «выдохся» не протянув и пары часов. Он просто физически устал повторять все движения за ребёнком. Это зависит от физиологии и возраста организма.
Тут даже опыты делать не надо. Берём ребёнка и просто начинаем повторять за ним всё что он делает.
Ну значит такие эксперименты.
Усталость одной мышцы и усталость организма несколько разные вещи. Восстановление после серьёзной тренировки например у меня длится 2-3 дня. То есть только на третий день я могу пойти и эффективно тренироваться с хорошим результатом. Ну если ходить и качать одну мышцу и особенно если эта мышца язык то конечно через пару часов восстанавливается. У нас таких атлетов в зале много, кто за тренировку только язык нагружает.
Для меня например то же. И уже задумаешься или выложится на тренировки и два дня восстанавливаться или с начало закончить работу, а потом идти в зал. Потому что 99% после тренировки, на следующий день КПД будет в лучшем случае 30-40%.
(20)
обобщение в квадрате
(16) так нет же в этом комментарии негатива , только восторженный позитив
(23) там ироничный позитив.
Да ладно, не хотите и не надо.
(22) В пентаграмме. Квадраты это тупо.
(24) я бы попытался , не хочу тратить «мыслетопливо» и вникать
потренируюсь на вас
АД как элемент производственной игры мне нравится , можно разгрузится переключить внимание
адвокат дьявола в современных реалиях
— «Нет, я понимаю что вы можете правы, у вас есть ограничение платформы, ограничение бд, огрничение бюджета, но пользователь прав, добавить кнопку «сделать все правильно и красиво» не только облегчит его работу, но и исправит множество ошибок ведения учета!»
А если серьезно — идея спотыкается в такие вещи как пользователь =/= программист. Например мне удобнее когда все реквизиты видны, когда ничего не исчезает и не появляется, разве что устанавливается/снимается доступность. На позапрошлой задаче клиент хотел чтобы у него были видны только 2-3 реквизита, очень ценил минимализм, сейчас делаю работу клиенту, который любит кода тыкаешь по реквизиту — а форма меняется, тыкаешь в другое место — что то открывается и т.д., то есть форма «живет и дышит». Очень сложно отстоять чужое мнение
(27)
не, несложно. Наоборот — интересно.
(28) Вопрос спорный, эксперимент на хабре, показал, что для вас в этом определенные трудности…
(29) какие трудности?
(30) Вы не можете отстоять мнение своих оппонентов, вместо этого была написана откровенно слабая пародия…
Где-то я это уже читал про хабр
(0) интересный парадокс статьи
чтобы доказать справедливость написанного вы должны сами себя опровергнуть
суть статьи если у тебя есть мнение — то у тебя нет мнения, в любом случае мнение и противоположное несовместимы, если человек сопротивляется значит есть причины — его то понять никто не хочет — написать более грамотно тз, яснее поставить задачу, когда знаешь что делать как то и прокастинации меньше
Метод хороший, но попросить другого его применить — вот эта задачка достойна отдельной премии.
Причем применить, так чтобы не скатилось в то, что твое мнение все равно дерьмо.
Ну и естественно, что основная причина всего этот раздутое ЧСВ
Голдратт
1. «Поразительно, насколько сегодняшнее программное обеспечение облегчает простую бумажную работу. Столь же поразительно, насколько это сверхсложное программное обеспечение не помогает в решении действительных проблем.
2. «Предприятие где все рабочие постоянно заняты, работают крайне неэффективно!»
3. «Теперь я поняла, почему отец утверждал, что мне отлично знакомо третье препятствие — склонность осуждать. Пока я не преодолею ее, я не замечу необходимых изменений, даже если мне их поднесут на блюдечке. «
(36)
это прям про вас
(36)
Теперь я поняла
он таки был женщиной ?
(38) это его дочь, книга «Выбор».
(39) понятно . «Выбор» не читал
(40) надо. Это шикарная изюминка на все остальные книги.
(40) могу дать бумажную, вы же в Челябинске живете?
(41) мне нравится Голдратт. Пишет интересно , прямо как вы Иван.
но , уж извините, отношусь к нему без «придыхания»
(42)
угу
(43) все так к нему относятся. Просто хорошая книга.
Там много примеров применения ТОС самим Голдраттом, мне она этим понравилась. В том числе модель его собственного бизнеса описана.
(45) ок , возьму на заметку . Спасибо.
По мнению автора русский язык настолько истощился, что необходимо придумывать кривые слова вроде «swap’ить».
И понимай как хочешь, что хотел сказать автор.
Программист 1С похож на формочку для детской песочницы. Все данные, не вписывающиеся в заданный шаблон будут проигнорированы.
Последнее время заинтересовали «орг» фильмы.
«Основатель» (про Макдональдс) очень похож на Догвилль (такой же размеченый мелом теннисный корт).
Начало карьеры по фильму «В погоне за счастьем», заканчиваем «Мне бы в небо». Индустриализация отношений, ускорение 30Х.
Нам есть к чему стремиться и куда расти, но нет на это времени. Будущее за шизофрениками, у которых мозг работает во много раз быстрее нормального. Это станет возможным как только наука сможет при помощи препаратов сначала получать это состояние, а затем контролировать деятельность мозга в состоянии острого шизоидного бреда. Представляете какой прорыв. Можно не ждать рождения гениев типа Эйнштейна по три тысячи лет, а пришел на работу, выпил красную таблетку. Уходя с работы — выпил синюю, отправился в свою гибернейт-капсулу. Ускорение 100000Х.
(47) это ретро. В бейсике такая функция была, swap, меняла местами значения переменных.
Теперь знаю, что не все с бейсика начинали.
Начинал с васика.
И первый был BASIC — Вильнюс, в нем Swap отсутствует.
Уважаемый Иван, заведите себе пожалуйста наконец бложик.
(51) давно завел, и не один.
(49)
А в каком бейсике эта команда была? У него масса разных версий. Как правильно заметили в (30), в бейсике «УКНЦ» (и БК0010) не было такой команды (я по крайней мере тоже не помню), в инете есть пример этого оператора, по коду похоже на бейсик, который был на этих машинах, но в те времена номера строк в бейсике и на спектруме ставились, так что точную картину восстановить сложно (была туева хуча всяких машин с совершенно разной архитектурой, но основные были три: СМ ЭВМ (ДВК, УКНЦ, БК0010), IBM PC и Z80 спектрума, а для совсем взрослых дяденек были еще ЕС ЭВМ, но я их не застал, и там СУБД и прикладные программы писали на коболе и ассемблере с прямой записью на диск, по крайней мере мне так рассказывали те, кто этим занимался).
Сейчас (да и раньше) операнд SWAP существует в ряде мнемоник ассемблера. и обычно меняет верхние и нижние разряды регистра аккумулятора. Тоже вещь интересная (просто я асм для трех архитектур знаю, а для одной — вообще машинный код).
(53) Бейсик, который был на Корветах.
Друзья, прошу прощения за спам — поучаствуйте вголосовании .
По этой статье даже спросить нечего. Я короче на корпоративном семинаре этот прием задвинул.
Собрались мы, учимся чему-то, тут ведущий (внешний тренер), видимо, выдохся, или может по плану так было. в общем, говорит — давайте говорит, кто смелый, попробуйте себя в роли тренера и организатора, устройте какую-нибудь игру.
Я и предложил в адвоката поиграть. мы как раз составляли стратегический план на год, там на доске кучу тем навыписывали, какими можно заняться, потом за них голосовали, какие брать, а какие нет.
И остались штук 5 тем, за которые меньше всего голосов было. Я и говорю — давайте разобьемся на команды, и возьмем по одной теме на команду, и каждая команда попробует доказать, что ее тема — самая полезная, ценная и нужная (вот из этого лоховского списка).
Так ты знаешь, шикарно время провели! Прям как игра, такое удовольствие. Сразу и аргументы нашлись, и 3 из 5 этих тем в итоге переоценили потом, и они вошли в план!
(56) да, прием шикарный. Я тоже несколько раз использовал за пределами программистов 1С. Всегда весело и интересно.