Учиться на ошибках. Тонкое искусство переговоров для специалистов по 1С и не только. Часть 6

Что скрывают бизнес-тренеры от вас? Проблема обучения взрослых людей или почему мы не учимся на своих ошибках.

Тема прокачки soft-skills становится все популярнее. Требования к знаниям изменились, впереди будут те, кто умеет комбинировать знания из разных отраслей науки. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин. Это произошло на сессии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи. Образование должно идти за меняющимся миром, добавил президент.

И конкурентное преимущество получат люди, которые обладают soft skills. Сейчас на первый план выходит умение коммуницировать с другими людьми, управлять своими эмоциями, работать в команде, заявил Путин.

Но почему некоторые люди прошли сотню  тренингов, но так и не добились успеха? В вашем окружении наверняка есть такие. И наоборот, вы можете столкнуться с человеком, который пренебрежительно отзывается о любом виде теоретического обучения, заявляя, что только практический опыт позволяет приобретать полезные навыки. Может быть он прав?

Каждый совершает какие-то ошибки в своей жизни, после чего пытается всячески оправдываться, отказываться от ответственности за поступки, которые оказались аморальными или просто глупыми. Мы боимся признаться себе: «Да, я поступил неправильно». Чем выше ставки, тем труднее это сделать.

А еще страшнее: большинство людей, сталкиваясь с явными доказательствами своих ошибок, не меняет свою точку зрения или поведение, а начинает оправдываться еще сильнее.

Пример.

У суданских племен есть странный обычай, удалять у детей передние зубы: шесть нижних и два верхних.

И это не молочные зубы!  В итоге получаем деформированный подбородок, отвисшую губу и нарушение дикции. Обычай возник, когда в Судане свирепствовал столбняк (один из симптомов болезни — спазм жевательных мышц, из-за чего больной не может разжать челюсти).  У заболевших столбняком начали удалять передние зубы, чтобы можно было поить больных через образовавшуюся дыру. Это был вопрос выживания.

Эпидемия столбняка давно закончилась, но племена продолжают удалять передние зубы у своих детей. Почему? Это очень больно и вредно.  Вот вы готовы так поступить со своим ребенком?

Эта практика, кажущаяся абсурдной, становится понятной, если рассмотреть ее с точки зрения теории диссонанса. Когда обстоятельства заставляют нас совершать действия, не укладывающиеся в нашу картину мира, сознание начинает защищать себя – включаются механизмы психологической защиты!

Чтобы оправдать свои действия, суданцы пытались придумать дополнительные бонусы для этой болезненной процедуры. Испытывая вину перед детьми, они смогли убедить сами себя, что вырывание зубов делает человека интереснее.  

«Без зубов люди выглядят красиво», – говорят суданцы, – те, у кого есть все зубы, выглядят уродливо: они похожи на каннибалов, которые едят людей. С полным набором зубов мужчина становится похож на осла».

А взрослые успокаивают пугающихся детей, объясняя им, что «этот ритуал – признак зрелости. Так ты становишься взрослым». О первоначальной медицинской причине этой традиции все уже давно забыли, а оправдания стали правилам жизни племени.

То же самое происходит и на тренингах. Когда тренер указывает на ошибки в поведении, первая реакция человека: «Ты ничего не знаешь про меня, ситуацию, а еще учишь». Возникает мощнейшее сопротивление. Поэтому большая часть бизнес-тренеров просто пересказывает какую-то теорию, не сильно заботясь о том, поменяется ли поведение человека. Так возникли «говорящие головы» на экране. Люди хотят верить в то, что они, как умные и рациональные индивиды, знают почему они делают выбор, поэтому их не всегда радует, когда вы объясняете им истинную причину их действий.

В нашей школе мы понимаем, как работает подсознание человека и выстраиваем методику обучения, отталкиваясь от научных представлений о поведении человека. После каждого теоретического блока я предлагаю студентам на практике попробовать те или иные приемы друг на друге с целью получить обратную связь и увидеть как человек реагирует на их слова. Просто попробовать, а потом поисследовать реакции других людей. Не нужно сразу выигрывать сделку, женить на себе начальника или получать повышение по службе. Сначала исследуй инструментарий в безопасной обстановке, проверь, что работает, а что нет, и только потом лезь на баррикады. И мой 20-летний опыт тренера показывает, что это работает лучше всего и быстрее всего меняет устоявшееся поведение, а значит и жизнь человека. Приходите поэкспериментировать, записывайтесь в ранний список участников «Школы переговорщиков – 2024».

Также в декабре планирую провести (последний в этом году) бесплатный вебинар. Присоединяйтесь!

3 Comments

  1. Разумов

    Небольшой оффтоп: прочитал вашу книгу «Переговорная книга быстрых рецептов», которую вы раздавали на своем докладе на IE2017, сразу же в течение не самых интересных докладов следующих дней.

    Хочу поблагодарить за нее и порекомендовать другим: много полезных советов нашел и много своих ошибок обнаружил, начиная от того, как вести себя на собеседовании, как вести себя с женщиной-манипулятором и заканчивая спорами на рынке. Практиковался потом при покупке арбузов. 🙂 А важные собеседования, к сожалению, прошли до прочтения книги, и могли бы пройти лучше.

    Reply
  2. VmvLer

    просто пиар в статейке, мое субъективное мнение.

    не хватает внизу комментариев маш, саш и т.д. а ля: «я скачал и не жалею», «за пару минут я стал миллионером», «жми, не пожалеешь»

    как-то дешево

    Reply
  3. boln
    Но почему некоторые люди прошли сотню тренингов, но так и не добились успеха?

    Патамушта они не придерживаются трех главных принципов любого переговорщика, которые еще Солженицын вывел: «Не верь! Не бойся! Не проси!«. И еще они не знают такое исконно русское слово, как «хуцпа».

    🙂

    А уж как реализовать эти принципы на практике в каждом конкретном случае, есть тысячи вариантов. Можно и на тренинге их разобрать. Это уже форма, а не содержание.

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *