На этот раз поговорим о практическом применении одной очень интересной темы — системного мышления.
Принципов и методов в системном мышлении много, очень рекомендую почитать соответствующую литературу. Сегодня мы затронем только один принцип — эмерджентные, или возникающие свойства систем.
Сначала, тем не менее, немного теории.
Итак, бизнес-программист всегда имеет дело с системой — сложной совокупностью людей, процессов, отношений (формальных и неформальных), явных и скрытых лидеров, материальных объектов, информационных систем, клиентов, поставщиков, оборудования, и т.д. — до бесконечности.
Если перед вами все элементы, вы их знаете, или даже видите — например, собрали все это в одном месте — то перед вами не система, а набор элементов. Просто куча деталей.
Как из этой кучи сделать систему? Правильно, ее надо включить — запустить в работу.
Это хорошо понимают обычные программисты, или инженеры. Вот программный код, вот компьютер или сервер, вот входные данные для обработки. Нажимаешь ВКЛ — система заработала. Ну или не заработала, если в ней есть ошибка.
В системах, состоящих из людей, обычно все наоборот, и это отличие — ключевое. Системы из людей работали до вас, и будут работать после вас. Но не будут работать при вас, в вашем присутствии. Собственно, в вашем присутствии они перестают быть системами, и снова превращаются в набор элементов.
Возвращаясь к примеру выше, когда вы собрали все и всех элементов системы в одном месте. Что вы сделали? Правильно, вы выключили систему.
Чем отличается система во включенном и выключенном состояниях? Люди вроде те же, должности те же, процессы те же, руководитель тот же — все на месте.
Отличие в свойствах системы, которые проявляют себя только при ее «включении», т.е. когда система работает.
Примеры таких свойств систем — повсюду, вы их найдете без труда.
Телевизор без электричества — выключенная система, которая не демонстрирует нам главного своего свойства — показывать изображение. Включаете телевизор — увидите изображение, свойство проявится. Плеснете на работающий телевизор воды — увидите новое свойство системы, о котором, возможно, и не подозревали.
Такие свойства системы называются эмерджентными, или возникающими.
Возникают они, когда из набора элементов собирается и включается система. Важны оба условия — и собирается, и включается. В нашем случае — когда не выключается.
Итак, наша задача — понять систему, чтобы впоследствии ее изменить. Как понять систему?
Очень просто — наблюдать за ней, не выключая.
Как мы ее обычно выключаем:
1. Разговариваем с сотрудниками по-отдельности;
2. Разговариваем со всеми сотрудниками сразу;
3. Вывозим всех на неформальное мероприятие;
4. Делаем запрос сотрудникам, ставим задачу, просим отчет;
5. Просим описать их деятельность, или написать бизнес-процесс;
6. Собираем руководителей на совещание;
7. Спрашиваем у бывших сотрудников, как работает система;
8. И т.д.
Получается, все наши обычные действия приводят к выключению систем и попыткам понять эмерджентные свойства по набору элементов.
Шерлок Холмс с такой работой отлично справлялся, он называл это дедукцией — понять картину по отдельным деталям. Правда, у него другого выхода не было — не попросишь же преступника повторно совершить злодеяние в присутствии детектива.
У нас ситуация проще, и возможность наблюдать работающие, неизмененные системы — есть.
Лучший метод, конечно — постоянно присутствовать в системе, быть ее частью и одновременно наблюдать ее отстраненно. Это путь скрам-мастера, в классическом или, например, немецком скраме. О роли скрам-мастера более подробно поговорим в другой раз.
Аналогичный пример — тренер, например в футбольной команде. Там наблюдение за системой в действии, во всей ее мощи — часть работы.
Что делать нам, офисным работникам, разделенным перегородками, кабинетами, иногда континентами?
Вести скрытое наблюдение, лично или с использованием технических средств.
Личное наблюдение не всегда возможно, тут все зависит от вашего положения относительно наблюдаемой системы.
Если вы работаете внутри организации, то можете просто разместить свое рабочее место там, где находится система — люди, взаимодействие которых вы хотите понять.
Первое время вы будете инородным, выключающим систему элементом. Но постепенно к вам привыкнут, и перестанут обращать на вас внимание.
Чтобы к вам привыкли побыстрее, делайте вид, что вам не особо интересно, что происходит вокруг. Можно делать вид, что вы увлеченно работаете за компьютером, надеть наушники и включить музыку — но негромко, чтобы слышать происходящее вокруг. Не делайте вид, что слушаете разговоры. Точнее, делайте вид, что не слушаете разговоры. Думаю, дальше вы сами придумаете, как влиться.
Если в вашей команде есть люди, которым будет проще влиться в систему, то можно отправить их, дав четкую установку.
Можно использовать технические средства, например видеонаблюдение со звуком. Разумеется, соблюдая законодательство. Хотя, в наше время в большинстве офисов уже установлено видеонаблюдение с соблюдением всех необходимых процедур — остается только получить доступ к его использованию.
Практика показывает, что обычно достаточно 2-5 дней, чтобы составить представление о системе. Это будет не предельно точная картина, а эскиз, дающий общее, интегральное видение системы.
Эскиз впоследствии можно дополнять деталями, уже без использования наблюдения. Например, дополнить данными проверки гипотез, данными контроллинговых систем и т.д.
Что интересно — наблюдение помогает развить способности к прогнозированию, что важно для бизнес-программиста. Прогнозирование помогает быстро понять, исходя из опыта и знания о поведении систем, какие методы и изменения сработают и принесут результат, а какие нет. Это еще одно применение системного мышления и эмерджентных свойств систем, об этом поговорим ниже.
В итоге, наблюдение за работающей, не выключенной системой — отличный метод, который сложно чем-то заменить. Наблюдение помогает увидеть систему максимально точно, беспристрастно и объективно, без интерпретаций.
Любой другой вариант — интерпретация, или проекция в определенной системе координат. Особенно если вы спрашиваете о системе у ее руководителя (как чаще всего и бывает). Это относится не только к работе бизнес-программиста, но и к ежедневной рутине управления.
Собственно, ничего нового в этом подходе нет, он часто используется в определенных областях.
Например, в рознице и сфере услуг используются тайные покупатели — люди, которых целенаправленно отправляют в магазин, гостиницу и т.д., чтобы они увидели систему в действии, как она есть.
Новым в этом подходе является использование его в работе обычного предприятия, как правило не связанного с розницей — производственного, например. Берем старый известный метод, находим новое применение.
Теперь о прогнозировании. В работе бизнес-программиста часто встречается ситуация, когда нужно дать прогноз успешности того или иного проекта. Обычно речь о проектах внутреннего организационного развития компании. Проще говоря, о проектах изменений.
Понятно, что спрашивают обычно о чужих проектах — тех, в которых не участвует бизнес-программист. Т.е. о проектах, выполняемых не по правилам бизнес-программирования, а по правилу «как умею».
Бизнес-программист, после краткого изучения информации о планируемом проекте, обычно говорит — ничего полезного не получится. Или — ничего не получится вообще. Разница понятна — проект может быть выполнен успешно, в сроки и бюджеты, но не принесет никакой пользы компании.
Высказанное мнение, т.е. прогноз бизнес-программиста, обычно вызывает негативные реакции — депрессию, гнев, отторжение, «да кто ты такой», «и.о. Бога на Земле» и т.д.
Негативная реакция усиливается, когда прогноз сбывается, а сбывается он очень часто.
Однако, не все так печально, и постепенно люди начинают привыкать к такой «сверхспособности» бизнес-программиста, и даже адекватно ей пользоваться для блага компании, или своего личного. Некоторые даже учет прогнозов ведут — тетрадь, в которой отмечают галочкой «он был прав».
Теперь разберемся, как бизнес-программист делает такие прогнозы.
Все дело в использовании знаний о поведении систем.
Проект изменений всегда содержит в себе минимум две системы: изменяемая и изменяющая.
Изменяемая — это то, что мы собираемся улучшить. Бизнес-процесс, работа подразделения, взаимодействие функций и т.д. Будем называть ее объект изменений.
Изменяющая — это то, что придумывает, реализует и имплементирует изменения. Проще говоря — команда внедрения изменений. Будем называть ее субъект изменений.
Обе системы состоят из набора элементов и связей между ними. Это люди, информационные системы, цели, формальные и неформальные отношения, модель управления, подходы руководства, влияющие силы и т.д.
В субъекте, т.е. проекте и команде изменений, есть специфические элементы — методика выбора внедряемых методов, цель и мотивация руководителя проекта и команды, методика внедрения, принципы управления проектом, подходы руководства к оценке хода и результатов проекта, планы команды на жизнь после проекта, выбор решаемой проблемы и т.д.
Достоверно увидеть все элементы и саязи не может никто, даже самый матерый бизнес-программист. Но какую-то, определенную часть видят все — и руководитель проекта внедрения, и руководитель компании, и все окружающие коллеги.
Однако, самый точный прогноз дает именно бизнес-программист. Почему?
Все смотрят на одно и то же. Видят объект, видят субъект, план проекта, ресурсы, окружающую среду. Но прогноз кардинально различается. Почему?
Ответ очень прост, и даже скучен: бизнес-программист учитывает историческую информацию.
Историческую и статистическую информацию о поведении схожих систем.
Результат проекта внедрения изменений складывается из сочетания двух систем — объекта и субъекта. Если системы сочетаются неправильно, результат будет отрицательным.
Если затевается новый проект изменений, но системы объекта и субъекта практически не изменились, результат с высокой вероятностью будет аналогичным.
Примеров масса. Если посмотрите системным взглядом на историю внедрения изменений вашей компании, увидите подтверждение этой закономерности.
Самое сложное в таком подходе — определить, есть отличия в системах или нет. Чтобы сделать это, нужно научиться ранжировать элементы и связи системы по важности — выделять ее ключевые, системообразующие элементы и связи.
Единого рецепта здесь нет, вариантов много. Есть, например, метод 7S, созданный в компании McKinsey, который разбирает систему на 7 частей. Лично я предпочитаю себя не ограничивать, иначе можно просмотреть что-то новое для себя.
Понимание ключевых элементов можно делать интуитивно, но надо себя перепроверять, т.к. качество интуиции зависит от текущего уровня вашего развития как бизнес-программиста, и может вас обмануть.
Выделение ключевых элементов позволит делать прогноз быстрее, не погружаясь в детали и не изучая шум. Вы просто видите, что ключевые элементы обеих систем остались на месте, и можете быть уверены — с высокой вероятностью результат повторится.
Чем чаще вы будете делать такое упражнение, тем быстрее разовьются навыки, и тем точнее станут ваши прогнозы.
Недавно видел пример такого подхода у нашего министра иностранных дел, Сергея Лаврова. На пресс-конференции после встречи с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном Лавров сказал: «Что касается конкретно проблемы Сирии, в частности Б.Асада, то сегодня мы обсуждали исторические экскурсы, и Р. Тиллерсон сказал, что он человек новый и предпочитает не копаться в истории, а заниматься сегодняшними проблемами. Однако мир устроен так, что если мы не извлекаем уроки из прошлого, то едва ли сможем преуспеть в настоящем» (источник).
Дальше Лавров перечислил несколько примеров — сочетаний систем объекта и субъекта, с одинаковой целью субъекта — внедрение модели демократии через свержение диктатора. НАТО и Ирак, НАТО и Ливия. И спрогнозировал результат сочетания систем НАТО и Сирия.
7?
НАТО — это такой «копрофранч» конфы 1Сша-демократия ПРОФ. Внедрим демократию в кратчайшие сроки! Развалил систему под флагом «щас всё будет зашибись», а потом типа — ну надо еще вот здесь танков докупить, вот тут пользователей демократии обучить, и вообще у вас исполнительный директор не компетентен, поменяйте.
Добавлю от себя, возможно в тексте не увидел.
Наблюдение за работой процесса — это конечно же база для понимания и моделирования бизнес-процесса, но наблюдение должно в обязательном порядке переходить в прямой контакт с исполнителем на рабочем месте. (Гемба Кайдзен, Масааки Имаи).
(3)
добавлю — во время работы.
Если человека остановить, и задать вопрос, то система выключается. И он будет вам рассказывать о своей работе неправду, захочет казаться лучше.
Можно итерационно: слушаем, что он говорит, потом наблюдаем, так ли оно на самом деле, потом опять разговариваем (уже более предметно), и т.д.
Главное — периодически наблюдать систему в действии.
Опубликовалпример практического применения знаний о системном мышлении.