Бизнес — это прежде всего люди. (Юрий Мороз)
На старт! Внимание! Марш! Время пошло! Время — это самый ценный ресурс, оно начинает утекать с момента рождения, его не вернуть, оно невосполнимо. Ну что же, работник франча, будем эффективными (успешными, здоровыми, счастливыми)? Если да, то вперед!
Первое: ты получил контактные данные клиента, время и место встречи. Позвони перед встречей, не ленись. Запиши, все что клиент скажет, лучше на диктофон в телефоне (иди до угла, там собака лежит, от него 100 метров на юго-юго-запад ). Если найдешь, открой их сайт, даже если это страничка на vk.com с фотографиями в мини-бикини, у тебя должно быть представление о том, чем они занимаются. Выпиши все адреса, телефоны, явки, кличку кошки, посмотри на Yandex или Google maps как до них добраться. Желательно иметь с собой электронную карту местности, а еще лучше навигатор. Если ничего нет, то придется брать языка на вражеской территории или, на худой конец, распечатать из Великой Паутины.
Второе: В путь! Желательно иметь чуть-чуть запаса времени. Будет не Ice, если ты заблудишься, опоздаешь, придется бежать, чтобы успеть и с тебя будет стекать пот на клавиатуру. Подъехали на место за 10 мин., причесались, почесались, вздохнули, выдохнули, настроили голос (до, до, до, фа), приклеили улыбку, собрали мысли в кучу.
Третье: Возможно, Вас встретят агрессивно. Ничего страшного, все новое пугает или кто-то до Вас разозлил их. Посмотрите на клиента как на свою первую любовь, с обожанием, ловите каждое слово, движение, взгляд. Никто не устоит. Похвалите офис, туфли, погоду, белизну толчка в отхожем месте, завяжите разговор. Есть контакт!
Четвертое: Теперь получаем вводные. Выслушаем, не перебивая, облако мыслей клиента, записываем ключевые моменты. Дадим выговориться человеку. Потом начинаем задавать вопросы. Например (применительно к 1С): версия платформы, файловая или серверная, релиз конфигурации, изменялась ли конфа, кем и зачем, делаются ли бакапы и т.п. Вводные получены, едем дальше.
Пятое: Возьмите минут 10 на размышление. Как можно решить эту задачу? Как еще можно решить эту задачу? Как еще можно решить эту задачу? Какой вариант наилучший? В чем смысл жизни? Ответили? Так в чем смысл жизни? Да ну ты врешь! Да иди ты! ТА-ДАМ!!! Время пришло! Теперь самое сложное! Нам нужно выяснить, сколько времени нам понадобиться для реализации проекта, сколько денег взять за нее, или, а может сказать «НЕТ?». Но, обо всем по порядку: ВРЕМЯ — его всегда не хватает, его не проведешь, его не вернешь. А оценку по времени обязательно нужно сделать, для Клиента нет ничего страшнее неизвестности, да и для любого тоже. Если не хватает опыта для оценки, попросите «Звонок другу», помощь зала, совета руководителя, забежите на умный форум. Не забывайте про закон Мерфи, умножьте полученное время на 2, а лучше на 3. С оценкой по деньгам можно применить тот же алгоритм (тариф часовой умножаем на предполагаемые затраты времени), только с умножением может произойти закавыка. В первое время, пока Вы учитесь, обойдемся без умножений.
Шестое: Вы определились с деньгами, временем, договорились с Клиентом, можно домой? Если задача небольшая, начинайте прямо на месте. Во время исполнения у Вас непременно возникнут вопросы и лучше, чтобы тот кто может ответить на эти вопросы был рядом. Если выполнение проекта занимает больше 10 часов, то лучше написать небольшой лист требований с подробным указанием списка требуемых задач и условия, при которых задача считается выполненной. Это поможет избежать осложнений при сдаче проекта. Если лист требований составлен, по возможности начните работу над проектом в офисе Клиента, возможно Ваш лист требований претерпит изменения.
Седьмое: Все, наконец-то Вы добили! Урра! Бегом радовать Клиента! Но нет, сначала все внимательно проверьте, потом еще раз проверьте, проверьте критические точки. В идеале было бы хорошо, если Вашу работу проверит кто-то другой, очень трудно найти ошибку в своей работе. Все! Идем сдаваться. Клиент посмотрел, посмотрел, поцокал, покачал головой и расцеловал Вас в порыве благодарности. Вы подписываете документы и клянетесь друг другу в верности.
Вы вприпрыжку убегаете домой. Конец.
Дилетант, убежденный в своей правоте — идиот! (Ильф и Петров)
Удивительно, что эта бизнес-модель все еще работает в эпоху удаленного доступа.
(2) gendal, Ну какой-то процент людей продолжает так работать, это точно. Тем более что в статье описана ПЕРВАЯ встреча, первый контакт. А получить согласие клиента на удаленный доступ, и настроить удаленный доступ, раньше первой встречи уж никак не получится.
Кроме того, не все клиенты соглашаются на удаленное обслуживание. Это медицинский факт.
(2) gendal,
Это может у вас и работает. В нашей например деревне до сих пор все боятся интернета. И считают что программист должен сидеть рядом с гл.бухом.
Ой вей…. этого больного на голову уже цитируют?
(3) kapustinag, Не все клиенты на бошку здоровы для удаленного подключения))) Это точно)))
А если говорить о статье, то ничего для себя нового не узнала))) Так как уже пройденнный для меня этап)))) Кого уже только не видела))))
Нового может и ничего, но слог прикольный, а это тоже не каждому дано. И от повторения прописных истин еще никто не умирал.
(5) TODD22, Больного на голову уже все знают?
(8) awk, Ну теперь то уж точно знают…
(7) wunderland, +1
(8) awk, Одно время данный гражданин очень активно пиарился. Говорил что он гуру бизнеса и сделает любого бизнесменом. Он проводил семинары, разъезжая по городам. Какие то книги писал.