ПОМОЩНИК ПЕЧАТИ ИЛИ ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ОТЧЕТЫ
Как оптимально использовать штатные средства системы программ 1С в версии 7.7. Пособие для начинающих администраторов 1С.
В конфигурации «Зарплата и кадры» (ЗиК) системы программ 1С версии 7.7 отсутствуют казалось бы самые необходимые отчеты типа «Список сотрудников подразделения», на определенную дату, список уволенных или принятых на работу и т.д. При этом сопровождающие систему специалисты пишут свои отчеты, обработки и т.д. На самом деле имеется возможность получения всех этих отчетов стандартными средствами конфигурации.
Все эти отчеты можно получить с помощью встроенной обработки «ПомощникПечати», которая вызывается из меню «Отчеты» пункт «произвольные отчеты» или специальным значком «Помощник вывода произвольных отчетов» из панели инструментов. К сожалению подробного описания работы с этим инструментарием не существует. В документации описание занимает менее 1 страницы текста.
На самом деле с помощью помощника отчетов можно решить множество проблем с отчетностью, научив пользователей владению этим инструментом для получения простейших отчетов.
Я пошел следующим путем:
- выделил обработку «ПомощникПечати» во внешнюю обработку;
- изменил две строчки текста в обработке;
- записал ее в папку «ExtForms», для того, чтобы она появилась в меню «Дополнительные возможности»;
- создал набор самых ходовых отчетов. Файлам с настройками отчетов присвоил атрибут “R” – для чтения (чтобы пользователи не испортили созданные отчеты);
- показал пользователям как работать с отчетами (написал инструкцию).
1. Где прячутся произвольные отчеты
Первый вопрос, который у меня возник «Как удалить старый отчет»? Быстро выяснилось, что отчеты сохраняются в файлах “1Cv7.CFG”. Если в системе установлен неавторизированный доступ, то этот файл общий для всех пользователей и находится в папке с данными. К этой папке можно обратиться из программы с помощью функции «КаталогИБ()».
В файле “1Cv7.CFG” сохраняются различные настройки среды выполнения программы (фильтры, строки поиска, настройки отчетов и т.д.). При отсутствии авторизированного доступа все пользователи обращаются к этому файлу, сохраняют в нем значения среды выполнения и получают из него сохраненные значения. Это очень неудобно.
При авторизованном доступе к данным файл “1Cv7.CFG” у каждого пользователя свой и находится в личной папке пользователя, указанной в конфигураторе при создании нового пользователя.
Получить доступ к этой папке из программы можно с помощью функции «КаталогПользователя()».
Замечание по поводу файла “1Cv7.CFG”. Этот файл имеет тенденцию к непомерному увеличению размеров. При этом наступают следующие проблемы:
- очень медленно работает программа (есть подозрение, что переменные в программу загружаются не по мере необходимости, а все целиком в начале работы);
- неустойчиво сохраняются параметры;
- медленно формируются отчеты.
Происходит это из-за того, что в файле сохранено очень много внутренних переменных программы. Файл “1Cv7.CFG” текстовый и его можно открыть в текстовом редакторе. Структура его тоже не очень сложна, но разобраться в нем непросто, когда там сохранено много всяких настроек, так что корректно отредактировать его сложно.
Для ускорения работы программы файл “1Cv7.CFG” можно удалить, но при этом удалятся все пользовательские настройки, в том числе и произвольные отчеты. Пользователю нужно заново создать свои любимые настройки. Делать это приходится довольно регулярно.
Для более продуктивной работы можно хранить «эталонный файл“1Cv7.CFG”» и отделить произвольный отчеты.
2. Изменение обработки
Для отделения произвольных отчетов от файла “1Cv7.CFG” необходимо обработку «ПомощникПечати» сохранить как внешнюю обработку, например в файл «Произвольные отчеты.ert».
Затем в сохраненной обработке изменить две строки (строка 2501и 2624) и две добавить:
//СохранитьЗначение("_Помощник_ПЕЧАТИ_ОТЧЕТЫ_"+ТипОтчета+"_",СЗОтчетов);
ЗначениеВФайл(КаталогИБ()+"ExtFormsПр_Отчет_"+ТипОтчета+".cfg",СЗОтчетов);
//СЗОтчетов = ВосстановитьЗначение("_Помощник_ПЕЧАТИ_ОТЧЕТЫ_"+ТипОтчета+"_");
СЗОтчетов = ЗначениеИзФайла(КаталогИБ()+"ExtFormsПр_Отчет_"+ТипОтчета+".cfg");
Две исходных строки нужно закомментировать, две строки добавить. Как видно в исходной обработке описания произвольных отчетов хранились в переменных «_Помощник_ПЕЧАТИ_ОТЧЕТЫ_1_» (всего 3 таких переменных по количеству типов отчетов). Они сохранялись в файле “1Cv7.CFG”с помощью функций «СохранитьЗначение(,)» и «ВосстановитьЗначение()».
Эти функции позволяют сохранять в файл “1Cv7.CFG” множество переменных и их значений. Для разделения хранения отчетов от прочих переменных предлагается сохранять каждую переменную в отдельный файл «Пр_Отчет_1.cfg», всего 3 файла для для 3-х типов отчетов:
- «Пр_Отчет_1.cfg» — для отчетов по кадровым данным сотрудников;
- «Пр_Отчет_2.cfg» — для отчетов по журналу расчетов;
- «Пр_Отчет_3.cfg» — для отчетов по журналу ФОТ.
Файлы находятся в папке “ExtForms” каталога информационной базы. Туда же необходимо скопировать новую внешнюю обработку «Произвольные отчеты.ert».
“ExtForms” – это специальная папка для хранения внешних отчетов и обработок. В программе есть средства для работы с ней: нужно в меню «Сервис» выбрать пункт «Дополнительные возможности». На экране появится таблица.
Мой совет — удалите из этой таблицы все строки, которыми ваши бухгалтера не пользуются. И вместо них добавьте новую обработку.
3. Формирование отчетов
Затем можно приступить к формированию типовых отчетов в каждой из 3-х групп.
В процессе работы выплыли некоторые «ляпы»:
- в адресных полях не работает операция «содержит»;
- отсутствуют операции сравнения у полей с датами.
По завершению отчетов на файлы с описаниями отчетов можно установить атрибут файла “R” (readonly).
Поэтому пользователей нужно учить получать простейшие отчеты с помощью обработки и окончательно их оформлять в офисных программах (электронных таблицах).
4. Что получили
В результате несложных действий мы получили две совершенно одинаковых обработки:
- первая работает в стандартном варианте: вызывается из меню «Отчеты» и описание отчетов записывает в личный файл “1Cv7.CFG” пользователя;
- вторая – общая для всех и находится в стандартном месте.
5. Структура файла с описаниями отчетов
Как уже говорилось файлы с описанием отчетов – текстовые файлы. Они имеют следующую структуру:
{“VL”, { { {“VL”,}, }, …. { {“VL”,}, }, }}
Файлы достаточно большие, редактировать их напрямую нецелесообразно, но удалить старый отчет или добавить новый из другого файла вполне возможно.
Пример можно скачать по ссылке //infostart.ru/projects/5252/
Сергей , статья позновательная — спасибо. А вот ссылку на сайт (главная страница к этой статье не имеет никакого отношения, кроме автора) зачем разместил ? Накрутка посещаемости своего сайта, реклама другого продукта ? Размести его здесь — это будет более честно и правильно.
(1) Исправил
а как в произвольном отчете получить графы в отчет Дата приема и Дата увольнения?