Многим предприятиям эта возможность нужна как воздух, например стоимость установки кондиционера зависит от его мощности, а стоимость ремонта зависит от сложности. Кроме того необходимо получать отчеты в разрезе характеристик услуг и т.д. Многие мои клиенты перешли с УТ 10 на УТ11 либо на УНФ только из за этой возможности. Но переход на новую учетную программу — это всегда ПРОЕКТ. Стоимость апгрейта, переноса данных, переобучения персонала, а как на счет временных и нервных затрат? А тут еще все эти разговоры про "сырые" конфигурации… В общем, с невеселых раздумий на эту тему и началась эта история.
Все мы «с детсва» знаем: В Кофигурации Управление тогровлей 10.3 не ведется учет услуг в разрезе характеристик. Мне вот всегда было интересно — почему? Что мешает «включить» эту возможность? Какая разница механизму плана видов характеристик к какому объекту лепить доп свойство??? Справочнику Характеристики номенклатуры наплевать кто является владельцем его «сокровищ» … А ключевой документ ценообразования – установка цен номенклатуры — при проведении вообще ни разу не проверил к какому типу номенклатуры — товару или услуге — принадлежит характеристика. Так почему нельзя добавить в УТ 10.3 возможность создания характеристик услуги?
…А собственно почему нелья?
Сразу оговорюсь, что к сожалению подобную доработку не осуществить без «проблем» для возможности штатного обновления конфигурации, поэтому внедрять или нет решать Вам, на основании анализа всех возможных последствий и необходимости подобного внедрения.
В подобной ситуации «горячим головам» пальцы чешуться напомнить: ни откладывай backup на завтра если можешь сделать backup сегодня 😉
Итак.
Для начала в качестве «подопытного кролика» добавляем в справочник номенклатура услугу:
«Ремонт бытовой техники»
Добавим характеристики.
Заходим:
Операции — План видов характеристик — Свойства объектов — Справочник Характеристики номенклатуры
И добавляем новое свойство:
Категория сложности
И три значения этого свойства:
Первая категория сложности
Вторая категория сложности
Третья категория сложности

На этом подготовка заканчивается, открываем конфигуратор:
Как известно, в карточке номенклатуры с типом Услуга отсутствует флаг ведения учета по доп характеристикам.
Изменим это «недоразумение».
Открываем форму элемента справочника Номенклатура.
В процедуре УстановитьВидимость находим строку:
УстановитьСвойствоВТЗ(ТаблицаРеквизитов, «ВестиУчетПоХарактеристикам», «ДоступностьСистемная», (Товар Или Комплект) И мИспользоватьХарактеристики);
И в скобке после слова Комплект добавляем « Или Услуга».
Получилось:
УстановитьСвойствоВТЗ(ТаблицаРеквизитов, «ВестиУчетПоХарактеристикам», «ДоступностьСистемная», (Товар Или Комплект Или Услуга) И мИспользоватьХарактеристики);
Собственно на этом доработка элемента справочника закончена.
Обновляемся, проверяем:
Теперь и услуги могут иметь характеристики 😉
Далее в конфигураторе открываем документ Реализация товаров и услуг.
Переходим на закладку Данные и в табличной части услуги добавляем новый реквизит:
ХарактеристикаНоменклатуры, с типом значения СправочникСсылка. ХарактеристикиНоменклатуры.
Открываем форму документа. На закладке «Услуги» на табличной части щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем пункт «размещение данных». В появившемся списке ставим галку ХарактеристикаНоменклатуры

Жмем ОК.
В конце табличной части появилась колонка Характеристика номенклатуры. Перетаскиваем её поближе к колонке номенклатура (так что бы была как в товарах – справа от номенклатуры)
Теперь дважды щелкаем по полю ввода Характеристики и в свойстве связь по владельцу устанавливаем связь по полю номенклатура табличной части услуги:

Открываем модуль объекта документа Реализация товаров и услуг, находим процедуру ПодготовитьТаблицыДокумента
В этой процедуре находим текст
// Получим необходимые данные для проведения и проверки заполнения данных по табличной части «Услуги».
СтруктураПолей = Новый Структура();
После него добавляем строку:
СтруктураПолей.Вставить(«ХарактеристикаНоменклатуры» , «ХарактеристикаНоменклатуры»);
Обновляем конфигурацию, запускаем в режиме 1С:Предприятия.
Создаем Реализацию товаров и услуг. Добавляем услугу «Ремонт бытовой техники», и характеристику «первой категории сложности». Цену пока ставим вручную. Пусть будет 250 р. Проводим.
Теперь создадим еще одну (для более красивого отчета) Реализацию услуги «Ремонт бытовой техники» с характеристикой «второй категории сложности». Цену ставим 750 р. Проводим.
Переходим Отчеты – Продажи — Анализ продаж – Продажи
В поле группировка строк Добавляем Номенклатура и Характеристика номенклатуры.

Нажимаем Сформировать.

Войля.
Теперь сделаем так, чтобы на услуги с разными характеристиками можно было назначить разные цены.
Собственно назначить цены можно уже сейчас:
Открываем документ Установка цен номенклатуры.
Подбираем нашу услугу «Ремонт бытовой техники» с характеристикой «первой категории сложности», и с характеристикой «второй категории сложности», устанавливаем цену для «Ремонт бытовой техники» + «первой категории сложности» — 500 руб, а для «Ремонт бытовой техники» + «второй категории сложности» — 1000 руб.

Проводим.
Но для того чтобы установленные цены подбирались в документ Реализация необходимо еще кое что.
Переходим в конфигуратор:
Для возможности подстановки установленной в конфигурации цены на выбранную характеристику услуги необходимо создать еще две колонки табличной части услуги: ЕдиницаИзмерения с типом значения СправочникСсылка.ЕдиницыИзмерения и колонку Коэффициент с типом значения число. Создаем по аналогии выше. Переходим на форму, размещаем колонки ЕдиницаИзмерения и Коэффициент в табличной части. Далее в свойствах обоих колонок снимаем галку Видимость: эти две колонки непосредственно не будут использоваться при работе с документом, но они необходимы модулю ценообразования для штатной отработки процедуры получения цены номенклатуры с характеристикой.
Создаем обработчик события ПриИзменении поля вода характеристики. Добавляем процедуру
Процедура УслугиХарактеристикаНоменклатурыПриИзменении(Элемент)
СтрокаТабличнойЧасти = ЭлементыФормы.Услуги.ТекущиеДанные;
СуммаСтроки = СтрокаТабличнойЧасти.Цена * СтрокаТабличнойЧасти.Количество;
ПриИзмененииХарактеристикиНоменклатурыТоваров(СтрокаТабличнойЧасти);
// Рассчитать реквизиты табличной части.
ОбработкаТабличныхЧастей.РассчитатьСуммуТабЧасти(СтрокаТабличнойЧасти, ЭтотОбъект);
ОбработкаТабличныхЧастей.РассчитатьСуммуНДСТабЧасти(СтрокаТабличнойЧасти, ЭтотОбъект);
КонецПроцедуры
Это штатная процедура обработки изменения ТЧ товары, «оптимизированная» под услуги… =)
Вот и все. Обновляемся. Проверяем.
Создаем документ Реализация товаров и услуг. В табличной части Услуги добавляем первую строку с услугой «Ремонт бытовой техники» и характеристикой «первой категории сложности», и вторую строку с услугой «Ремонт бытовой техники» и характеристикой «второй категории сложности». Проводим. Формируем отчет. Наслаждаемся.
Таким образом можно доработать каждый необходимый документ, обработку ввода на основании, обработку подбора и т.д. Согласен, не все так просто и при необходимости подключения функционала по всей конфигурации потребуется много времени и, возможно, денег. Но для профессионала подобная доработка вполне поплечу, включая последующие обновления.
А для не профессионала материальне затраты на внедрение данной возможности и последующие обновления все равно на порядок ниже материальных и моральных затрат на внедрение новой учетной системы.
За последние пол года учет услуг в разрезе характеристик был внедрен нами на двух реально работающих пердприятиях. Можно сказать «идет тестирование». Оставляйте отзывы, будем рады любым мнениям.












Спасибо большое, возникла такая же необходимость, но в программе Управление строительной организацией, так что выручили своей инструкцией!
Нэма за шо 🙂
Спасибо
вопрос: в валовой прибыли будет показываться себестоимость по услугам?
В УТ 10.3. себестоимость реализованных услуг в реализации никогда не считалась. Но может быть у вас стало возможным посчитать? или может можете доработать?
Этот механизм сам по себе не формирует себестоимость услуги, поэтому в валовая прибыль не рассчитывается. Он лишь включает штатный механизм дополнительной детализации продаж услуг. Вопрос о себестоимости услуг — вопрос очень сложный, т.к. в общем случае неизвестно что относить к себестоимости услуги, и от предприятия к предприятию эти правила могут очень сильно отличаться. Именно поэтому 1С и не ввела понятия «себестоимость услуги» в УТ10. У себя на предприятии я это реализовал, но это не значит что этот механизм применим к другому предприятию. Пишите в личку, возможно помогу.
Открываем модуль объекта документа Реализация товаров и услуг, находим процедуру ПодготовитьТаблицыДокумента
столкнулся с тем что в модуле нет этой процедуры
1С:Предприятие 8.3 (8.3.5.1517)
«Управление торговлей», редакция 10.3 (10.3.32.2)
А возможно обязательное указание характеристики, чтобы при записи элемента проверялось?
В 1С практически все возможно. Но это отдельная доработка не связанная с темой публикации. Вряд ли смогу заняться. В любом случае все начинается с ТЗ.