Давно я не испытывал чувства, которое во мне проснулось после прочтения статьи Несколько секретов при общении клиента с программистом. С одной стороны, это первая статья автора, и надо поддержать. С другой стороны, я до сих пор не понял, это шуточная статья или серьезные советы…
Учитывая то, что сегодня праздник, я решил приурочить данную статью и рассказать, как нужно работать с программистом, чтобы стать легендарным клиентом, про которого еще долго будут вспоминать в неформальной обстановке. Все совпадения случайны?
Советы будущим легендарным клиентам:
1 Лаконичный минимализм в постановке
Задачу надо ставить четко. Постановка должна звучать как тост генерала из фильма «Особенности национальной охоты». Вы не обязаны знать то, что вам надо! В конце концов, кто корчит из себя умника? Вот пусть и подумает над решением уравнения, состоящего только из неизвестных. Если программист начинает задавать вопросы, будьте уверены — перед вами студент, набивающий себе цену, ищите более профессионального исполнителя!
2 Только жесткие сроки
Задача ясна, значит, и сроки известны! Если программист начинает ёрзать и юлить, скорее всего, перед вами неопытный юнец, мы-то знаем, что все задачи уже прорешены много раз на стадии сдачи экзаменов. Срок делите на четыре, в книжках пишут, что программисты накидывают сверх реального срока, не потакайте бездельникам.
Обговорите штрафы за невыполнение в срок. В итоге мы получим очень качественный продукт.
Быстро и недорого!
3 Сбивайте цену
Попросите прейскурант работ. Заходя в автосервис, вам же дают прайс, в ресторане дают меню, и у программистов должны быть четкие ценники!
Используйте лучшие методики оценки продуктивности, например "Индусский код".
А вообще работа для программиста — это удовольствие, поэтому работать он должен за еду. Дорогая еда расслабляет, поэтому опирайтесь на 1 Доширакчас, лучше, конечно, выторговать 0,5 Доширакачас!
Анализируйте рынок, нижняя планка — это показатель скорости и профессионализма, все, что выше, — зажравшиеся программисты. Переплата — не наш метод! Только лучшие могут работать с нами!
4 Пересматривайте свои планы
Меняйте задание по ходу, лучше всего за день до сдачи проекта! Мы же хотим, чтобы наше решение было гибким, а с нами работал специалист, а не какой-то там школьник. Если программист начинает сдвигать сроки, не соглашайтесь! Мы сроки обговорили заранее!
Взялся – ходи!
5 Интересуйтесь процессом выполнения
Программисты по своей натуре ленивые люди и их постоянно надо подпинывать, стоять над душой, спрашивать, как продвигается процесс. Не стесняйтесь звонить 10-20 раз на дню, а лучше ночью, все это на благо исполнителя. Лучше всего, когда задача у него настолько в голове, что он ее даже во сне решает! Мы учим его тайм-менеджменту, он нам еще спасибо скажет!
6 Продемонстрируйте гибкость ума
Лучше всего загуглить пару словечек из программистской области, и козыряйте ими, пусть знает, что вы в теме! После этого он будет вас уважать, думая, что вы коллега по цеху!
7 Будьте жестки и требовательны
Принимая работу, делайте вид, что она сделана кое-как, даже если это не так. Скажите исполнителю, что в этот раз, так и быть, в виде поблажки работу примете, но в следующий раз за такое платить не будете!
8 Покажите кто главный
Вы заказчик, значит, вы, как минимум, царь. Он исполнитель – холоп! На равных с холопом общаться противопоказано!
Каждый сверчок знай свой шесток!
9 Мотивируйте на результат
Обещайте премии и различные вознаграждения за выполнение раньше срока! Всегда можно найти причину, чтобы не платить, как вариант сказать, что предложение действительно только в високосный год и об этом надо было догадаться самостоятельно!
Обещать — не значит жениться!
10 Прощайтесь на позитиве
Если вы больше не планируете работать с программистом, не платите ему за работу! Зачем переплачивать! Художник рисует – программист работает, и получают удовольствие. Вам платить никакого удовольствия нет, вот и не платите, побалуйте себя!
На основании Указа Президента Российской Федерации от 11.09.2009 г. № 1034, поздравляю всех, с днем программиста!
Желаю стрессоустойчивости (не путать с пофигизмом) при общении с пользователями!
Ясного ума! Пусть в вашей жизни будет побольше позитива и человечности!
Вы описали принципы работы большинства госзаказчиков и значительной части бизнеса :)) Причём не только в отношении с программистами.
Все правильно, кроме этого:
И да — 1 Доширак в час — это много. Это же программисту выпадет целых 24 доширака в день — а он столько не съест.
(1)Я описал всех тех кто мне по подался)) Собирательный образ.
Многое еще не вошло, цензурно не выразить было ))
(2)Поправил, спасибо 😉
(3)Действительно, перебор. Очень щедрое предложение ))
В копилку бредовостей: просите от программиста ежедневно присылать отчет о проделанных работах, желательно с хронометражем )))
(7) самый главный показатель кол-во строк кода. Он должен фиксировать их ежечасно и предоставлять отчет. Как только вы видите, что кол-во строк кода падает, сразу же вызывайте программиста на ковер и требуйте объяснений.
(8)
он же Индусский код
(7)У меня на первом месте работы в сфере 1с было круче.
Каждый день с 16:00 по 17:00 к программистам по очереди по удаленному столу подключался коммерческий директор и по телефону нужно было рассказывать показывая что ты сделал за сегодня.
Отчитался час отдыхай ))
Иногда бывали письма счастья если он был в отпуске или занят с темой «Сегодня не будет»
А вообще я даже благодарен за такой контроль был, можно было и вопросы какие то порешать в ходе разговора.
Когда-то заказчик из другого города попросил сделать пару доработок. Согласовали оценку по времени, но потом он начал настаивать на установке ПО для просмотра и фиксации моей деятельности. Отказался. Объяснил, что он увидит, что я основную часть времени буду смотреть на код и только за 10-20 минут все напишу, получиться, что я только эти 20 минут работал. Если не устраивает, пусть ищет дешевле по времени и стоимости и ставит другим что угодно. Согласился 🙂
(10)Как то проходил собеседование в одну компанию, в которой 1сник в конце месяца берёт «обходной лист» и все сотрудники должны расписаться в листе что он выполнил их задачи и претензий они не имеют, если кто то не расписывался то или снималась часть премии или не получить ЗП пока не будет всех подписей.
(12)А если подписывающий отсутствует?
(13)Не выяснял этот момент 🙂
После рассказа про «обходной лист» я начал с ними прощаться…
У меня года три назад был такой заказчик — «грамотный». с УПП 1.3, но очень старой.
Так как программа использовалась только для упр. учета и продаж, ее не обновляли никогда.
Релиз древний, точно не помню уже.
А до меня, у него в базе поработали за еду видимо человека три, как минимум.
После этого конфигурацию можно было выкинуть т.к. доработать ее уже было невозможно.
В любом блоке изменяешь, вылазит в самом не предсказуемом месте.
Ну например. За еду ему напрограммировали так, что при проведении одного документа, данные изменялись в документах другого вида. Прямо в обработке проведения так и написано: залазим в документ основание, и там чистим поле статус, или изменяет сумму и т. д.
Такие интересные вещи можно было услышать когда бухи перепроводили документы. Чуть ли экзорцистов не вызывали в помощь.
Поработав с ним две недели, я дал полный отчет о том, что там напрограммировали, как нужно было автоматизировать его процессы, и что нужно было добавить в программу и как. И попрощался, т.к. развивать программу просто уже невозможно.
Причем деньги заказчик платил, и настойчиво интересовался что было сделано, и в чем суть и т.д.
Прошло полтора года и мне снова позвонили от этого заказчика.
Причем позвонила АЖ аналитик по внедрениям и постановщик задач — так представилась.
С предложением автоматизировать упр. зарплату. Бонусы, проценты от продаж, сложные проценты от продаж, которые никто посчитать не может.
Ну думаю, ничего себе. Появился отдельный человек на запросы от пользователей и все такое.
Стало интересно на чем работают. Оказалось что программа все та же. Очень огорчило.
Сказал что в этой программе я делать ничего не буду.
Предложила она мне другую задачу. Выгрузить все файлы в тома на диск.
Я это предлагал сделать еще полтора года назад — все ясно, думаю.
Я соглашаюсь. Делаю. Готовлюсь к установке. Предупреждаю админа, что нужно сделать доступ к каталогу где будут хранится файлы и т.д. А он мне говорит: «так ведь у нас и так файлы на диске лежат. У меня целый винт отдельный для этого торчит в стойке». Покопался я в алгоритмах и действительно, есть подписка на события и есть код и даже что-то работает. Что-то, потому что при проведении тестов, оказалось что в базе все равно лежит 50 гигов файлов, которые почему то не выгрузились. Ну да ладно.
Вот и сказочке конец. Но за работу они мне заплатили, потому что им было это очень нужно, и срочно, и они сами предложили мне 100% предоплату. А я согласился. И как оказалось не зря.
Так вот мораль сей басни такова, что в том деле, в котором реально сам ничего не понимаешь, быть хитрожопым не только вредно но и не выгодно.
Ну вот, кто то сейчас примет это за эталон, и понесется))
(16)Я работал в конторе в которой по крайней мере 50% из этого было эталоном))
Просто Там был менеджер-Менеджер и он никак не мог понять что прейскурант от нас не получит и прочие вещи))
Сейчас работаю с ними в виде подработки на моих условиях. Все довольны и счастливы.
(17)
Это прекрасно)))
У нас новое предложение. Дежурить по выходным — бизнес же круглосуточно работает, значит и программист должен
(18)
Пусть нанимают отдел дежурных программистовадминистраторов))
П.С. А вообще эту тему они проходили при Вадиме ;))
Диагноз — «Цикличное администрирование бизнес процессов»
(16)Не понесется, посылаю всех кто с такими замашками, лучше на диване полежу и телек посмотрю.
(20) однако есть те кто готов с этим мериться, и еще даже демпинговать под эти условия)
Жизненно, такие клиенты попадаются достаточно часто.
Лично, для себя я нашел выход, это подписание плана работа с четким сроком и деньгами.
Также в договоре, прописываю, что срок может быть перенесен по объективным причинам (например болезнь ключевого пользователя) или задержка с предоставлением исходных данных.
Если заказчик согласен, подписываем документы и начинаем работать и сколько ушло времени, это уже не важно.
Можно конечно промахнуться в оценке работа, но с опытом промахи, стали значительно меньше.
Также стараюсь уйти от часов, а то вот с ними, как раз часто и получается неразбериха.
Если и приходиться работать по часам, то всегда первый час оплачивается полностью (далее по 30 минут).
Никакой поминутной тарификации, не проповедую.
(21) Не думаю что найдётся много людей готовых мЕриться уровнем собственного идиотизма, а вот мИриться, да приходится.
(3) Не съест, так понадкусывает!!!