Семнадцать мгновений весны

Когда сдал ЕГЭ досрочно.

Семнадцать мгновений весны

 

         Вот и подошел к своему логическому завершению цикл статей про ЕГЭ. На прошлой неделе я сдал ЕГЭ досрочно. Хочется подвести итоги.

 

Почему статья так называется?

       

         В цикле про ЕГЭ всего 17 статей. Почему «весны»? Экзамен проходил в «юном месяце апреле», 3.04.19. Причем здесь Штирлиц? Взаимосвязь с разведкой станет ясна позднее.

 

 Список статей

 

Цель статьи

       

         Рассказать о системе ОГЭ/ЕГЭ, учебе на гуманитарном факультете одного из лучших вузов России.

 

Далекий 2024 год, ОГЭ по информатике

        

         Я сдавал ОГЭ (основной государственный экзамен) в 2024 году. Для получения аттестата в 9 классе необходимо было сдать два обязательных экзамена и 2 на выбор. Среди обязательных – русский язык и математика, и т. к. я учился в техническом классе, школа настояла, чтобы дополнительными были физика и информатика. Об этом стало известно ближе к середине учебного года. К этому моменту я знал информатику от слова «никак». Да, у нас были занятия, примерно раз в неделю, но учителя сменялись настолько часто, что дальше перевода из десятичной системы счисления в двоичную я так и не продвинулся (кроме того, научился рисовать в программе «Paint», делать презентации в Microsoft Power Point и кое-как справляться с таблицами в Microsoft Excel – самые важные навыки были получены).

 

         Когда пришло осознание, что от экзамена никуда «ни скрыться, ни спрятаться», начал подготовку. У меня не было репетиторов, полагался полностью на собственные силы. Школа пошла навстречу, и у нас в расписании добавился один элективный (обязательный) урок информатики. Школа смогла найти нам педагога, который не ушел через месяц, осознал всю вдруг свалившуюся на его плечи ответственность, и принялся учить нас всему тому, что мы должны были изучать с пятого класса. Но где-то в середине учебного года мы узнали, что она беременна.

        

         Итак, через пару месяцев подходит заветный час «X», парты заметно поредели в сравнении с первыми занятиями, в классе остались самые упертые, стойкие и целеустремленные. Я заметно продвинулся в освоении материала, уже мог решать логические уравнения, задания на множества с кругами Эйлера и бегло управляться с Pascal’ем. И, как многие знают, ничего не может стимулировать сделать что-либо лучше, чем пари. Мы побились об заклад тогда с учительницей, что если я набираю максимальное количество баллов на ОГЭ, то она называет своего ребенка в мою честь. Соответственно, если не набираю, то не называет. Мне это показалось очень забавным пари, я не смог отказаться.

 

 

 Папкин комментарий.

 Умная учительница с прекрасным чувством юмора. Попробуйте взять на заметку этот способ мотивации: например, Начальник — Подчиненному: «Выполни план продаж за месяц — назову ребенка в твою честь», или Подчиненный — Начальнику: «Иваныч, выпиши мне премию — назову ребенка в твою честь».

  

         И после этого я начал готовиться особенно упорно и усиленно. Я хорошо помню, как целыми часами просиживал за Pascal’ем, осваивал не только те функции и процедуры, которые могли бы встретиться мне в ОГЭ, но и другие, более интересные, возможности встроенного графического интерфейса, редкие библиотеки и т.д.

 

         День экзамена. Трепет, волнение. Осознание того, насколько же сильно я вырос в информатике за эти месяцы, как много всего узнал. Это был недолгий, но тернистый пусть, полный трудоемким умственным трудом. Задания помню не слишком хорошо, но чего-то нового или неизвестного я тогда точно не увидел. Запомнилось также, что в аудитории не было камер, и можно было программировать на компьютере, в среде разработки (на ЕГЭ это запрещено, все необходимо решать на бумаге. Обидно, ведь нет даже возможности проверить полученный алгоритм в компиляторе).

 

         На ОГЭ было две самых сложных для меня задачи. Одна из них решается в Excel, другая – в Pascal. Суть Exсel’евской задачи следующая: есть 10000 записей в файле, необходимо отобрать соответствующие какому-либо условию. Ошибка в количестве на одну запись – минус балл. А задача на Pascal была очень похожей на двадцать седьмую ЕГЭ, там тоже можно было решать оптимально и не оптимально. Я решил первую, и вторую двумя вариантами. Ощущал себя уверенно, ждал высокие баллы.

        

         День объявления результатов был одним из самых нервных в моей жизни. Для того, чтобы узнать их, заходишь на сайт, вводишь свои паспортные данные, и получаешь сумму, а также подробно составленную таблицу с номерами заданий и набранными баллами. Я с самого утра обновлял станицу каждую минуту (и как только ИИ не причислил меня к ddos-атакующим 🙂 ). И вот наконец результаты появились. Барабанная дробь… У меня было на один балл меньше максимума, сняли в последней задаче. Какое у меня было разочарование! Это просто не передать словами. Не будет человека, названного в мою честь. ((

         Почему-то я решил выбрать ВУЗ гуманитарного направления. Начал готовиться к истории и английскому. В итоге баллы получились следующие: 96 – русский язык, 79 балла история, 83 балла английский, сумма – 258. К сожалению, этих баллов оказалось недостаточно для поступления на бюджет.

 

 

Факультет Международных отношений

Санкт-Петербургского государственного университета

        

         Коротко о ФМО СПбГУ. Факультет находится в здании бывшего Воскресенского новодевичьего Смольного монастыря (позже там находился Смольный институт благородных девиц), на площади Растрелли. Дорога от моего дома занимала более часа, это, пожалуй, было главное неудобство. Стоимость обучения – 300 000 рублей/год. ФМО СПбГУ имеет членство в APSIA (престижное объединение вузов, готовящих международников), недавно прошел переаккредитацию. Диплом двуязычный, особого образца. Такие дипломы в России могут выдавать только два вуза – СПбГУ и МГУ. Заверяют, что диплом котируется за границей и высоко ценится. Не проверял.

 

         До поступления на ФМО есть подготовительные курсы. Называется это «Школой международных отношений». Стоимость обучения в 2024/19 учебном году 80000 рублей.  Длится 8 месяцев.  По завершении необходимо написать научную работу, проводится защита, как в последующие годы – защита дипломных работ. В моей группе был один юноша, который посещал эту образовательную программу. По его словам, там было все тоже самое, что и на первом курсе факультета Международных отношений, только нагрузка была много меньше. Он чувствовал себя на факультете довольно уверенно, разбирался в расположении кафедр и кабинетов, знал многих преподавателей, и они знали его. Сложно сказать, насколько эта школа оправданна. Это своеобразный «симулятор» студенческой жизни. Но если все то же можно получить после поступления, то тогда зачем эта школа? Мне это напомнило подготовительные группы при школах.

 

         О поступлении. Минимальный балл ЕГЭ для подачи документов: история – 65, английский язык – 65, русский язык – 65. 70 бюджетный мест, 100 – по договору. В сравнении с предыдущим годом количество мест сократилось на 80. Средний суммарный балл по трем предметам на бюджетную форму обучения в 2024/2024 году составил 279 (93 балла по каждому предмету). На договорную – поменьше, примерно по 70 баллов по каждому предмету. Приемная комиссия находилась на Васильевском острове, на Большом проспекте. Там работают студенты магистратуры. Все очень вежливые, подсказывают дорогу, стараются всячески помочь.

 

 Папкин комментарий

 Примерно девяносто процентов студентов ФМО имеют медаль за окончание школы. Отличники.

 

         В общих чертах. Всего у меня было 10 пар в неделю. Если пересчитать на обычные уроки, то получается четыре урока в день (для пятидневной недели). Т.е. нагрузка стала значительно меньше, чем в старшей школе. Но это как раз меня чрезвычайно опечалило, потому что я был на договорной форме обучения, и хотелось получить максимум за эти деньги. Обучение представляет собой чтение новостей и их последующее обсуждение. Преподаватели настаивали, чтобы мы читали источники а не просто новостные агрегаторы, так что уровень английского за период обучения у меня немного улучшился, но об английском далее по порядку.

 

 

 Папкин комментарий.

То есть их учили работать с первоисточниками информации, что потом пригодится в работе по профессии. Например, ссылки на wiki — статьи не принимались вообще. Только первоисточники.То есть их учили работать с первоисточниками информации, что потом пригодится в работе по професии.То есть их учили работать с первоисточниками информации, что потом пригодится в работе по професии.То есть их учили работать с первоисточниками информации, что потом пригодится в работе по професии.

 

         Об английском языке. Язык международного общения, самый важный для дипломата наравне с китайским в современном мире. Преподавали нам его… никак. Может быть, я просто попал в неудачную группу, но преподаватель просто не являлся на пары, постоянно их переносил отменял, ссылаясь на болезнь. Иногда мы сдавали экзамены на знание грамматики, совсем как в одиннадцатом классе – сложность не изменилась совершенно. Иногда сдавали домашнее чтение (выбираешь какую-то книгу, связанную с Международными отношениями, читаешь оттуда 50 страниц, выписываешь слова, а потом устный зачёт по содержанию).

 

         О студентах. Ребята были чудесными. Концентрация воспитанных прилежных учеников на единицу площади зашкаливает. Также очень много иностранных студентов. В моей группе было три гражданина КНР. На потоке также были представители стран СНГ, КНДР, Японии.

 

         Кстати, на заметку: существенные бонусы при поступлении получают спортсмены и участники олимпиад (например, по культурологии).

 

         Был забавный случай, связанный с китайскими студентами. Педагоги рекомендовали делать доклады с ними в паре, чтобы помочь составить текст, и чтобы это был не гугл-перевод с китайского. И я взял в пару китаянку. Сначала мы пытались вместе работать, но к семинару надо было прочитать книгу объемом 800 страниц на русском языке, так что я понял всю тщетность этой затеи, и подготовил все сам. Отправил ей текст, она расставила над словами ударения. Разбили презентацию на два блока, поделили напополам. Когда моя коллега начала выступать, это было похоже на песню. Дело в том, что китайский язык характерен своей тоновой системой, всего есть четыре различных тона. И каждая гласная имеет определенную «певучесть». Мне пришлось «переводить» это на русский язык. Никто ничего не понял, но это звучало очень необычно. Примерно как название товара:

 

        

         О работе дипломатом. МИД РФ ежегодно трудоустраивает трёх дипломатов (только у меня на потоке было 250 человек). Дипломатический служащий, словно чиновник канцелярии. Его миссия – писать депеши (краткие заметки на отпущенные ему темы). Например, дипломат приезжает в посольство РФ в ФРГ, ему дают направления (от двух до четырех): деятельность партии Христианских демократов, Deutsche Bank, выборы канцлера ФРГ. Он регулярно пишет депеши, объемом 1-2 листов по каждому топику и направляет их в посольство России в Германии. Если в депешах что-то знаменательное и важное, их возвращают обратно дипломату для того, чтобы он сжал содержимое до половины листа, а затем направляют депешу в МИД. Но перед всем этим дипломату надо пройти стажировку при МИД РФ в Москве. Она длится около пяти лет, и в это время оклад будущего дипломата составляет 20 000 руб/мес. Поиск квартиры на стажере, дополнительных поступлений нет. В дипломатическом корпусе ранговая система, з/п повышается с выслугой лет. Первые десять лет она не превышает 40 000 руб.

 

 

 Папкин комментарий.

Видимо, с развитием информационных технологий, содержание обширных представительств за рубежом становится нецелесообразным. Большинство данных можно получать на удалении, встречаться – в Скайпе.

 

         Об онлайн-курсах. СПбГУ стремится сократить издержки, и активно переводит всех студентов на онлайн-курсы. Как правило, это общие дисциплины (Философия, История России, БЖД). Говорить о качестве подготовки не приходится. Как понимаете, зачеты и экзамены по ним самые настоящие. Студенты протестуют: ведь хочется получить полноценное образование, но администрация бездействует. С каждым годом количество дисциплин, изучаемых по онлайн-курсам, все будет возрастать. Среди моих одногруппников онлайн-курсы не слушал никто, а те, кто пытался, говорили, что это невозможно понять, что один теоретический блок длится пять минут, а вопросов по нему – более сорока.

 

 

 Папкин комментарий.

 Будет возможность сравнить с подготовкой в техническом ВУЗе.

 

         О сессии. Первую сессию закрыли все, китайцам, которые не могли свободно поддержать беседу на русском языке, поставили тройки по экзаменам и зачеты.

 

        О  студенческой жизни. Событий много. При вузе есть пара кружков – лингвополитика и студенческое научное общество. На студенческом научном обществе в последнее время даже создали собственное «радио», и учащиеся пробуют себя в качестве известных политологов, делятся своим мнением по поводу политической жизни стран зарубежья. Как и везде, зовут вступать в профсоюзы. Огромное количество открытых лекций, конференций, пленумов. Сами студенты очень активные. Были организованы различные мероприятия их силами, появился клуб любителей настольных игр при ФМО. Старосты организовали группу Вконтакте с шутками и мемами. В общем, студенческая жизнь кипит, искрится. Точно не заскучаешь.

 

 

Подготовка к ЕГЭ-2024 по информатике

 

         Всю изложенную выше информацию, как вы понимаете, я узнавал постепенно. И это начало давить довольно сильно. Мне было стыдно, что я учусь на договорной основе, и родителям приходится платить за мое бессмысленное и бесперспективное обучение деньги. Я понимал, что моя будущая работа в лучшем случае – учитель иностранных языков или истории в средней школе.

         Поэтому я написал заявление об уходе по собственному желанию и отчислился. Это случилось в декабре 2024 года.

         Сразу после этого я подал заявление на сдачу ЕГЭ-2024 по математике и информатике. Заявление подается в районном центре, нужен только паспорт и аттестат. Люди очень вежливые, стараются помочь, решить возникшие проблемы. Стать участником ЕГЭ можно до 1 февраля года сдачи. Т.е. если сдаешь в 2024, то подавать заявление можно до 1.02.2024.

         Пожалуй, самый смешной момент был связан с тем, что следить за датой выдачи уведомлений чиновники предложили либо через официальный сайт, либо через Telegram-канал (заблокированный на территории Российской Федерации). И это абсолютно официальный канал государственного учреждения. На заставке стоит красный фон с надписью «Что-то пошло не так! Попробуйте еще раз». И ссылка на донат для ФБК снизу. Это комично! 😉

         У меня получилась очень неловкая ситуация – перенесли даты ЕГЭ по информатике с 20.03 на 3.04. Я увидел эту информацию случайно, пришел в районный центр за уточнениями. Действительно, я оказался прав. Так что рекомендую следить очень внимательно за датами. Никто напоминать о предстоящем экзамене также не будет. Явка, по моим подсчетам, примерно 80%. Может, как раз из-за отсутствия навязчивой системы оповещений.

 

         Т.к. у меня уже был опыт по подготовке и сдаче подобного экзамена, дома были различные пособия, я знал необходимые сайты, взялся за нее довольно споро. Пособия, учебные материалы:

  • Информатика – задания, ответы, комментарии (ЕГЭ-2024) Н.Н.Самылкина, И.В.Синицкая, В.В.Соболева. Москва, 2024;
  • Учебные материалы К.Полякова;
  • Решу ЕГЭ;
  • Надеюсь, моими стараниями в список добавился Инфостарт.

 

         Родители попросили сходить хотя бы раз к репетитору. Это был непередаваемый опыт! Я прихожу, говорю, что у меня есть конкретные вопросы, и называю номера заданий. Чудесная женщина-репетитор сказала, что это здорово, но у нее учебный план по подготовке, и мы будем заниматься моими заданиями в марте. И в итоге мы учились переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно. Как понимаете, второй раз я к ней уже не пришел. Так что всем рекомендую заниматься самим. Репетиторы не научат чему-то сверхъестественному. И издержки меньше.

 

         Главный секрет подготовки в этом году. Материальная заинтересованность. И все. Вы, наверное, видели цикл статей по ЕГЭ по информатике. За каждую статью я получал аццкий гонорар. И это стимулировало меня много работать, решать огромные объемы задач, учиться, учиться и еще раз учиться. Так что если ваш сын/ваша дочь готовится к сдаче ЕГЭ, возьмите под карандаш этот метод. Реально работает.

 

Прохождение ЕГЭ-2024 по информатике

        

         Обычно я хорошо контролирую свои нервы, могу себя успокоить. У меня нет внешнего волнения, но с подсознанием ничего не сделать, ведь так? Примерно за два часа до подъема я уже проснулся. Заснуть больше не мог. У меня такое правило – в день сдачи экзамена до него, а также после – совсем не думать о предмете экзамена. Потому что в таком случае концентрация наивысшая в момент сдачи.

         Писал я ЕГЭ в той же школе, что и ОГЭ. Совпадение? Все педагоги были вежливыми, старались не нагнетать нервную обстановку, стремились помочь.       Подробнее о времени со входа на пункт приема экзамена до экзаменационной аудитории. На входе стоит охранник и полицейский. Полицейский держится чуть в стороне, охранник сверяет списки с паспортом. Если такой человек значится в списках – то его пропускают. Далее путь к столам регистрации, где экзаменуемый подтверждает, что средств связи с собой не имеет, и узнает номер экзаменационной аудитории. В гардеробе надо оставить верхнюю одежду. С собой нельзя иметь ничего, кроме паспорта, черных гелевых/капиллярных ручек и медицинских препаратов (по показаниям доктора). После экзаменуемый проходит через металлоискатель. И поднимаешься на свой этаж. Можно отметить, что на всем пути стоят сопровождающие, так что не заблудиться. Потом экзаменуемый вновь предъявляет паспорт, уже на входе в аудиторию, отмечают его присутствие, и говорят место в аудитории. Посадка в шахматном порядке. В аудитории непрерывно ведется видеонаблюдение.

         В этот раз в аудитории было несколько мужчин за тридцать. Люди решили изменить свою судьбу, получив высшее образование в области информационных технологий, и это здорово!

         Кроме них были также первокурсники, второкурсники, учащиеся колледжей, а также те, кто был пойман на использовании шпаргалок в прошлом году.

         Я один был одет в деловой костюм, остальные пришли в джинсах и кофтах. Когда я писал ЕГЭ от школы, нам очень рекомендовали надевать деловые костюмы, потому что это настраивает на нужный лад, и у присутствующих в аудитории учителей меняется отношение к экзаменуемому в лучшую сторону.

         О самом экзамене. В содержании заданий контрольно-измерительных материалов не было ничего нового по сравнению с предыдущим годом. Все задания, которые представлены в моих статьях, отражают содержание работы. Понятно, что были другие константы, но условия не изменились.

         Очень порадовала вторая часть, потому что я решал каждый из типов заданий в ней по много раз, и помнил ход решения. Пожалуй, единственная сложность второй части – большой объем решений. А все бланки ответов односторонние. Я взял дополнительно восемь бланков, т. е. всего моя работа заняла 10 листов + 1 лист на задания с кратким ответом. И каждый раз, когда у меня заканчивался лист, я поднимал руку, и мне выдавали новый. Учителям, как мне кажется, немного неудобно выдавать эти бланки. Надо вписать их номер в графу предыдущего листа и в специальный лист учета. Это занимает много времени. А если в аудитории много человек, которые идут на высокий балл?

         Экзамен длится 3 часа 55 минут. Почему так, спросите вы? Дело в том, что по рекомендациям министерства здравоохранения, человек должен принимать пищу каждые четыре часа. И если бы экзамен длился дольше, то в пункте приема экзамена пришлось бы кормить экзаменуемых по прошествии этого времени.

         Я сидел до самого конца, со мной остался один экзаменуемый. За минуту до окончания я поднял руку и сдал работу. Т.е. я писал экзамен 3 часа 54 минуты.

         Чувствовал себя уверенно. Результаты обычно обрабатываются десять дней, я ждал их 13.04, в субботу, но они появились уже в пятницу ночью, 12.04. На аппеляцию не ходил ни разу: смысла нет.

         Прикрепляю баллы за вторую часть:

 

 

         То есть за самую сложную часть я набрал максимальное число баллов без одного. Итоговую сумму называть не буду, но я остался доволен.

 

 Папкин комментарий

Это действительно реальная фотография. Я от своего сына таких результатов не ожидал. Наоборот, советовал ему не решать последнюю задачу. Теперь выбираем: куда идти работать — в Google или Apple. Что посоветуете?

 

         Большое спасибо всем, кто прочитал эту статью! Я надеюсь, она была полезной для вас!

4 Comments

  1. Petr54-ru

    Нормальный такой, поучительный провал в плане профориентации ребенка. Чем такое, куда полезнее было бы в армию на год сходить.

    У меня в этом плане был один скользкий момент, когда в конце первого курса политеха ребенок пошел подрабатывать на СТО и там стал подаваном для агрегатчика и моториста, с точно таким же дипломом, как и он должен был получить. Вопрос у него возник — нафига ему этот диплом, если он и так напрактиковавшись, сможет быть и агрегатчиком, и мотористом и даже автоэлектриком? Я тогда чего-то на ходу придумал, даже уже не помню что, и у меня как-то получилось разогнать его сомнения.

    А что касается гуманитарного образования, то я в универе общался с нашими студентами-гуманитариями, они каждый семестр переваривали кубометр книжек. У них тогда в авторитете был Моисей Иосифович Рижский, они его называли папа Рижский, он их учил, что гуманитарием человек ставится к пятидесяти годам, когда вся усвоенная им информация, прорастает в голове причинно-следственными связями, так чтобы можно было всей этой информацией управлять. Так что если студент гуманитарий не пашет как трактор, усваивая глыбы информации, то это скорее всего профанация, а не учеба.

    Reply
  2. vasilev2015

    (1) Здравствуйте !

    я бы не сказал, что это провал. Интересный опыт, который мог окончиться успешно с вероятностью 0,5.

    Конечно, армия это тоже опыт и все что не убивает делает сильнее.

    Некоторые военнослужащие действительно достигают просветления и понимают задним числом, зачем красить траву в зеленый, а снег подметать ломом, круглое — кантовать, а квадратное — катить.

    Некоторые считают, что жизнь сложная, нужно много учиться и сторониться дебилов, а некоторые считают, что жизнь простая как выстрел, нужно жить в свое удовольствие и сторониться мудаков. Но никто из них не прав. Истина где-то там.

    В общем, спасибо за отзыв.

    Reply
  3. Petr54-ru

    (2)

    Интересный опыт, который мог окончиться успешно с вероятностью 0,5

    Судя по тому, что вы в этой статье написали,

    О работе дипломатом. МИД РФ ежегодно трудоустраивает трёх дипломатов (только у меня на потоке было 250 человек).

    вероятность вовсе не 0,5 а 0,012. С точки зрения здравого смысла — это нулевая вероятность и без волосатой лапы и наличия стартовых условий на первые 10 лет работы, там делать нечего. Это все можно было пробацать заранее, пообщавшись с выпускниками и старшекурсниками. Любой нормальный человек, если ему накрыть поляну в нормальном заведении всю подноготную расскажет.

    Что нормальному человеку нужно от нормального образования:

    1. Получить востребованную профессию, которая в обозримом будущем будет актуальна и будет кормить.

    2. Возможность вписаться оттуда на работу по профессии.

    3. В процессе учебы обрасти связями, которые впоследствии будут помогать жить.

    А тут и год потрачен на околачивание груш непарным мужским органом, и немалые родительские деньги тоже коту под хвост.

    Недавно один мой товарищ рассказывал про каких то родственников подружек его жены. Один парниша получил на платном какой то диплом, теперь работает таксистом в Яндекс-такси, типа свобода, не офисный планктон, сам на себя работаю. А второй парниша платно стал экономистом и пошел работать в кальянную раскуривателем кальянов. Второму недавно повезло, его забрали в морскую пехоту, там его скорее всего приведут к адеквату.

    Reply
  4. vasilev2015

    (3) Да, очень важно работать по специальности. Будем надеяться на лучшее. ))

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *