Вычисление 200 тысяч знаков числа pi

В статье рассматриваются возможности платформы выполнять сверхточные вычисления без использования сложных алгоритмов и внешних компонент на примере вычисления числа pi.

После прочтения статьи о недокументированной возможности добавления миллисекунд к дате (для тех, кто еще не знает, вот ссылка), задался вопросом: а что с числами? До какого предела точности мы можем вычислять результат?

Первое, что сразу пришло в голову — это попытаться определить машинное эпсилон, исходя из предположения, что представление числа в 1с это просто число с плавающей точкой, хранящееся как мантисса и показатель степени. В результате проверки обнаружилось, что предела деления как такового не существует.

При попытке вычисления программа просто зависает:

e = 1;
Пока 1 + e/2 > 1 Цикл
e = e/2;
КонецЦикла;
Сообщить(е);

Получается, что мы можем делать вычисления с неограниченной точностью, а точнее пока не закончится оперативная память.

Итак, проверим это. Возьмем произвольное число, например 23 и поделим его на 10 в степени 1000, прибавим к полученному результату 1.

а = 1 + 23*Pow(10, -1000);
Сообщить(а);   //1

Возвращается вроде единица без хвостика. Однако, это только кажется. Отнимем от результата 1, а после домножим то, что получилось обратно на 10#k8SjZc9Dxk1000:

а = 1 + 23*Pow(10, -1000);
Сообщить(а);   //1
Сообщить((а-1)*Pow(10, 1000));   //23

Наше число 23 никуда не пропало, оно хранилось в переменной а. Дробная часть, несмотря на ничтожную значимость по сравнению с целой частью, сохранилась.

Очевидно, что серьезная финансовая программа не может работать с такими стандартными типами как float и double и должна использовать тип, который обеспечивает поддержку десятичной арифметики с плавающей запятой (например, в java для этих целей используется тип BigDecimal, в Python тип Decimal). Получается, 1с предоставляет пользователю возможность рассчитывать себестоимость продукции с теоретически бесконечной точностью.

Однако, на вывод данных ограничения все же накладываются. Минимальное число (больше нуля), которое может отобразить программа это 10#k8SjZc9Dxk(-324). Не спрашивайте почему.

а = Pow(10,-324);
Сообщить(а); //0,000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000001
а = Pow(10,-325);
Сообщить(а); //0

Следовательно, мы можем производить различные математические вычисления с космической точностью. И это без всяких внешних компонент.

Теперь перейдем к теме и попробуем рассчитать число пи со сколь угодно малой погрешностью.

Сначала немного теории…

Один из самых простейших способов вычислить число пи — это использовать известную с начала XVIII века формулу Джона Мэчина:

 

 

 

Самое замечательное в ней то, что арктангенс прекрасно раскладывается в ряд Тэйлора:

Переводим это в код:

Пи = 0;
Для Сч = 1 По 1000 Цикл
Зн = ?(Сч%2 = 0, -1, 1);
Ч = (Сч*2-1);
Пи = Пи + Зн*(16/(Ч*Pow(5,Ч)) - (4/(Ч*Pow(239,Ч))));
КонецЦикла;
Сообщить(Пи)  //3,141592653589793238462643383529999816173450437691564002130.......

И…. Сразу получаем… Всего 27 верных знаков после запятой.

Увеличение счетчика не приводит к точности вычислений.

Вы, конечно же, догадались в чем здесь проблема. Дело в том, что при делении, например, 1 на 3 выводится результат 0,333333333333333333333333333, ограниченный только 27 знаками. Можно ли обойти это ограничение? Оказывается, точность деления зависит от точности числителя дроби и следовательно, если мы добавим к нему очень малую величину, то результат будет вычислен с той же точностью.

Немного подправим код выше:

Пи = 0;
Ош = Pow(10,-2000);
Для Сч = 1 По 1000 Цикл
Зн = ?(Сч%2 = 0, -1, 1);
Ч = (Сч*2-1);
Пи = Пи + Зн*((16+Ош)/(Ч*Pow(5,Ч)) - ((4+Ош)/(Ч*Pow(239,Ч))));
КонецЦикла;

Далее попробуем сравнить точность полученного результата со справочным значением числа пи (первые 4 млн. знаков можно взять отсюда). Для этого будем извлекать по 10 знаков полученного числа в строку:

 //Число получено, но 1с отображает только 324 знака после запятой
//Выведем домножением остальные символы
ПиСтрокой = "3.";
Для Сч = 1 По 100 Цикл
ПиСтрокой = ПиСтрокой + Сред(Пи, 3,10);
Пи = Пи*Pow(10,10)%1;
КонецЦикла;

//Сравнение с оригиналом:
ПиОриг = "3.1415926535897932384626433832795028841971693993751058209749445923078164062862089986280348253421170679821480865132823066470938446095505822317253594081284811174502841027019385211055596446229489549303819644288109756659334461284756482337867831652712024091456485669234603486104543266482133936072602491412737245870066063155881748815209209628292540917153643678925903600113305305488204665213841469519415116094330572703657595919530921861173819326117931051185480744623799627495673518857527248912279381830119491298336733624406566430860213949463952247371907021798609437027705392171762931767523846748184676694051320005681271452635608277857713427577896091736371787214684409012249534301465495853710507922796892589235420249561121290219608640344181598136297747713099605187072113499999983729780499510597317328160963185950244594553469083026425223082533446850352619311881710100031378387528865875332083814206171776691473035982534904287554687311595628638823537875937519577818577805321712268066130019278766111959092164202489";
Сообщить("Пи оригинал: " + ПиОриг);
Сообщить("Пи вычислен: " + ПиСтрокой);

Для Сч = 3 По 1002 Цикл
Если Сред(ПиОриг, Сч, 1) <> Сред(ПиСтрокой, Сч, 1) Тогда
Прервать;
КонецЕсли;
КонецЦикла;
Сообщить("Точность вывода знаков после запятой: " + (Сч-3));//Точность вывода знаков после запятой: 1 000

В результате за 1 секунду мы получили 1000 верных знаков. Напомню: в конце XIX века Вильям Шенкс нашёл 707 знаков числа пи, потратив на это 20 лет своей жизни. Однако, в 40-х годах, с помощью первых появившихся ЭВМ, было выяснено, что в своих расчетах он допустил ошибку на 520-м знаке и дальнейшие его вычисления оказались неверными.

Далее попробуем вычислить больше знаков и воспользуемся для этого формулой Бэйли — Боруэйна — Плаффа, выраженной через отношение двух полиномов:

Код:

Пи = 0;
Ош = Pow(10,-10002);
Ст16 = 1;
Для Сч = 0 По 8298 Цикл
к1 = Сч;
к2 = к1*к1;
к3 = к2*к1;
к4 = к3*к1;

Числ = (120*к2+151*к1+47)+Ош;
Знам = (512*к4+1024*к3+712*к2+194*к1+15)*Ст16;
Ст16 =  Ст16 * 16;
Пи = Пи + Числ/Знам;
КонецЦикла;

После сравнения с оригиналом получаем за 25 секунд 10 000 верных цифр после запятой. Уже что-то.

И напоследок, нельзя не привести способ вычисления пи согласно безумной формуле братьев Чудновских (вдруг кому пригодится), с помощью которой они установили рекорд вычисления (на тот момент): 5 триллионов знаков после запятой! 

Но для этого нам понадобится изначально вычислить квадратный корень из числа 10005, входящий в формулу. Для этого воспользуемся итерационной формулой Герона.

а = 10005;  //Число из которого извлекам корень
КвКорень =sqrt(а);  //его начальное приближение
Ош = Pow(10,-300000);
Для Сч = 1 По 15 Цикл
КвКорень = (КвКорень+(а+Ош)/КвКорень)/2;
КонецЦикла;

И теперь вычислим пи методом Чудновских:

Пи = 13591409;
ak = 1;
k = 1;
Для Сч = 1 По 20010 Цикл
ak = (ak * -((6*k-5)*(2*k-1)*(6*k-1))+Ош)/(k*k*k*26680*640320*640320);
Пи = Пи + ak*(13591409 + 545140134*k);
k = k + 1;
КонецЦикла;
Пи = (Пи * КвКорень+Ош)/4270934400;
Пи = (1+Ош)/Пи;

В результате 283 789 точных знаков за 3 минуты! «У кого есть охота, пусть идёт дальше», как сказал когда-то Людольф ван Цейлен, вычислив 4 столетия назад 20 точных знаков числа пи после 10 лет упорной работы.

Спасибо, что дочитали до конца.

93 Comments

  1. Rise-s

    Познавательно

    Reply
  2. ImPenguin

    Интересно! У вас там в тексте ошибочка, вы пишете что минимальное отображаемое число 10#k8SjZc9Dxk(-234), а в примере указываете -324

    Reply
  3. Oleg_nsk

    (2) Спасибо. Поправил.

    Reply
  4. user940969

    Любопытное исследование. Однозначно плюс.

    Reply
  5. nomadon

    Какая разрядность платформы использовалась для экспериментов?

    Reply
  6. SerVer1C

    Интересно. Но не всё так просто:

    а = 3 / 7;

    а = а + 1;

    результат = а * 7;

    Сообщить(Формат(результат, «ЧГ=»));

    напишет: 10,000000000000000000000000003

    И на будущее: не используйте 1с в алгоритмических расчетах, любой ЯВУ будет в ~10…100…1000 раз быстрее!

    Reply
  7. Perfolenta

    (6) мелкая поправка: любой компилируемый язык будет быстрее, а с интерпретаторами не все так однозначно…

    тем более, если учесть разрядность чисел в 1с… не каждый интерпретатор имеет такие числа… например, OneScript не имеет… а тем более с такими не документированными возможностями, которые рассматриваются в этой статье…

    Reply
  8. SerVer1C

    (7) Вы, наверное, ну щупали Python…

    Reply
  9. scientes

    Любопытно. Я не знал, что 1с выполняет деление с точностью числителя. Пользовался собственной процедурой ДлинноеДеление. Оказывается, можно поступить проще.

    Reply
  10. Oleg_nsk

    (5) х64

    Reply
  11. Perfolenta

    (8) все там предсказуемо… стандартный Питон — обычный медленный интерпретатор (может чуть-чуть быстрее, чем 1С, но не критично), однако существуют реализации Питона имеющие JIT компилятор, которые вполне естественно работают на много быстрее…

    У интерпретаторов есть одна особенность. Скорость работы алгоритмов зависит от числа и качества библиотечных функций, которые интерпретатор использует при вычислениях…

    Reply
  12. frkbvfnjh

    Оооочень круто, сам недавно делал эксперименты по расчету ПИ в 1С и выяснению максимальной точности чисел после запятой, но так далеко не зашел, не догадался, что в 1С с дробными числами так же все интересно как и с датами. Спасибо за публикацию!

    Reply
  13. frkbvfnjh

    (9) А можете привести текст своей функции ДлинноеДеление? Очень интересно посмотреть.

    Reply
  14. SerVer1C

    (11)

    стандартный Питон — обычный медленный интерпретатор (может чуть-чуть быстрее, чем 1С

    Откуда такая уверенность? Обоснуйте свой ответ, желательно, с пруфами.

    Reply
  15. HEKPOH

    Респект и уважуха!!!

    Reply
  16. DarkAn

    (13) Скорее всего (9) имеет ввиду Сокровище Рамануджана, я буквально на днях ознакомился с данной статьей, но тут действительно шагнули дальше, то есть глубже.

    Reply
  17. scientes

    (16)Совершенно верно, в этой статье есть пример такой функции.

    Reply
  18. Perfolenta

    (14) пруфов не нашел, хотя интернет забит статьями типа «почему Питон медленный»…

    попробовал протестировать сам… взял свой компилируемый Net язык, Python 3.5, и 1С 8.3.13.1644

    запустил вот этот код:

    n = 139
    j = 0
    while j < 100000:
    j = j + 1
    fib1 = 1
    fib2 = 1
    i = 0
    while i < n — 2:
    fib_sum = fib1 + fib2
    fib1 = fib2
    fib2 = fib_sum
    i = i + 1
    print(fib2)
    

    Показать

    и соответственно:

    n=139;
    j = 0;
    Пока j < 100000 Цикл
    j = j + 1;
    fib1 = 1;
    fib2 = 1;
    i = 0;
    Пока i < n — 2 Цикл
    fib_sum = fib1 + fib2;
    fib1 = fib2;
    fib2 = fib_sum;
    i = i + 1;
    КонецЦикла;
    КонецЦикла;
    Сообщить(fib2);
    

    Показать

    результат такой:

    компилируемый Net язык — 0,21 сек

    питон — 5,7 сек

    1С — 112 сек

    т.е. 1С действительно подтвердила, что она очень медленная, но и Питон показал, что он все таки не компилятор…

    Правда в этом тесте надо учесть,что разные языки используют разные числовые библиотеки… у 1С самые многоразрядные числа и она в них считает от начала и до конца.. А Питон судя по всему повышает разрядность чисел динамически по мере необходимости… мой язык считал в Net типе Decimal…

    Скажу честно, от 1с ожидал большего 🙂

    так что соглашаюсь с вами — Питон значительно быстрее 1с…

    Reply
  19. scientes

    Вопрос на засыпку на собеседовании:

    «Вывести на печать значение дроби (1+1e-400)/)7»

    Reply
  20. KEV8383

    Прям ностальгия по физмату )))

    Reply
  21. starik-2005

    (18)

    Питон значительно быстрее 1с…

    А С быстрее любого другого языка, фактически (с О3 и march=native mtune=native). У меня множество Мандельброта 30FPS на Ryzen 1600 (3,4 Ггц) в 500×500 точек рендерится в один поток )))

    Reply
  22. starik-2005

    (18)

    компилируемый Net язык — 0,21 сек

    вот в 10 раз больше вычислений на С.за 0,016 секунд на виртуальной машине на моем рабочем ноутбуке…

    Reply
  23. starik-2005

    (18)

    компилируемый Net язык — 0,21 сек

    Вот под винду 1кк раз, т.е. в 10 раз больше вычислений:

    c:1>test.bat
    Текущее время: 16:35:36,56
    Введите новое время:
    c:1>test.exe
    fib=50095301248058389000000000000.000000
    Текущее время: 16:35:36,70
    Введите новое время:
    c:1>

    Т.е. тут у нас 0,7-0,56 = 0,14 секунды, в принципе аналогично линуксовому времени.

    Reply
  24. tsukanov

    А что если я скажу что тут меряются длинной арифметикой и кривой результат на double не особо интересен? )

    Reply
  25. Perfolenta

    (23) кривой результат на Double мой компилируемый Net язык тоже в 10 раз быстрее делает…

    5,00953012480584E+28

    Время в секундах: 0,0219402

    на Си конечно можно писать более быстрые программы, чем на любом языке более высокого уровня, но и трудозатраты значительно больше… а на ассемблере еще быстрее, и труднее…

    Reply
  26. starik-2005

    (25)

    а на ассемблере еще быстрее, и труднее…

    ну смотря что. Фиббоначчи на асме написать не труднее, но и скорость, полагаю, будет может быть раза в два всего быстрее за счет регистров, но, опять же, для 64-битных регистров для 139-го числа уже нехватит разрядов, поэтому придется юзать два 64-битных регистра (типа XAX+XDX. Сегодня до дома доберусь — проверю.

    Reply
  27. starik-2005

    (24) у меня целочисленный вариант быстрее отрабатывает, но и 64 бит на 139-й фиббоначчи уже маловато. Поэтому целочисленной арифметикой тут мериться тоже смысла нет. А так — да, раза в 3 быстрее получается.

    Reply
  28. starik-2005

    Кстати, только заметил, что винда меньше разрядов отдает для double, поэтому нолики на конце)))

    Reply
  29. starik-2005

    Попробовал на асме — такая же скорость.

     mov rcx ,100000
    l0:
    push rcx
    
    mov rcx ,138
    mov rbx ,1
    mov rax ,rbx
    mov r8 ,0
    mov r9 ,r8
    l1:
    add rax ,rbx
    adc r8 ,r9
    xchg rax ,rbx
    xchg r8 ,r9
    loop l1
    
    pop rcx
    loop l0
    
    mov rbx,30
    lea rsi,[msg]
    l2:
    sub rdx,rdx
    mov rcx,10
    div rcx
    
    add dl,30h
    mov [rsi+rbx],dl
    dec rbx
    
    or rax,rax
    jnz l2
    
    mov edx,msg_size
    lea rsi,[msg]
    mov edi,1  ; STDOUT
    mov eax,1 ; sys_write
    syscall
    
    xor edi,edi ; exit code 0
    mov eax,60 ; sys_exit
    syscall
    
    segment readable writeable
    
    msg db ‘                                                  ‘,0xA
    msg_size = $-msg

    Показать

    В итоге на моем домашнем iIntel® Core™ i7-2670QM CPU 0.036 секунд — и это больше, чем на моем рабочем i7-5500U на С++ (видимо из-за SSE — здесь просто целочисленная 128-битная арифметика, 64-битная быстрее на 0,005 сек).

    sergey$ time ./a00
    4114278174457313509
    
    real 0m0,036s
    user 0m0,032s
    sys 0m0,000s
    

    Не стал бодаться, чтобы все цифры вывелись — вывел только младшие 64 бита — вломы было )))

    Reply
  30. Perfolenta

    (26) фибоначчи это не программа… это микропрограмма… 🙂

    Reply
  31. Perfolenta

    (29)

    что-то результат у вас не понятный… вроде вот так должно быть:

    фиб(138) = 30 960 598 847 965 113 057 878 492 344

    фиб(139) = 50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    наверное на ассемблере все же сложнее 🙂

    Reply
  32. starik-2005

    (31) так написал же, что только младшие 64 бита вывел.

    Reply
  33. Perfolenta

    (32) я просто не понял как эти младшие разряды сопоставить с результатом… не видно ни каких совпадений…

    Reply
  34. starik-2005

    Попробовал без цикла сделать, т.е. просто add,adc,xchg, xchg — и так 138 раз. И стало работать за 0,016-0,017 сек для 128 бит и за 0,010-0,011 для 64 бит. В принципе 80-битный double вполне себе укладывается в погрешность на уровне битности (0,016 за 80 бит vs 0,017 за 128 бит vs 0,011 за 64 бита).

    Reply
  35. starik-2005

    (33)

    … не видно ни каких совпадений.

    Я на С++ 64-битное беззнаковое целое гонял — аналогичный результат.

    Reply
  36. starik-2005

    (31)

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    101000011101110111011100101010100011100100011000110110000000000000000000000000000000000000000000 — последние 43 бита пустые, однако…

    Reply
  37. Perfolenta

    (36) т.е. у вас получилось

    50 095 301 248 058 388 718 985 150 464

    вместо

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    где-то намутили…

    Reply
  38. Perfolenta

    так и не понял, удалось ли вам получить на ассемблере

    результат 50 095 301 248 058 391 139 327 916 261?

    Reply
  39. starik-2005

    (38)

    так и не понял, удалось ли вам получить на ассемблере

    результат 50 095 301 248 058 391 139 327 916 261?

    Да, получилось. Только вывел в двоичной системе. В итоге на 128 бит все-равно вышло дольше, чем на 80 на С.

    00000000000000000000000000000000101000011101110111011100101010100011100100011000110110100011001110000111101010111011100011100101

    Вообще, если без вывода бинарного значения, то 0,017 секунд получается.

    ЗЫ: В общем С++ — читер, т.к. при компиляции с О3 он часть расчетов не делает — сворачивает. При компиляции без оптимизации 0,072 время, т.е. в 5 раз дольше.

    Reply
  40. starik-2005

    (37) это у меня получилось отправить в онлайн-калькулятор ваши цифры ))

    Reply
  41. Perfolenta

    (40) понял…

    Reply
  42. Perfolenta

    (39) теоретически, расчеты с константами компилятор может проделать на этапе компиляции… когда-то, еще на Фортране, такое видел… процессоры тогда совсем слабенькие были, но программа с миллионами тяжелых циклов выполнилась мгновенно… мы удивились и дизассемблировали ее… а там просто готовый ответ выводился… все были в шоке… сейчас уже конечно не вспомню, что за компилятор фортрана был, но тогда впечатлило сильно… компилятор просто понял, что ни каких данных извне в программу не поступает и посчитал все заранее…

    Кстати, еще сильно влияет на результат метод измерения времени… встроенный в компьютер таймер интервалы менее 50 миллисекунд очень не надежно измеряет… только в тиках процессора более менее точно получается, да и то, зависит от реализации (мир теперь многопоточный)…

    Reply
  43. Perfolenta

    (39) скажите, вы в личку заглядываете? Я вам там вопрос написал, если можно, ответьте парой слов… спасибо…

    Reply
  44. starik-2005

    (43) я как бы живу в линуховом мире. Тут NET — это джава, но я ее не люблю, поэтому пишу на С++, тем более что у меня нет проблем с пониманием того, как работает самый низкий уровень.

    Reply
  45. starik-2005
    Reply
  46. Perfolenta

    (45) да, результат интересный, однако вы отлично подтвердили тезис, что на ассемблере еще сложнее сделать, но работает быстрее…. правда, современные ассемблеры тоже стали довольно дружелюбными, гораздо приятней, чем раньше…

    Reply
  47. starik-2005

    (46)

    однако вы отлично подтвердили тезис

    Не совсем. Тут сложно было только разделить 128-битное целое на 10, ибо если частное не попадает в 64 бита, то система отваливается на оверфлоу, что странно… В итоге нашел в интернетах, как это делается))) Все как на 1С.

    Reply
  48. Perfolenta

    (47) не понял… хотите сказать, что на ассемблере писать легко? будьте объективны… если кто-то посмотрит впервые на листинг вашей программы, то все что он сразу поймет это то, что есть два вложенных цикла… а вот что и зачем там гоняется по регистрам сразу не поймешь, надо сидеть и думать… так это еще совсем простой алгоритм… если бы на ассемблере писать было не сложно, то и другие языки не понадобились бы…

    слегка помогут комментарии в листинге, но это не слишком упростит восприятие программы, только понимание того, что и где происходит…

    Я, конечно, со времен КР580ВМ80, Z80 и i286, i386 на ассемблере больше не писал… уже навыки не те, забывается и от жизни отстал, но писал много и прекрасно знаю, что на ассемблере писать сложнее, чем на Си, на Си сложнее, чем на Бейсике и т.д.

    У ассемблера, как языка, есть только два достоинства, скорость и компактность бинарного кода… у языков высокого уровня достоинств гораздо больше, чем и обусловлен выбор большинства программистов…

    Reply
  49. starik-2005

    (48)

    Я, конечно, со времен КР580ВМ80, Z80 и i286, i386 на ассемблере больше не писал… уже навыки не те, забывается и от жизни отстал, но писал много и прекрасно знаю, что на ассемблере писать сложнее, чем на Си, на Си сложнее, чем на Бейсике и т.д.

    Фактически первый — это тот же 8086 от intel’a. А я в свое время на К1801ВМ(1) писал — аналог процессоров DEC (СМ ЭВМ), Там я даже в машинном коде (8-битный код, типа 10001 = mov (1) R0 (00), R1 (01) , 20001 = CMP R0, R1, ну и т.д.) писал без труда. На Z80 уже машинный код был сложен, асм тоже там с трудностями переносимости в памяти, поэтому проще было на бейсике писать, но только если скорость не нужна. На интеловских процессорах после К1801ВМх было непросто, т.к. не все регистры могли служить операндами для всех команд — что-то только с аккумулятором (то же деление), косвенная адресация только через индексные регистры — да, нужно было в голове держать, что SI+BX можно было написать, а SI+DX — нет.

    Но тем не менее достаточно просто все на асме в том случае, если тебе известно, как в памяти представлен тот или иной тип данных, как ее там выделить, как освободить — ведь асм, по-сути, все это у ОС выбирал.

    Я в свое время достаточно большой проект делал на Borland Pascal, и там была интерфейсная часть (текстовый интерфейс + VESA 800*600*16 — давно это было, под MS DOS 6.22 RTL PM), которая была написана на асме чуть менее, чем вся (стек окон, рисование объектов интерфейса, выделение цветом текста при выводе (с 0х0 для перфикса цвета), …). С тех пор не считаю асм сложным языком (по крайней мере 16-битный вариант).

    Reply
  50. starik-2005

    (48)

    У ассемблера, как языка, есть только два достоинства, скорость и компактность бинарного кода… у языков высокого уровня достоинств гораздо больше, чем и обусловлен выбор большинства программистов…

    Ну по поводу скорости — очень условно, т.к. с -О3 -flto и на С/С++ скомпилится очень быстрый код, который сам скопипастит столько раз твои add/adc/xchg, сколько надо ))) А вот по компактности — да, очень компактную программу можно получить (я под MS DOS делал вьювер PCX-файлов — вроде бы 250 байт был всего com-фвйлик).

    Reply
  51. Толямба

    (18)

    А Питон судя по всему повышает разрядность чисел динамически по мере необходимости… мой язык считал в Net типе Decimal

    Так ты и в питоне можешь считать в Decimal

    Reply
  52. Perfolenta

    (51) в данном случае основное сравнение было с 1с, поэтому я питону специально тип не указывал… код был почти 1 в 1…

    а в моем языке статическая типизация, поэтому пришлось указать Decimal…

    Reply
  53. Perfolenta

    (49) да, у нас с вами ностальгическая вечеринка… 🙂 сегодня не каждый «айтишник» скажет что такое VESA… 🙂

    Reply
  54. Perfolenta

    (50) по поводу скорости согласен, однако в ассемблере, как говорится, все в ваших руках, а не под капотом, как у плюсов…

    Reply
  55. Perfolenta

    (44) да, жаль, с вашим опытом 1с-ника и знанием языков низкого уровня, может что и подсказали бы мне…

    Reply
  56. starik-2005

    (55) если это не будет работать под *nix’ ами, то я даже посмотреть не смогу.

    Вообще, как-то с другом в школе еще писали транслятор. Т.е. он писал, а я ему делал механизм рассылки. Как раз на С все пилилось, а рассылку он вкомпилил с asm’а — дело было еще на УКНЦ в институте развития образования. И у нас бы все получилось, если бы не закон Мура)))

    Reply
  57. Perfolenta

    (56) ясно… компилятор и ИДЕ пока только под виндой работают… а полученные программы и на линуксах запускаются, но это пока мало протестировано… есть надежда, что с переходом на Net Core 3 ситуация с кроссплатформенностью сильно улучшится…

    Reply
  58. starik-2005

    (18)

    пруфов не нашел, хотя интернет забит статьями типа «почему Питон медленный»…

    Кстати, немного переписал на питоне код:

    for j in range(1, 100000):
    a = b = 1;
    for i in range(1,139):
    a = a + b;
    (a,b) = (b,a);
    
    print(a);
    

    В итоге вот как-то так на моей рязани:

    $ time python 1.py

    50095301248058391139327916261

    real 0m1,904s

    user 0m1,900s

    sys 0m0,004s

    Reply
  59. starik-2005

    Кстати, на 1С всего-то в 14,34 раз дольше, чем на питоне…

     т = ТекущаяУниверсальнаяДатаВМиллисекундах();
    Для х = 1 по 100000 Цикл
    а = 1;
    б = 1;
    для у = 2 по 139 Цикл
    а = а + б;
    д = а;
    а = б;
    б = д;
    КонецЦикла;
    КонецЦикла;
    Сообщить(ТекущаяУниверсальнаяДатаВМиллисекундах() — т);
    Сообщить(а);

    Показать

    В итоге:

    1С = 27 сек

    Python = 1.9 сек

    С++ = 0.016 сек

    Asm = 0.005 сек

    Т.е. асм в 3 раза быстрее С++, который в 100 раз быстрее, чем питон, который в 14 раз быстрее, чем 1С. Сейчас на PHP протестю )))

    Reply
  60. starik-2005

    PHP в 6 раз быстрее питона, однако…

    $i = 100000;
    while($i—) {
    $a = $b = 1;
    for($j = 1; $j < 139; $j++ ) {
    $a = $a + $b;
    $tmp = $a;
    $a   = $b;
    $b   = $tmp;
    }
    }
    print($a);
    

    Показать

    $ time php 1.php

    5.0095301248058E+28

    real 0m0,321s

    user 0m0,317s

    sys 0m0,004s

    $ php -v

    PHP 7.2.19-0ubuntu0.18.04.1 (cli) (built: Jun 4 2019 14:48:12) ( NTS )

    Copyright © 1997-2018 The PHP Group

    Zend Engine v3.2.0, Copyright © 1998-2018 Zend Technologies

    with Zend OPcache v7.2.19-0ubuntu0.18.04.1, Copyright © 1999-2018, by Zend Technologies

    Reply
  61. Perfolenta

    (58) да, это интересно… оказывается в питоне range быстрее, чем циклы while, почти в 1.6 раза… на моей машине 2.7 и 4.3 сек соответственно.

    в моем языке наоборот, циклы Пока почти на 30% быстрее… 🙂

    0.28 против 0.21

    у меня этот код вот так выглядит:

    Для j Из Ряд(2, 100000)
    Перем a,b тип Число = 1
    Для i Из Ряд(1,137)
    a += b
    Присвоить a,b = b,a
    КонецЦикла
    КонецЦикла
    ВыводСтроки b
    

    Показать

    у меня в ряде верхний предел включительно, поэтому числа скорректированы, но результат тот же…

    Reply
  62. starik-2005

    (61) а что у Вас за процессор? Просто интересно сравнить

    Reply
  63. Perfolenta

    (62) Intel Core i5-7200U 2.5GHz + 16Gb оперативки

    Reply
  64. starik-2005

    (63)

    i5-7200U

    А не пробовали асмовский код компильнуть? Там в заголовке нужно модель на виндовую поменять, чтобы в винде заработало. Просто интересно, на сколько 7200 быстрее моего рабочего 5500…

    Reply
  65. Perfolenta

    (64) а каким компилятором асма вы пользуетесь?

    Reply
  66. starik-2005

    (65) FASM, но и под NASM с небольшой модификацией можно скомпилить. Ну и вывод числа надо на INT 21H перепилить под винду.

    http://www.codenet.ru/progr/dos/dos_0017.php

    Reply
  67. Perfolenta

    (60) в типе Double не считается 🙂

    Reply
  68. starik-2005

    (61) оказалось, что можно еще быстрее (почти в два раза), при этом питон 2 быстрее чем питон 3 почти в полтора раза:

    for j in range(0, 100000):
    a = b = 1;
    for i in range(1,138):
    (a,b) = (b + a,a);
    
    print(a);
    time python 1.py

    50095301248058391139327916261

    real 0m1,167s

    user 0m1,167s

    sys 0m0,000s

    Reply
  69. starik-2005

    (61) кстати, на тему скорости. Вот, оказывается, есть такой проект — pypy, который компилит Python через трансляцию в С и выполняет его. При таком раскладе PHP отдыхает:

    $ time pypy 1.py

    50095301248058391139327916261

    real 0m0,181s

    user 0m0,169s

    sys 0m0,012s

    Reply
  70. Perfolenta

    (68) что-то наши с вами результаты вообще не коррелируют о каких бы языках не шла речь… видимо на линуксе и винде реализации интерпретаторов слишком различны… не только ведь процессор может быть виноват…

    в данном случае я получил на Питоне 3.5 предсказуемую экономию времени примерно на 20%, а вы пишете, что в 2 раза почти… а ведь мы экономим только одно чтение и одну запись локальной переменной… это не может дать в 2 раза…

    аналогичную экономию я получил и на своей перфоленте…

    кстати, на FASMе что-то у меня не заработал ваш код, а разбираться почему мне не захотелось… извините уж, но слишком давно я на ассме не писал и вряд ли уже буду… есть много не решенных других задач, жаль время тратить…

    Reply
  71. starik-2005

    (70) странно, что не коррелируют. Но, на всякий случай, подведу итоги:

    1. На питоне 2.7 алгоритм с двумя присваиваниями 1.904 секунды.

    2. На нем же алгоритм с одним присваиванием 1.167 — это не в 2 раза, конечно, но и не 20%.

    3. На PyPy алгоритм с одним присваиванием 0.181.

    По поводу кода, то код ядра интерпретатора вряд ли пишется отдельно для винды и линуха — там лишь механизм взаимодействия с ОС в некоторой части отличается. Сам интерпретатор идентичен. Винда может память выделять иначе, но вряд ли это будет существенно влиять, т.к в этих алгоритмах память почти не используется — четыре переменные всего.

    ЗЫ: а по поводу ассемблера, то это лишь тест оставшихся способностей преодолевать сложность))) Я скину для винды код, ибо у меня есть семерка на виртуалке. Поглядим что там как)))

    Reply
  72. Perfolenta

    (71) перетестировал еще раз на питоне 3.5.2: в первом случае 2.867 сек., во втором 2.325… у вас соотношение явно больше… почему, не понятно… в чем у вас такой выигрыш состоит, если число команд уменьшается не существенно?

    ОС вряд-ли тут может играть какую-либо роль… а реализация интерпретатора может…

    ЗЫ: способности преодолевать сложности у меня еще остались, а то я бы создание собственного языка программирования не ослил… а вот со временем жуткий напряг… и тут вряд ли я могу что-то поменять в ближайшее время…

    Reply
  73. Perfolenta

    (71)

    у меня есть семерка на виртуалке

    ну вот, а говорили, что даже посмотреть мой язык не сможете, т.к. не на чем.. 🙂

    Reply
  74. spacecraft

    (18)

    n=139;
    j = 0;
    Пока j < 100000 Цикл
    j = j + 1;
    fib1 = 1;
    fib2 = 1;
    i = 0;
    Пока i < n — 2 Цикл
    fib_sum = fib1 + fib2;
    fib1 = fib2;
    fib2 = fib_sum;
    i = i + 1;
    КонецЦикла;
    КонецЦикла;
    Сообщить(fib2);

    Показать

    1С — 112 сек

    А теперь попробуйте тот же код в ином оформлении:

    т = ТекущаяУниверсальнаяДатаВМиллисекундах();
    n=139;
    j = 0;
    Пока j < 100000 Цикл j = j + 1;fib1 = 1;fib2 = 1;i = 0;Пока i < n — 2 Цикл fib_sum = fib1 + fib2;fib1 = fib2;fib2 = fib_sum;i = i + 1;КонецЦикла;КонецЦикла;
    Сообщить(ТекущаяУниверсальнаяДатаВМиллисекундах() — т);
    Сообщить(fib2);

    Неожиданно? Да, 1С не хватает оптимизации, но не все так печально.

    Reply
  75. starik-2005

    (74) если взять код из (59) и свернуть в одну строку, то получается 8 секунд. Это в 4 раза 6 раз медленнее питона всего (8,33 против 1,38). Уже не плохо, но код в итоге не читаем совершенно становится.

    Reply
  76. spacecraft

    (75) Для конкретных таких мест, где требуется увеличение быстродействия, то вполне можно использовать. Рекомендовать использовать везде не буду, нет смысла.

    Reply
  77. starik-2005

    (76) я, так понимаю, что это просто выпиленные из 1С-асма строки «linenum XX». На них как-то больно много 1С тратит — больше половины времени.

    Reply
  78. spacecraft

    (77) я думаю, что можно использовать решение из этой темы и посмотреть что конкретно меняется в коде на низком уровне.

    Reply
  79. spacecraft

    (78) из этой темы: https://infostart.ru/public/1080907/

    Reply
  80. Perfolenta

    (74) 18 747 против 14 656 миллисекунд… лучше конечно, но не принципиально… всю программу в таком стиле не напишешь…

    вы, наверное, из конфигуратора под отладчиком запускали… поэтому у вас могла большая разница получиться…

    Reply
  81. starik-2005

    (80)

    14 656 миллисекунд.

    Что-то долго у Вас. У меня на i7-5500U так:

    Reply
  82. starik-2005

    (80) кстати, убрал пробелы — стало еще быстрее (это, кстати, на тему именования переменных — чем длиннее имя переменной, тем дольше работает 1С походу):

    Reply
  83. spacecraft

    (80) сравниваете какие листинги кода? Сами же приводили время выполнения кода (18) 1С — 112 сек. Код в (74) который в одну строку 1С — 14 сек. Разница довольно ощутимая.

    Reply
  84. Perfolenta

    (83) а, извиняюсь, значит это я прошлый раз лоханулся и под отладчиком запускал… сейчас: 18 747 против 14 656 миллисекунд… лучше конечно, но не принципиально…

    Reply
  85. Perfolenta

    (81) да ваш i7-5500U намного быстрее моего i5-7200U это мы уже с вами не раз отметили…

    Reply
  86. starik-2005

    (85)

    ваш i7-5500U намного быстрее моего i5-7200U

    Это мой Ryzen 1600 быстрее, а по поводу i5 с частотой 2,5-3,1, то вряд ли он будет медленнее чем i7 с частотой 2,4-3,0 )))

    Reply
  87. Perfolenta

    (82) а вот этого я вообще не понимаю… в теории байткод как раз и делается для того, что бы ни пробелы, ни длина имен не влияли на выполнение программы…

    ладно, еще можно понять, когда в одну строку быстрее работает, да и то с трудом (метка строки по идее должна просто пропускаться)…

    Reply
  88. starik-2005

    (87)

    а вот этого я вообще не понимаю

    Я тоже (первый вариант — в одну строку, второй — в несколько):

    ЗЫ: исходники в теме про асм.

    Reply
  89. Perfolenta

    (88) странно, у меня, как и в случае с питоном, разница значительно меньше получается… что мы с вами не так делаем?

    Reply
  90. Perfolenta

    (86) ну не знаю… сейчас запустил вашу обработку FIB.epf и получил 9 644, т.е. близко к вашему результату… но все равно на секунду медленнее…

    сравнил код… у вас все в одну строку, а у меня только циклы были в одну строку… и уже давало 14 656… это не 1с, а ребус какой-то… 🙂

    Reply
  91. starik-2005

    (90) дома на 1600-м райзене попробовал:

    8 102

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    8 110

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    8 125

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    12 743

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    12 682

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    12 659

    50 095 301 248 058 391 139 327 916 261

    В принципе видимо на работе действительно дебагер не выключен был, но тем не менее разница ощутима в одну строку и в несколько…

    Reply
  92. muskul

    Для вычисления диаметра вселенной с точностью до атома достаточно всего 63 знака после запятой

    Reply
  93. starik-2005

    (92)

    с точностью до атома

    Чета хренова точность, с учетом того, что в теории Инфляции первоначальная точка была типа размером 1*10-93, что уже 93 разряда до запятой )))

    Reply

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *